Ганди: стандарты лидерства

«Моя жизнь — это мое послание», — говорил Ганди. Книга «Высокий стандарт лидерства. Уроки из жизни Ганди» доказывает, что вести за собой на основе собственного примера — самая эффективная форма лидерства.


Большая ошибка считать, что лидерство — это только приближение к власти и привилегиям. Ганди никогда не занимал официальных постов в правительстве, он не имел богатства, не командовал армиями, но мог мобилизовать миллионы людей. Люди желали служить с ним и для него, потому что свою жизнь он посвятил служению им. Ганди добровольно обратился к бедности и целомудрию, принял идею служения и равенства всех форм труда, путешествовал только третьим классом, мог питаться только молоком и лимонным соком, в политике провозгласил концепцию истинной силы и пассивного сопротивления. Его шесть раз сажали в тюрьму в Южной Африке и пять раз в Индии, но он совершенствовал свои принципы, которым подчинил остаток своей жизни. В результате Индия обрела независимость, а учение Ганди — многих последователей в разных странах мира.


Доктор Кешаван Наир, верный последователь учения Ганди, бизнесмен с 30-летним опытом работы в развитии лидерства, консультант крупнейших компаний, входящих в список Fortune 100, в своей книге впервые уроки из жизни Ганди применил к практическим задачам, с которыми сталкиваются сегодняшние лидеры в бизнесе и политике. Уникальность книги К. Наира «Высокий стандарт лидерства. Уроки из жизни Ганди» заключается в том, что он выступает в роли посредника между двумя мирами. «Потому что в нынешнем быстро меняющемся и глобально взаимосвязанном мире, — как выразился Роберт Хэйвуд, президент компании Pacific Gas and Electric Company, — истинные ценности, которые Ганди считал необходимыми для лидерства, должны быть частью бизнес-стратегии, если мы хотим добиться понимания работников и лояльности покупателей».


Изучив наследие Ганди, можно выделить четыре основных правила, соблюдение которых ведет к высоким стандартам лидерства.


Правило 1.
Создание основы единого стандарта: следование абсолютным ценностям


В каждой области человеческой деятельности люди ищут универсальные принципы, способные преобразовать хаос в порядок. Ганди сформулировал две абсолютные ценности: истина и ненасилие. Они связаны друг с другом, а вместе — две стороны одной медали: «Ты должен знать истину, и тогда она сделает тебя свободным». Ненасилие в понимании Ганди предполагало отсутствие любых форм эксплуатации, включая дискриминацию и бедность.


Ганди воплотил свои абсолютные ценности, основав сообщество ашрам, задачами которого были следование истине, ненасилие и экономическая самодостаточность.


Правило 2.
Признание идеала: следование избранному пути


Ганди настаивал, что лучший способ приблизиться к идеалу — выбрать свой путь. Идеалом для него было самоотверженное служение: ко всем относиться, как к самому себе, и не требовать взамен никакого вознаграждения. Кроме того, не ждать подходящего момента для реализации, иначе можно ждать вечно: «Если мы откажемся от служения до тех пор, пока сами не достигнем совершенства, служение вообще будет невозможным. Правда в том, что совершенство достигается путем служения». Лидерство на основе служения не всегда означает, что вам нужно делать то, чего хочет народ. Это должно быть служение на основе истины. И вы не сможете всегда говорить людям то, что они хотят услышать. Именно поэтому такое служение не всегда популярно. Ганди, например, остро критиковал индийцев за соблюдение принципа неприкасаемости, за их нечистоплотность, за терпимость к господствующему в Индии расслоению на богатых и бедных.


Правило 3.
Выбор ориентира на своем пути: обязательство поступать по совести


Следование этому правилу выражается в воспитании совести — моральной первопричины, которая советует нам, как поступать. Как говорил Ганди, такое качество или состояние достигается упорным трудом и посредством собственных размышлений. Он доказал, что размышления — практическая сторона деятельности любого политического лидера. Хотя сам и был человеком дела, все поступки совершал после часовой медитации, а раз в неделю давал обет молчания. Конечно, никто не должен подражать тому, как мыслил Ганди, но из его примера можно почерпнуть многое.


