Цивилизация мобильных

Новые технологические решения в области мобильной связи уже опережают существующие бизнес-модели, найденные на сегодняшний день операторами. И это — зона их конкурентного роста.



В мире не уменьшается спрос на мобильные телефоны. По данным исследовательской компании Gartner, в 2005 г. было продано 816,6 млн. трубок, что на 20% больше, чем в 2004 г. Примерно одинаково востребованными являются все категории моделей: от навореченных до простейших. Для каждой из них есть своя целевая аудитория. Искушенные пользователи в развитых странах, сменившие уже не один телефон, интересуются новинками. Молодежи важны мультимедийные свойства. Пенсионеры и жители развивающихся стран очень чувствительны к цене. Бизнес-пользователям интересны расширенные коммуникационные возможности. Есть и более специфические, и узкие аудитории (любители необычного дизайна, ценители механической прочности и защищенности трубок и др.).


Теоретически любому производителю интересны все эти потребители. Но поскольку, как известно, объять необъятное невозможно, компания выбирает для себя приоритетных потребителей и атакует их наиболее привлекательными, на ее взгляд, предложениями.


Предложения эти комплексные. Одной из важнейших составляющих являются свойства самого товара. Как выглядит сотовый телефон ближайшего будущего, можно было воочию посмотреть, посетив крупнейшую в мире IТ-выставку CeBIT, проходившую в середине марта в Ганновере (Германия).


Деньги и выдержка — главные инструменты победы над потребительской инертностью


Потребители в массе своей весьма консервативны. Очень часто они довольствуются теми устройствами, которые у них есть. И поэтому не спешат обновлять их. Но производители давно открыли рецепт противодействия, в основе которого — деньги и выдержка. Деньги нужны для того, чтобы сначала разрабатывать новинки, а потом убеждать потребителей, что именно это им очень нужно. Разумеется, далеко не всегда такие новинки оказываются «пустышками», они действительно привносят в жизнь людей новые возможности. Но, чтобы потребители убедились в этом, кроме денег, нужна еще и выдержка. Действительно, когда несколько лет назад Samsung начал использовать в сотовых телефонах цветные экраны, многие видели в этом чисто маркетинговый ход. Но вскоре многие же и удивлялись: как можно смотреть на черно-серый экран? С не меньшим скепсисом были встречены и цифровые камеры, встроенные в телефоны. Но на CeBIT-2006 многие посетители щелкали в павильонах уже не камерами, а телефонами. А тот же Samsung продемонстрировал предсерийный образец телефона с камерой в 10 мегапикселей.


Если судить по экспозиции CeBIT-2006, то конструкторов сотовых телефонов вдохновляют мультимедийность, мобильное телевидение, гонка за скоростью передачи данных, интеграция в одном устройстве различных коммуникационных возможностей и стремление сделать трубки более тонкими.


Мир хочет развлечений. И важно ничего не забыть


Современный телефон часто является настоящим центром развлечений, в который встроены МР3-плеер, фотовидеокамера, радиоприемник, игры. Производители соревнуются, чей звук лучше, у кого больше встроенной памяти и пикселей в фотоматрице. Основная масса телефонов на CeBIT имела камеры с фоточувствительными матрицами с двумя мегапикселями. Но у BenQ-Siemens 10 из 12 новых моделей имели 3,2 мегапикселя. Такие же камеры и у Sony Ericsson. Для того чтобы использовать возможности такой матрицы, нужны качественные объективы. Поэтому Samsung оснастил свою 10-мегапиксельную камеру выдвижным объективом (как и ее предшественников с камерами в 5-8 мегапикселей).


Для хранения снимков, полученных такими камерами, требуется много памяти в телефоне. Не меньше ее нужно и для хранения аудиофайлов. Для этого новые модели оснащаются встроенной памятью до 64-80 Мб и разъемами для подключения различных карт флэш-памяти. Но лидеры ранка считают, что современный потребитель достоин большего. Поэтому Nokia в модели N91 предусмотрела 4 Гб памяти. А Samsung впервые в мире поместил в трубку жесткий диск на 8 Гб (модель SGH-i310).


Мобильное телевидение — новая индустрия на подходе


Компания Siemens провела опрос более 5300 абонентов в восьми странах мира, попросив их высказать свое мнение о новых беспроводных приложениях. Больше всего (74%) потребители во всех странах мира заинтересованы в мобильном доступе к электронной почте. А около 59% опрошенных проявили интерес к мобильному телевидению. Причем в Корее, где эта услуга уже коммерчески доступна, более 90% респондентов проголосовали за мобильное телевидение.


Samsung оснастил свою 10-мегапиксельную камеру выдвижным лбъективом

Под мощным давлением производителей телефонов сотовые операторы стали создавать опытные зоны мобильного телевещания. Сейчас таких операторов около 40 (все они работают в сетях 3G). В Финляндии вскоре будет выдана первая в Европе лицензия на такое вещание. Первый опыт говорит, что абоненты вполне готовы платить за телевидение на телефоне 5-10 евро в месяц.


