Еще один год упущен!

Пока МИД пытается со скандалом распределить средства на PR-проекты, упускаются реальные возможности что-то сделать для формирования позитивного имиджа страны.


Игорь Шевченко, управляющий партнер юридической фирмы «Шевченко Дидковский и Партнеры»


Несомненно, основополагающими факторами позиционирования государства в мировой экономике и политике должны быть исключительно национальные интересы. Однако успешное развитие отдельно взятой страны во многом зависит не только от ее собственных стремлений, но и от осознания того, чего от нее хочет остальной мир. Я утвердился в этом мнении, приняв участие в недавнем Всемирном экономическом форуме в Давосе в качестве члена Форума молодых лидеров мира. В этом году в его работе приняли участие 15 глав государств и правительств, 60 министров и около 2300 представителей мировой бизнес-элиты из 89 стран. За четыре с половиной дня было проведено более 240 официальных мероприятий. К сожалению, ни одно из них не посвятили Украине. В ходе же неформального общения основной эмоцией в отношении нашей страны и ее граждан было сочувствие. Вряд ли это именно то чувство, которое нам нужно сейчас. Все же в отсутствии у мирового сообщества других эмоций по поводу Украины мы должны винить прежде всего самих себя.


В прошлом году Всемирный экономический форум ознаменовался повышенным интересом к нашей стране со стороны организаторов. Свежи были впечатления от «оранжевой революции». С Украиной, совершившей своего рода переворот в массовом сознании граждан постсоветского пространства, связывалось немало надежд. Но уже киевский «мини-Давос», несмотря на активный диалог украинской власти и зарубежных инвесторов, не принес ожидаемых результатов. Мировая общественность до сих пор ждет от руководства нашей страны конкретных действий по претворению в жизнь множества объявленных планов и программ.


Форум — это не только престижное место встречи людей, которым волею судьбы предопределено оказывать влияние на положение дел во всем мире. Его скорее можно сравнить с масштабным аналитическим центром, на протяжении года отслеживающим проблематику и основные тенденции в развитии как отдельных государств, так и человечества в целом. Исходя из полученных данных и составляется тематика форума, которую организаторы предлагают гостям для обсуждения в формате качественного диалога.


Работать в «мирных» условиях пока получается плохо


У любой страны есть разный имидж: политический, экономический, характеризующий ее инвестиционную привлекательность и др. Если же брать в целом его интегрированное значение для Украины, то имидж нашего государства, конечно же, улучшился после «оранжевой революции». Такие «громкие» события, как революция, — мощный фактор формирования имиджа государства. Но они, к счастью, случаются не так часто. Поэтому на первый план выходит регулярная, плановая работа в «мирных» условиях.


Разумеется, люди, имеющие какое-то отношение к Украине, ведут здесь бизнес, по-другому ко всему этому относятся. Правда, таких в Давосе было меньшинство. Остальные же в лучшем случае знают, что есть такая страна, Ющенко — ее Президент, была «оранжевая революция», народ там чего-то добился. Но у них нет восприятия Украины как равноправного игрока на международной арене.


Я думаю, что виноваты в этом в том числе и просчеты последних месяцев нашей внешней политики и вообще неудовлетворительная работа над формированием имиджа государства. Средства на эту работу выделяются мизерные. И под большим вопросом остается эффективность их использования. Чего стоит один скандал, разразившийся после проведения МИДом тендера в декабре прошлого года по выбору подрядчика для реализации программы формирования имиджа страны.


Мы отстали еще на один год


Давос — то место, где одновременно собираются сотни и тысячи людей, которых в теории коммуникаций называют лидерами мнений. Воздействуя на них, можно «достучаться» до десятков и сотен тысяч других. Об этом знают во многих государствах и активно используют такую возможность. Маленький Бахрейн делегировал на форум не только своих представителей, но и организовал презентации, распространил информационные материалы. Польша, Турция провели в рамках форума различные приемы, встречи, дискуссии. Даже Франция (развитая страна, кто сейчас не знает о ней?) все равно активно демонстрировала свою привлекательность для инвесторов. А под знаком Индии вообще прошел практически весь форум. По неофициальной информации страна потратила на это $5 млн. И такое массированное воздействие, направленное на лидеров современного мира, не может оказаться напрасным.


Об Украине же не упоминалось практически ничего. Официальных лиц здесь вообще не было. Единственным мероприятием стал частный обед, организованный Виктором Пинчуком для потенциальных инвесторов в экономику Украины и состоявшийся вне официальной программы форума. И большинство гостей скорее всего пришли на мероприятие по личной просьбе организатора, а не из искренней заинтересованности нашим государством.


Пока МИД пытается со скандалом распределить средства на PR-проекты, упущена замечательная возможность реально что-то сделать для формирования позитивного имиджа страны. Ведь следующий форум состоится только через год.