Правило 4.
Готовность к моральному мужеству: обязательство отвечать за последствия правильных поступков


Все эти правила не работают без категории мужества. Речь идет о моральном мужестве: совершении правильных поступков и признании их последствий. Именно моральное мужество определяет стандарт лидерства в области политики, бизнеса, науки и общества в целом. И, как показала жизнь Ганди, эта смелость духа связана с непоколебимой волей. Интеллектуал Дж. Неру вспоминал о Ганди: «Несмотря на его невыразительные черты, на то, что единственным предметом одежды была набедренная повязка, в нем было какое-то королевское величие, которое вызывало большое почтение других людей».


Ганди обладал властью, не имея ничего, что с ней ассоциируется: богатства, официального поста, военной силы. Его власть основывалась на стремлении людей следовать ему.
















Когда после убийства Ганди был приспущен флаг ООН, мир признал его особое место, хотя он был единственным человеком-лидером, не связанным ни с одним правительством, ни с одной международной организацией. Но именно Ганди напомнил миру, что человеческий дух непоколебим, что смелость и любовь действеннее силы.   







Человек великой души


(Махатма) Мохандас Карамчанд Ганди родился в 1869 году в гуджаратском княжестве Порбандар. Отец Ганди был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар. Ганди рос в семье, где строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало влияние на формирование его мировоззрения.


Получив в 1891 г. юридическое образование в Англии, Ганди до 1893 г. занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914 гг. служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь он возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов.


В Южной Африке Ганди выработал тактику так называемого ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Во время англо-бурской (1899-1902 гг.) и англо-зулусской (1906 г.) войн Ганди создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному признанию, считал справедливой борьбу буров и зулусов. Свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к британской империи, что, по мнению Ганди, должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление. В этот период Ганди познакомился с трудами Л. Толстого, который оказал на него большое влияние и которого Ганди считал своим учителем и духовным наставником.


По возвращении на родину (1915 г.) Ганди сблизился с партией «Индийский национальный конгресс» и вскоре стал одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения Индии. Борьбу против английского господства Ганди ограничивал исключительно ненасильственными формами, осуждая всякое насилие. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путем арбитража исходя из принципа опеки. У него была огромная популярность в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой).


В августе 1948 года Индия обрела независимость. В январе 1948 года Ганди был застрелен наемным убийцей во время молитвы в Дели.







Мысли Махатмы Ганди, ставшие афоризмами


О самообладании
Когда вы достигнете самообладания и научитесь контролировать свои страсти, вы забудете о том, что такое отчаяние.


О жадности
Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить человеческую жадность.


О свободе
Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться.


О делах
В жизни есть дела поважнее, чем только наращивать ее темп.


Об идеалах
Ценность идеала в том, что он удаляется по мере приближения к нему.


О правде
Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык.


О совести
В вопросах совести закон большинства не действует.


О критике
Права подвергать людей самой суровой критике заслуживает тот, кто убедил их в своей любви к ним, в здравости своих суждений, кто уверен, что его ничуть не взволнует, если люди не примут его идей, не воспользуются ими. Другими словами, критику нужны дар ясного восприятия мира и безграничная терпимость.


О красноречии
«Нет», сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем «да», сказанное только для того, чтобы обрадовать или, хуже того, чтобы избежать проблем.


О власти
Власть делегирована вам другими людьми. Она не ваша собственность, вам ее лишь доверили, а это большая ответственность. Власть должна использоваться в интересах тех, кто ее вам делегировал.


О том, как изменить мир
Если желаешь, чтобы мир изменился, — стань этим изменением.


Источник: Мохандас К. Ганди
«История моих экспериментов с Истиной».

Залишити відповідь