Опередивший время

«Моя жизнь была заполнена усилиями, которые почти всегда оказывались успешными», — сделал вывод Вернер фон Сименс, пересадив весь мир на электропоезда, трамваи, троллейбусы и лифты.



Немецкий инженер, ученый и бизнесмен, основоположник всемирно известного концерна Siemens подарил миру несколько десятков изобретений, самыми ценными из которых считаются динамо-машина, технологии гальванического золочения и прокладки морского кабеля. Именно Эрнст Вернер фон Сименс (1816-1892), мечтая о подземке, представил первую в мире железную дорогу и локомотив, работающий от электрического тока, на Берлинской выставке (1879 г.). Позже он изобрел первый в мире электрический лифт, первый трамвай, первый троллейбус и фуникулер. Таким образом его изобретательский гений непосредственно приложил руку к промышленной революции, изменившей лицо мира. А его фамилия вошла в теорию об электричестве как термин «сименс», что означает единицу электрической проводимости — величину, обратную сопротивлению.


Собственно, этот термин очень емко объясняет его неординарную жизнь: он не сопротивлялся своей судьбе, всегда стремился воплотить свои идеи в жизнь и опередить время. Его история — рассказ о том, как личность может найти свое предназначение и суметь творить из настоящего будущее.


Предназначение: стать проводником своих идей


…Даже если у тебя нет никаких шансов. Когда в 1888 году германский кайзер возвел известного немецкого изобретателя и предпринимателя Вернера фон Сименса в дворяне, тот на удивление придворных отнесся к этому очень равнодушно. Потом он признался, что из всех полученных им наград ценит только звание академика Берлинской академии наук. Хотя происхождение Сименса не давало ему практически никаких шансов стать ни академиком, ни дворянином, ни предпринимателем, ни инженером. Он родился в семье бедного фермера, отца десятерых детей. Семья всегда жила на грани банкротства. И поэтому Вернер, несмотря на то, что окончил гимназию с отличием и мечтал изучать технические науки, вынужден был податься в прусскую армию.


Но сообразительность и изобретательный ум приучили Вернера к рациональному использованию любого шанса, который подбрасывает судьба. Это стало основным принципом всей его уникальной жизни.


Принцип 1.
Использовать каждый шанс


Семья Сименсов дала миру нескольких великих изобретателей. Братья Вернера Вильгельм и Фридрих Сименсы — авторы сталелитейного ноу-хау: мартеновских печей.

…Даже если это война, тюрьма, мины и фейерверки. До места службы в артиллерийской школе Магдебурга Сименс дошел пешком — на оплату проезда денег не было. Позже он скажет, что именно военная служба помогла ему «обрести чувство уверенности в себе и устремиться к высоким целям».


Военные подвиги принесли свои плоды. Сименс был откомандирован для трехлетнего обучения в объединенное артиллерийское училище, где получил образование по математике, физике, баллистике и другим точным наукам. Он готов был начать карьеру инженера-изобретателя широкого профиля. Но, оставшись без родителей, самому надо было заботиться о своих братьях и сестрах.


Поняв для себя, что нужда — хороший учитель, Вернер решил, что все его изобретения теперь должны приносить пользу и прибыль.


Принцип 2.
Изобретения должны приносить прибыль


…Даже если придется совместить военную службу с изобретательством. Идея первого изобретения, принесшего Сименсу деньги, пришла ему в голову на гауптвахте магдебургского гарнизона, куда он попал за участие в дуэли, в которой был секундантом. Ему как офицеру разрешили принести в тюрьму все необходимое для опытов. Изобретение заключалось в гальваническом нанесении золота и серебра на металлические предметы. Отточив этот метод, Вернер поручил своему младшему брату Вильгельму продать патент в Великобритании — на то время крупнейшей промышленной державе. Затея удалась: новый метод купил промышленник из Бирмингема за большую по тем временам сумму — 1500 фунтов.


Успех вдохновил Сименса на изобретение первой модели электрического телеграфа, за разработку которого он принялся с истинно немецкой обстоятельностью.


Принцип 3.
Соблюдать обстоятельность во всем


…Даже если придется потерять драгоценное время. Этот принцип стал главным китом его первой фирмы «Сименс и Гальске» и всех последующих. Он продумал целую систему, необходимую для экономичного функционирования всей передающей техники, к которой относились молниеотводы, ретрансляторы, кабели и изоляторы для них. В общем-то, детальная проработка всех деталей и стала главным конкурентным преимуществом будущей компании.


