Рынок M&A набирает обороты
В 2005 г. рынок слияний и поглощений (M&A) в странах СНГ достиг новых высот — таков основной вывод недавнего исследования компании «Эрнст энд Янг». Впрочем, данный факт не стал неожиданностью. Еще в своем прошлогоднем исследовании эксперты компании пророчили рынку ускорение, ссылаясь на высокие темпы экономического роста, удорожание природных ресурсов, наличие значительных свободных средств в экономике и увеличение иностранных инвестиций в регион. Наибольшая активность в сфере слияний и поглощений среди стран СНГ была сконцентрирована в Украине, Казахстане и России. Причем последняя стала бесспорным лидером: в минувшем году совокупная стоимость сделок M&A там достигла $50,2 млрд., что на 65% выше показателя 2004 г.
Рекордным минувший год можно считать и для украинского рынка слияний и поглощений. Совокупный объем сделок, объектами которых стали национальные предприятия, достиг $7,3 млрд., в то время как объем приобретений украинских компаний за рубежом оценивается лишь в $0,4 млрд. В целом же объем сделок M&A превысил показатель 2004-го более чем в четыре раза. Причина тому — после «оранжевой революции» инвесторы с оптимизмом смотрят на украинскую экономику. Так, в минувшем году на долю зарубежного капитала пришлось 95% от общей стоимости сделок. Причем интерес предпринимателей уже не ограничивается традиционными для Украины отраслями, распространяясь на финансовый сектор и телекоммуникации. Серьезный потенциал пророчат розничной торговле, гостиничному бизнесу и пищевой промышленности.
В 2005 г. две трети стоимости сделок по приобретению украинских компаний пришлись на металлургию и горнодобывающую промышленность. Заметным трендом стала активная экспансия украинских промышленных групп в Восточную Европу. Пример тому — ИСД, которая выиграла приватизационный тендер на польский завод Huta Czestochova. Ряд других холдингов (в том числе СКМ) также планируют приобрести активы за рубежом. Тем самым они стремятся создать ресурсную базу или выйти на новые рынки для обеспечения дальнейшего роста.
В прошлом году инвесторы продемонстрировали небывалый интерес к сектору финансовых услуг. Наиболее заметные сделки — покупка банка «Аваль» группой Raiffeisen, а также приобретение группой институциональных инвесторов 50% акций ПУМБ. И в ближайшей перспективе интерес западных игроков к нашим финансовым активам вряд ли остынет. Эксперты уверены: при таком количестве населения и росте доходов физлиц рынки розничных банковских и страховых услуг в Украине просто обречены на успех.
Заметная сделка — приобретение Валерием Хорошковским телеканала «Интер». Как отмечают аналитики «Эрнст энд Янг», другие телерадиокомпании также будут представлять интерес для инвесторов, учитывая рост доходов от рекламы. К тому же острая борьба между инвесторами может развернуться за национальных интернет-провайдеров.
Что будет и что делать Игорь Петрашко, руководитель отдела консультационных услуг по проведению сделок компании «Эрнст энд Янг» в Украине: С позиции украинских компаний, являющихся объектом приобретения, важно правильно структурировать процесс переговоров с инвестором, оценить реальную стоимость бизнеса для инвестора, а также защитить свои интересы при подготовке договора купли-продажи. Кроме того, необходимо правильно подготовить компанию к продаже с целью максимизации стоимости для акционеров. С точки зрения покупателя, важно оценить риски, связанные с приобретением, провести оценку компании, процедуры детальной проверки (due diligence) и т. д. Международная практика показывает, что достижению задач M&A способствует привлечение опытного финансового консультанта.