Формировать имидж через информирование о реальных достижениях


Давосский форум — это не только инструмент национального промоушена, но и место для общения, обсуждения глобальных проблем. Там завязываются двух-, трехсторонние отношения. В неформальной обстановке появляются идеи и зарождаются проекты, которые потом реализуются в том числе и для того, чтобы повышать имидж той или иной страны.


Я беседовал с сенатором Джоном Маккейном, человеком, который намерен баллотироваться в президенты США. Он недавно приезжал в Украину, очень тепло отозвался о стране и людях, но все равно с сочувствием: у вас то один кризис, то другой, постоянно какие-то проблемы. Мол, мы вас поддерживаем, но сделайте что-то сами, потому что это ваша страна.


Давос — крупнейшее собрание лидеров мнений.

С одной стороны, нужно налаживать контакты, с другой — обязательно демонстрировать свои достижения, любые, пусть даже на первый взгляд незначительные. Иначе получится, что есть такая страна — Украина. А что дальше? Бренд-«оболочка», пустой внутри. Нельзя заверять в инвестиционной привлекательности страны и одновременно постоянно слышать о проблемах, скандалах и т. п. Ведь у нас есть не только проблемы, но и пока пусть редкие, успешные примеры их решения. Мировой общественности следует активнее, через международные СМИ, объяснять суть процессов. Например, что формальные показатели внешней торговли ухудшились потому, что прекращен колоссальный лжеэкспорт, а объемы импорта выросли из-за того, что товар стали чаще растаможивать по его реальной стоимости, и т. п. Что цифры роста ВВП действительно снизились, но доходы бюджета при этом выросли в разы. Все это говорит о реальном оздоровлении экономики. Именно об этом должны писать Financial Times и Wall Street Journal в противовес проплаченным статьям известных украинских олигархов о реприватизации и прочей надуманной несправедливости по отношению к ним и их бизнесу.


Нужна стратегическая воля


Разумеется, у правительства очень много насущных проблем, которые, как зачастую оказывается, необходимо было решить еще вчера. Нередко приходится действовать, как пожарной команде: авария в Алчевске, птичий грипп в Крыму, скачок цен на сахар, вымерзшие озимые. Но это не означает, что не нужно заниматься стратегией. Скорее наоборот. Тот же политико-газовый кризис продемонстрировал, что в нашей стране за годы независимости реально ничего не сделано ни для повышения топливной безопасности, ни для снижения энергозатратности экономики.


Нужны планы, стратегические программы. Главное — наличие государственной воли и правильный подбор людей. Тяжело совмещать тактику и стратегию, но это надо делать. Другого пути нет. Ведь тактика без стратегии — это просто следование за событиями, да и то не самое эффективное.


Закрытие СЭЗ с их налоговыми льготами, бесспорно, — жесткий, зато эффективный шаг. Но ведь стимулирование развития приоритетных отраслей и сфер необходимо. Отрадно, что в правительстве понимают обязательность поддержки, целевого финансирования. При этом важно финансировать конкретные проекты, людей, а не какие-то структуры. Иначе средства будут в лучшем случае неэффективно использоваться, а в худшем — разворовываться.


После участия в мероприятиях как самого Всемирного экономического форума, так и Форума мировых лидеров мира у меня возникла идея отыскать и объединить молодых лидеров Украины, работающих в разных регионах страны и в различных отраслях, и организовать их совместную работу, которая могла бы помочь решению хотя бы некоторых национальных проблем.  







Диагноз — «нестабильное, кризисное государство»


Международной социологической ассоциацией, действующей на базе крупнейших западных вузов, была проведена серия опросов, призванных выяснить, каков образ Украины в глазах жителей Европы и США.


Оказалось, что имидж нашей страны на Западе «туманный и обезличенный». Она представляется бедной страной с низким уровнем жизни, пребывающей в политической неопределенности, не имеющей политической культуры и зависимой от России.


62% респондентов, принадлежащих к деловой и политической элите, воспринимают Украину как нестабильное, кризисное государство, обломок советской империи (36%). Правда, при этом 38% полагают, что Украина является молодой демократической страной, 14% — страной, которая имеет перспективу, 9% — восточноевропейской страной, ориентированной на Запад.


23% участников массового опроса сообщили, что положительно оценивают «оранжевую революцию». 22% относятся к изменению политического курса страны нейтрально, 6% считают, что произошло только формальное перераспределение власти, 4% неоднозначно оценивают это событие, а 2% — негативно. Ну а 43% опрошенных затруднились высказать свое отношение к «оранжевой революции», поскольку, видимо, не слышали о ней.


По материалам utro.ru.

Залишити відповідь