Вскоре Сименс принимает очень веское решение для своей карьеры: «Я почти решил связать свою карьеру с телеграфией. Телеграфия станет со временем отдельной важной отраслью техники, и я вижу свое призвание в том, чтобы выступить организатором в этой области, которая находится в самом начале своего развития».


Сименс был новатором во всем, за что брался. Именно он изобрел первый в мире трамвай, первый троллейбус и фуникулер.

В 1848 г. он получил первый крупный контракт на строительство первой электрической телеграфной линии в Европе, которая связала Берлин и Франкфурт-на-Майне, где разместился первый немецкий парламент. А когда 28 марта 1849 г. по телеграфу была передана новость об избрании прусского короля Фридриха Вильгельма IV наследным кайзером Германии, Вернер Сименс стал героем дня. Он получил подряды на прокладку телеграфных линий в Кельн, Гамбург, Бреслау и Штеттин. Но дальше дела в Пруссии не заладились. Глава телеграфного ведомства был плохого мнения о продукции Сименса, и в дальнейшем телеграф в Пруссии строил американец Морзе. А «Сименс и Гальске» пришлось перебиваться случайными заработками и шевелить мозгами быстрее, чтобы придумать, как использовать кризис для дальнейшего процветания дела.


Принцип 4.
Уметь обратить кризис во благо


…Даже если конкуренты от счастья потирают руки. Это решение помогло Сименсу поднять свою компанию на российских заказах. Вернер Сименс обладал недюжинными личностными качествами: во-первых, талантом генератора технических идей, над реализацией которых надо немало потрудиться. Во-вторых, у него было искреннее стремление создать и укрепить семейный бизнес. В-третьих, он уважительно-коллегиально вел себя по отношению к партнерам и даже к конкурентам. И главное, его глубокая любовь к отечеству, которое он хотел прославить. Терпение и мудрость сделали свое дело — в этот критический момент Вернер получил заказ на поставку 75 телеграфных аппаратов в Россию для единственной существовавшей в то время телеграфной линии между Москвой и Санкт-Петербургом. Позднее компания получила заказ на прокладку телеграфной линии Москва—Киев—Одесса. Россия стала для «Сименса и Гальске» крупнейшим рынком, обеспечив компанию заказами на ближайшие годы. Телеграфы Сименса связали столицу Российской империи с Финляндией, Польшей, Прибалтикой, Германией и Австрией.


Дела его компании быстро шли в гору. Но, чтобы справиться с заказами из России, Вернеру пришлось перейти от штучного к серийному производству и при этом потерять партнера Иоганна Гальске, который считал, что массовое производство понизит качество продукции. Таким образом, в 1867 г. фирма стала чисто семейным предприятием Сименсов и позволила им довести модернизацию до конца, оснастив цеха новейшими американскими станками.


Но, несмотря на скоростной темп своей жизни, Сименс всегда находил время помечтать и заглянуть в будущее.


Принцип 5.
Не бояться опередить время и заглянуть в будущее


…Даже если тебя сейчас не совсем понимают твои современники. Творческая личность Сименса была настолько неординарной и разносторонней, что явно выходила за рамки его времени. Он изобрел динамо-машину, основанную на открытом им принципе самовозбуждения, которая в свою очередь открыла ворота в новый век дешевого электричества и сделала возможным производство электропоездов, трамваев и троллейбусов. Венцом его деятельности в телеграфной области является создание телеграфной линии между Европой и Америкой через Атлантический океан, что современниками воспринималось как нечто за гранью фантастики. При выполнении этой грандиознейшей по степени новизны работы Сименсу пришлось испытать многое. Но этот жизненный опыт дает лишь повод сейчас сделать вывод, что Вернер фон Сименс был не только талантливым изобретателем, но и достойным предпринимателем, умеющим добиться успеха, устоять в тяжелых условиях и подняться вновь.


Сименс был новатором во всем, за что брался. В 1883 г. он обратился к правительству с предложением создать научно-исследовательский институт фундаментальных исследований. И, пробив стену непонимания, добился его открытия. Обладая редким дарованием предвидеть будущее, он уже тогда в своих мемуарах призывал к целесообразной необходимости экономического объединения Европы, что расширит возможности мировой торговли. Так и случилось.

Залишити відповідь