Спрос на «автомобили без хлопот» породил автопрокатный бизнес, который в свою очередь породил категорию не автолюбителей и не автовладельцев, а в прямом смысле потребителей автомобилей.
Автопрокатная компания Avis была основана в США в 1946 году с конкретной целью — стать самой быстроразвивающейся компанией с наибольшей прибылью в прокатном бизнесе. В 1965 году она вышла на международный уровень, открыв представительство, координирующее работу в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. С 1999 года Avis постоянно удостаивается звания «Лучшая компания по прокату автомобилей в Европе». Принцип прокатного бизнеса со времен основания остался тем же: полагаться только на собственные силы и пару машин никак невозможно. Прокатный бизнес успешно развивается именно как сетевой в рамках глобальных франчайзинговых компаний с использованием таких инструментов, как финансовый и оперативный лизинг. Одну из таких компаний представляет в Украине семья Маркстедт. Начинали в 1990 году с трех машин, сейчас в каждой стране имеют автопарк по 1000 автомобилей.
Даниель Маркстедт, директор компании Avis Ukraine, рассказал «&», каким образом «потребительская актуальность» в автопрокатном бизнесе позитивно меняет не только бизнес, но и мир вокруг нас.
«&»: Уоррен Эйвис предвидел наплыв послевоенных передвижений граждан и открыл первый в мире сервисный центр по прокату авто в аэропорту в Детройте. На что надеялись вы, перед тем как открыть представительство Avis в Украине в 1997 году?
Д. М.: У него были очень большие надежды на то, что после войны люди часто будут использовать самолеты как средство передвижения. В начале его автопарк состоял из трех автомобилей. Но этот сервис был актуален, востребован и очень быстро развивался. Мы думали примерно в том же русле. Когда пришли на этот рынок, в Украине и близко не было фирм, предлагающих автопрокат. Но мы знали по опыту в Восточной Европе, по семилетнему опыту в балтийских странах, где бизнес был основан раньше, что рано или поздно данный вид предпринимательства будет организован и здесь. Началось все в Эстонии, в начале 1990-х. Потом в Латвии, Литве, Беларуси. Там было проще в организационных моментах, поскольку территории этих стран гораздо меньше, чем Украина. И потому что люди живут ближе к западным границам, и менталитет похож, и движение бизнеса идет в сторону Востока. Изначально был сделан упор на качество обслуживания, на поддержание бренда мирового уровня, потому что так или иначе сюда приедут иностранцы, которым знаком данный уровень сервиса.
«&»: Приходилось ли преодолевать психологические проблемы, связанные с тем, что местный клиент не готов к подобного рода услугам или считает их очень дорогими?
Д. М.: Мы изначально были ориентированы на среднесрочный/долгосрочный прокат или лизинг. Это предполагает работу с определенными клиентами. При долгосрочной аренде это в основном зарубежные компании либо их украинские представительства. А краткосрочная аренда ориентирована на бизнесменов, которые много путешествуют и которым знаком бренд Avis из других точек планеты, к тому же они готовы использовать данную услугу здесь. Наши цены мало чем отличаются от европейских, поэтому с психологическими проблемами мы не сталкивались. У нас возникли другие проблемы: в самом начале бизнеса здесь на машинах, принадлежащих компании, были специальные номерные знаки. И возникла проблема в разграничении собственности: этим машинам разрешалось парковаться только на парковке организации, за которой она зарегистрирована, и нельзя ее оставить возле дома. Происходили комические ситуации, когда милиция скручивала номерные знаки, если машина стоит возле дома. С одной стороны, это, конечно, было большой проблемой, а с другой — уровень развития компании позволил набираться опыта по решению подобных вопросов. И сейчас таких проблем не существует.
Все вещи на свете созданы с одной целью: служить людям. И автомобиль в этом смысле не исключение. Автопрокатный сервис предоставляет автомобиль тогда, когда он наиболее необходим и способен существенно облегчить жизнь. Поэтому спрос на прокатные авто быстро растет, и у компаний, оказывающих такие услуги, большие перспективы. Радует то, что все больше людей начинают понимать, что автопрокат дает возможность работать и отдыхать с максимальным комфортом, добавляет свободы.
«&»: Что, на ваш взгляд, является приоритетом в автолизинге: экономия времени клиента или сервис высшего класса?
