Очень лаконичный в своих советах Козьма Прутков однажды открыл простой рецепт получения лучшего: «Зри в корень!».
19 марта 2006 года в большом зале оперной студии Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского выступит квинтет, собранный из музыкантов, представляющих гарлемскую традицию американского джаза. Очередной проект «Международного джазового абонемента» — это возможность услышать музыку, ставшую культовой, в живом оригинальном исполнении.
За комментариями по поводу предстоящего выступления «&» обратился к советнику министра культуры, главе экспертного совета по вопросам джазовой музыки Петру Полтареву.
Текущее состояние легенды
«&»: Что представляет собой в наше время тот легендарный Гарлем, музыкантов которого нам предстоит услышать?
П. П.: Сейчас Гарлем — достаточно цивилизованный район, который, на мой взгляд, цивилизованнее, чем Бруклин (пусть на меня не обижаются). Здесь уже давно нет тех трущоб, с которыми его обычно ассоциируют. Но джазовое шоу продолжается и, слава богу, мы имеем возможность посмотреть его таким, каким оно должно быть по-настоящему. Хотя я ничего не имею против музыкантов и школ других направлений.
«&»: Жива ли там все еще знаменитая музыкальная традиция?
П. П.: Если учесть, сколько поколений сменилось с 1920-х годов, можно сказать, что эта музыка вошла в гены местных исполнителей. Поэтому гарлемские музыканты — своего рода бренд, говорящий, что это профессионально, что это базовая музыка, которая не может быть вторичной. В Гарлеме она формировалась как стиль и продолжает развиваться сейчас. Это место сохранило свой статус. Там масса клубов, где играют блестящие джазмены. Туристы, да и местная публика знают: для того чтобы послушать хороший джаз, надо ехать в Гарлем. И я счастлив представить этих музыкантов в Киеве.
Джазовый «мальчик» в ожидании зрелости
Вокалист «Гарлем джаз квинтета» Грегори Портер считается джазовым вундеркиндом. Уже в пять лет он записал несколько джазовых стандартов. Первым его талант обнаружил Мелвин Вайнс — музыкант, обладающий авторитетом в американских джазовых кругах: «Когда он спел мне в студии, я понял: это человек, который может сказать свое слово в джазе». На киевские концерты Г. Портер попал по рекомендации того же М. Вайнса.
«&»: Что можно рассказать о Грегори Портере для тех, кто не был на его выступлении в прошлом году? П. П.: Он уже сделал немало как музыкант, записал ряд альбомов, имеет имя в Нью-Йорке, но среди асов джаза, конечно, считается еще «мальчиком». Джаз вообще музыка зрелых людей и к вундеркиндам относится осторожно. У него еще многое впереди, но, на мой взгляд, среди черных исполнителей он очень перспективен. В нем присутствует состояние свинга и внутреннего драйва. Он может петь и по-современному, и в лучших традициях музыки того времени, когда еще блюз и свинг не был устаревшими понятиями.
Бесспорно, у него откровенная тяга к вокальной манере, которую называют crooning. Скажем так, это сентиментальное исполнение, очень мягкое, лирическое. Оно чувственное, но без блюзовой глубины. Сам стиль сознательно облегчен, и главное в нем — красивость. Что в свое время позволило ему завоевать популярность среди белой публики.
Предыдущий концерт Портера в Киеве прошел с очень большим успехом.
Необходимые мужчины
«&»: Остальные участники проекта, кто они?
П. П.: Они из старшего поколения, и очень опытные. И П. Хиггинс, и Г. Бенди вообще впервые приезжают выступать в Европу. При этом участие Пейшенса Хиггинса удачно вписывается в концепцию нашего проекта. Дело в том, что мы стараемся представлять не только рафинированный джаз, но еще и околоджазовые направления. Так вот, он играл в нескольких интереснейших стилях. С одной стороны, это ритм-энд-блюз — урбанистическое проявление блюза, ритмизированное и жесткое. Союз этого направления с джазом очень обостряет последний. С другой — что тоже очень существенно — он участвовал в формировании соула, играя с такими звездами, как Уилсон Пиккетт и Арета Франклин (а это все-таки леди-соул). Это, по моему мнению, гигантский плюс для джаза. Во-первых, соул — музыка высокоинтеллектуальная и духовная, потому что она близка к госпелу. А во-вторых, она достаточно близка к танцевальным формам, что делает джаз более доступным.
Грегори Портер: восхождение новой звезды или апогей джазового вундеркинда?
Если обратить внимание на тот факт, что Пейшенс Хиггинс был солистом у Дюка Эллингтона, то, по-моему, это само по себе уже свидетельство того, что он — музыкант высочайшего уровня.
Будет ли петь барабанщик Грег Бенди — я не знаю. Но очень хотелось бы, потому что он известен как интересный вокалист. Он играл с Фредди Хаббардом и Джорджем Бенсоном, которые входят в обойму суперзвезд. И данный факт в комментариях не нуждается.