Но путь к вершинам мобильного телевидения тернист. Во-первых, нет единого стандарта такого вещания, основные производители используют четыре различных варианта. Во-вторых, во многих странах не хватает свободных частот. В-третьих, отсутствует необходимая нормативная база; операторам и производителям обещано, что Европейская комиссия в ближайшие 12 месяцев примет решение по правилам осуществления телевещания на мобильные телефоны. В-четвертых, для передачи в формате мобильного телевидения нужны специальные продукты (например короткие фильмы), которых пока нет.


Nokia N92, Samsung SGH-P900, Samsung SGH-P910 и некоторые другие модели уже сейчас позволяют своим владельцам быть на «ТВ-связи».


Быстро, быстрее, еще быстрее — гонка за скоростью передачи данных


Вот уже несколько лет операторы в некоторых странах Азии и Западной Европы, а также в США строят сети третьего поколения сотовой связи (3G), называемые в Европе UMTS. Одно из главных отличий этих сетей от нынешних 2G и 2,5G состоит в значительно большей скорости передачи данных. Но после начала эксплуатации оказалось, что сети UMTS оказались не настолько быстрыми, как ожидалось. Поэтому был разработан «ускоритель» — технология HSDPA.


Pantech стилизует телефоны под аксессуары для женщин

Оператор Vodafone запустил HSDPA-сервис во время выставки CeBIT в четырех городах Германии, включая Ганновер. Оператор представляет новую услугу под названием UMTS Broadband. Пользователям это удовольствие обойдется в 49 евро в месяц за 5 гигабайт трафика в пределах абонентской платы и 0,50 евро за каждый мегабайт сверх того. Пока что новый сервис доступен обладателям ноутбуков и коммуникационных карт с поддержкой HSDPA, но уже вскоре на рынке Германии появятся телефоны Samsung SGH-Z560 с поддержкой этой технологии.


Исследование, проведенное организацией GSA, показало, что уже почти 70 мобильных операторов во всем мире проявляют интерес к развертыванию систем HSDPA. Такая сеть в начале марта была запущена в Болгарии.


Интеграция коммуникационных возможностей


На CeBIT-2006 производители решительно заявили, что готовы стереть все границы между телефонией и Інтернетом, и продемонстрировали разнообразные вариации на тему конвергенции. Они «скрестили» стационарный телефон с мобильным, собрали в одном аппарате GSM, VoIP (интернет-телефонию), Wi-Fi (беспроводные сети передачи данных). BenQ-Siemens представила телефон Р51, в который «вписала» Skype — программу, позволяющую осуществлять звонки через Интернет, а также оснастила его GPS-модулем (спутникового позиционирования) и поддержкой беспроводных сетей Wi-Fi. Samsung продемонстрировала прототип телефона, который может работать как в сотовых, так и в сетях Wi-Fi. Аналогичные модели (6136, 9300i, E60 и др.) имеет и Nokia. Свой Wi-Fi Skype-телефон продемонстрировала и компьютерная компания Asus.


Ну, а Deutschе Telekom представила так называемый дуальный телефон (dual phone) под названием T-One, который является одновременно и стационарным, и мобильным. Аппарат в зависимости от местонахождения пользователя сам выбирает, в каком режиме ему работать.


Кроме того, в предложении всех ведущих поставщиков появились телефоны, позволяющие работать в сетях как GSM, так и UMTS.


Тонко, тоньше, еще тоньше — в моде изящество


Слово slim («тонкий») бросалось в глаза почти на всех стендах ведущих производителей. Толщина 20 мм становится недопустимой роскошью даже для моделей-слайдеров. А уж моноблоки от Samsung и VK вообще «похудели» до 8,8-8,9 мм.  







Будущее — за конвергенцией устройств


Джи Хьюн Квон, корпоративный вице-президент Samsung Electronics:
— Объект нашего ближайшего интереса — мобильные мультимедиаустройства и средства широкополосного доступа четвертого поколения (4G). В частности, телефоны класса «все в одном», совмещающие в себе функции пульта управления, устройства хранения данных, телевизионного приемника, аудио- и видеоплеера, фото- и видеокамеры, игрового устройства и пр. Уже в скором времени в Корее будет развернута беспроводная сеть WiBro (мобильный аналог технологии WiMAX, пропускная способность которой 20-30 Мбит/с. Специалисты Samsung уже продемонстрировали ее возможности по организации беспроводного доступа к глобальной сети с «бесшовным» роумингом даже в автомобиле, движущемся со скоростью 80 км/ч.


Над внедрением технологии WiBro активно работают и в Европе. Успешный опыт развертывания первых тестовых сетей доказывает возможность появления коммерческих сетей в ближайшие три года. Есть и украинские компании, заинтересованные в скорейшем появлении WiBro на местном рынке.

Залишити відповідь