Д. М.: Одно дополняет другое. При лизинге мы можем делать те же вещи лучше и быстрее, чем, например, владелец машины. Весь административный кусок работы мы можем взять на себя. В этом бизнесе есть много мелких процедур, которые отнимают безумное количество времени, но которые необходимо делать обязательно: заполнять отчеты, высылать их в бухгалтерию, переписывать километраж, отчитываться, куда ездил, сколько бензина потратил и т. п. Мы предлагаем клиенту не тратить драгоценное время на эти мелкие административные вещи, а заняться непосредственно своим основным бизнесом, предоставив нам делать то, что мы знаем и умеем лучше. Кроме того, в лизинговом договоре можно оговорить весь комплекс услуг, необходимый автомобилисту (регулярное техническое обслуживание автомобиля, ремонт, страхование, хранение сменной резины, помощь на дорогах, предоставление подменной машины и т. п.). Человеку остается только рулить.
Еще один привлекательный момент в лизинговой схеме — гораздо меньший (по сравнению с кредитом) ежемесячный платеж. При этом клиент может не платить остаточную стоимость, а оформить новый контракт, взяв себе новую машину.
«&»: Кого можно считать вашими основными конкурентами?
Д. М.: Общая проблема всех лизинговых компаний в том, что самый главный конкурент у нас один — человек, который просто покупает машину, не используя лизинг, или человек, который на улице ловит, такси на свой страх и риск, вместо того чтобы обратиться к нам. И таких очень много. Есть статистические данные по зарегистрированным машинам за 2005 год: около 43 тыс. автомобилей было куплено различными компаниями в Украине для своих нужд. И только две тысячи из них проданы как лизинговые машины. Это говорит о том, что 95% потенциальных клиентов все еще покупают машины сами.
«&»: А почему так происходит, как вы считаете?
Д. М.: Мы сами задаемся вопросом, почему так происходит. Частично это определенный менталитет: компании привыкли владеть собственностью, что бы это ни было — машина или пансионат.
Сейчас все больше украинских фирм становятся прозрачными, стараются привести дела к европейским стандартам. И в этом русле мы как раз видим потенциал для развития нашего бизнеса. Потому что, чем больше компаний будут вести себя адекватно и корректно, соответственно нашим ожиданиям, тем больше клиентов у нас будет.
«&»: Вы хотели быть первыми в СНГ в данном сегменте бизнеса, но первенство на рынке не всегда является гарантией широкой известности и долгосрочного лидерства. Какие шаги вы предпринимали, чтобы изменить привычный порядок вещей?
Д. М.: Для любой коммерческой операции, от простой продажи товара до самой сложной услуги, можно выделить пять категорий: цену, обслуживание, доступность, опыт потребителя и товар. Стремление быть лучшим сразу во всех этих областях — зачастую ошибочная стратегия. Но если сконцентрироваться на чем-то одном, причем самом важном, можно достичь совершенства. Мы стараемся позиционировать себя как лидера рынка, который предоставляет высочайший уровень услуг по перевозке клиента.
«Автопрокат дает возможность работать и отдыхать так, как хочется, а не как диктуют обстоятельства. Говоря проще — добавляет свободы».
Я готов работать сутками, потому что столько всего можно сделать и есть очень большие перспективы для развития. Единственное, что я сейчас преодолеваю как топ-менеджер, это нежелание сотрудников проявлять инициативу. Одну из причин данной проблемы я вижу в жесткой иерархической системе советского прошлого, когда люди привыкли делать так, как им сказали. Я же привык в процессе переговоров мозговым штурмом находить правильное решение. Поэтому мы учимся вместе работать каждый день.
Рулевой тысячного обоза Даниель Маркстедт, директор Avis Rent & Fleet Services Ukrainе. С 2004 г. — директор Avis Ukrainе в Киеве. Avis Ukraine является отделением международной компании Avis Europе — лидера на рынке услуг аренды автомобилей в странах Европы, Африки, Центрального Востока и Азии с более чем 30-летним опытом работы в прокатной индустрии. Каждый год Avis обслуживает более 40 миллионов клиентов через сеть офисов, которая охватывает 170 стран. Автопарк составляет более 1,4 млн. автомобилей. В Украине представительство Avis начало работать в 1997 году. Сегодня компания предоставляет полный спектр услуг, связанных с автомобилями: лизинг (12-60 месяцев), управление парком машин, услуги профессиональных водителей, аренда на выходные дни, услуги по краткосрочной аренде (1-30 суток), трансфер в любой город Украины и за границу, аренда с возможностью оставить машину в любом городе Украины, Беларуси или стран Балтии, бронирование авто в любой стране мира, сотрудничество с ведущими туристическими компаниями. Численность автопарка Avis Ukrainе составляет около 1 тыс. автомобилей разных марок и моделей.
Родился в 1969 г. в Швеции. Высшее образование получил в Uppsala University (Швеция) по специальности «интернет-технологии в науке». До прихода в компанию Avis работал в консультационном бизнесе в Швеции, Норвегии, США, Австралии.