Лучший план — отсутствие плана
«&»: Влияет ли на качество выступления то, что гарлемские и российские музыканты, которые участвуют в проекте, ни разу не играли в таком составе?
П. П.: Джазовые профессионалы буквально за одну-две репетиции находят общий язык. Им не надо расписывать ноты. Стоит лишь договориться, что в этом месте импровизацию играет один, в том — другой. Они прикидывают примерную последовательность гармоний, и этого вполне достаточно. В этом и есть сущность джаза: с одной стороны, музыканты ощущают плечо друг друга, а с другой — джазовая музыка во многом спонтанная и на глазах у публики создается каждый раз заново.
Если бы мы давали в Киеве не один концерт, я уверен, что публике было бы очень интересно сравнить композицию, звучавшую вчера, и ее же, звучащую сегодня. И разница была бы достаточно внушительная. Значит, эта музыка никогда не надоедает.
«&»: Есть хотя бы какой-то план на киевский концерт?
П. П.: Будет два отделения. В первом — хорошая инструментальная музыка, а второе пройдет с упором на вокал Грегори Портера. Впрочем, возможны изменения, зависящие от того, в какой форме доедут до Киева музыканты. Кроме того, программа может меняться прямо на сцене. Могут звучать произведения, которые вообще не были запланированы. Но главное, что все музыканты очень высокого уровня, а это уже гарантия успеха.
Дешевое — не значит второсортное
«&»: Ваши проекты всегда отличала демократичная цена билетов.
П. П.: Буду откровенен: мы здесь практически не зарабатываем. Делается все возможное, чтобы наши проекты были демократичны и доступны. Потому что в отношении данной музыки существуют принципы, которые нельзя нарушать. За все это время у нас практически ни разу не было спонсоров, так как нам не хочется испытывать чужое влияние. Даже вкусовое. Но, разумеется, если найдутся люди, которые действительно захотят помочь развитию музыкальной культуры, мы будем рады их поддержке. Пока что, используя собственные силы, мы можем ограничить стоимость самых дорогих билетов 70 гривнями.
«&»: Тем не менее считается: дорого — значит качественно.
П. П.: Здесь ситуация обратная. Звезды, действительно, высочайшего уровня. Но у нас специальная ценовая политика, обусловленная просветительским характером нашей деятельности. Мы можем делать элитные концерты в клубах. Например, 18 марта гарлемский состав выступит в «Персоне». Мы открыты для контактов с организаторами, и те люди, которые не хотят смешиваться с широкой общественностью, могут получить клубный вариант.
Состав гарлемского десанта Грегори Портер (Gregory Porter) — яркий джазовый вокалист, обладающий красивым баритоном, хорошо известен в США. Г. Портер — четырехкратный лауреат премии Broadway Musical, участник бродвейского шоу The civil war и автор многочисленных аудиозаписей, которые регулярно транслируются американскими радиостанциями. Он — поклонник творчества знаменитого джазового пианиста Нэта Кинга Коула, наследует его манеру вокального исполнения. Пейшенc Хиггинс (Patience Higgins) — в данном проекте заявлен как тенор-саксофонист, однако спектр его музыкальных возможностей позволял ему играть на самых разных инструментах в очень известных проектах. Среди тех, с кем он стоял на одной сцене, такие суперзвезды, как Уилсон Пиккетт, Арета Франклин, Маккой Тинер и др. Долгое время Хиггинс был солистом легендарного оркестра Дюка Эллингтона. Грег Бенди (Greg Bandy) — барабанщик и вокалист, любимец музыкальных журналистов. Исполнительский класс Бенди подтвержден его музыкальным сотрудничеством с Фредди Хаббардом, Джорджем Бенсоном и другими известными джазменами. Самый музыкальный район Америки Гарлемский джаз (Harlem jazz) зародился в Гарлеме, районе Нью-Йорка, во второй половине 1920-х — начале 1930-х годов. Образ жизни кварталов, компактно заселенных чернокожими американцами, в начале XX века отличался от других городских районов Америки тем, что там были сосредоточены развлекательные заведения, работавшие круглосуточно. Характер предлагаемых развлечений превосходил самые смелые предположения среднего гражданина США, воспитанного в пуританских традициях. В антураж ночного разгула человеческих пороков отлично вписывалась подчеркнуто эротичная, основанная на блюзе музыка, исполняемая черными музыкантами. Предтечей Гарлема и символом первого этапа развития джазовой музыки считается новоорлеанский Сторивилль и аналогичный район в Чикаго. Гарлем, подхвативший эстафету у своих предшественников, стал местом возникновения самобытного блюза, собственной школы фортепианного джаза (гарлемский страйд-стиль) и оркестрового свинга (гарлемский джамп). Особой вехой в музыкальной жизни знаменитого района считается деятельность Дюка Эллингтона, выступавшего со своим оркестром во многих гарлемских клубах.