— Если говорить о специфических тенденциях, проявляющихся на рынке M&A в СНГ, то в первую очередь следует отметить растущий интерес иностранного капитала к инвестированию как в Украину, так и в Россию. Объем M&A-сделок на этих рынках стремительно увеличивался и в минувшем году достиг рекордных отметок. Перспективы дальнейшего роста в 2006 г. выглядят ограниченными, учитывая высокую сравнительную базу в России и доминирование продажи «Криворожстали» в объеме сделок M&A в Украине. Хотя при успешной продаже (приватизации) «Укртелекома» объем сделок в Украине в 2006 г. может превысить показатели предыдущего года. Крупные иностранные компании приходят в Украину прежде всего из соображений стратегической целесообразности и большого в перспективе объема рынка. Средние компании также учитывают удобное географическое размещение Украины с точки зрения экспортных операций и переноса определенных производств от более «дорогих» стран-соседей. Важной особенностью национального M&A-климата является активность в банковском секторе экономики. Такие транзакции, как Raiffeisen/«Аваль», BNP Paribas/«УкрСиббанк», «Внешторгбанк»/«Мрія», SBB и др., которые находятся в стадии завершения, создают позитивный плацдарм для расширения базы инвестирования в Украину.
Ренессанс в цифровом формате
Похоже, 2004-2005 гг. стали переломными для западного рынка музыкальной продукции: крупнейшие звукозаписывающие компании впервые за последние несколько лет объявили о росте прибыли. Хотя угрожающие темпы падения продаж крупнейших игроков рекординговой индустрии в 2001-2003 гг. заставляли экспертов поговаривать о конце «золотой эпохи» звукозаписи. Их скептицизм был вполне объясним. По данным Международной организации производителей фонограмм (IFPI), за 2003 г. выручка мирового музыкального рынка уменьшилась на 7,6% — до $32 млрд. (за 2001 г. — на 5%). В натуральном выражении спад оказался еще больше — 9,9% (двумя годами ранее — на 6,5%). Столь стремительное падение было вызвано несколькими факторами. Главный из них — расцвет интернет-пиратства и пиринговых систем, что способствовало масштабной циркуляции в Сети нелицензионных звукозаписей. К тому же заметным стал спад интереса меломанов к музыкальной продукции на традиционных носителях — кассетах и CD. По данным Организации европейского сотрудничества и развития (OECD), в 1999-2004 гг. в развитых странах объем продаж компакт-дисков сократился почти на четверть. По мнению экспертов, схожая ситуация наблюдалась 20 лет назад, когда меломаны потеряли интерес к виниловым пластинкам.
Однако уже в минувшем году ситуация на музыкальном рынке стабилизировалась. Стимулов для этого оказалось как минимум два. Прежде всего — усиление законодательного регулирования Интернета позволило несколько обуздать компьютерное пиратство и сделать этот сегмент нишевым для музыкальных онлайновых служб, занимающихся распространением лицензионной MP3-продукции. Только в 2004 г. по всему миру было запущено 180 таких сервисов (на сегодня — более 300). Количество же скачиваний онлайновых синглов за этот период увеличилось практически в 10 раз, достигнув рекордных 200 млн. штук. Второй фактор — активное развитие мобильной связи и ее интеграция с интернет-услугами. С одной стороны, это позволило звукозаписывающим компаниям увеличивать доходы за счет записи и продажи рингтонов для сотовых телефонов. С другой — запуск ведущими мобильными операторами связи нового поколения 3G дал возможность загружать цифровую музыку и видеоклипы на телефоны. Как следствие — уже в 2005 г. мировая рекординговая индустрия продемонстрировала заметное оживление. Темпы снижения ее прибыли составили всего 0,9%.
Общемировой рынок цифровой музыки за прошлый год оценивался примерно в $650 млн., что вдвое превышает аналогичный показатель предыдущего года. В то же время прибыли от цифровой музыки составили около 5% общей прибыли крупнейших звукозаписывающих компаний (к 2009 г. этот показатель прогнозируется на уровне 25%). В частности, одна из ведущих мировых звукозаписывающих компаний — EMI Group — по итогам прошлого года впервые за последнее пятилетие объявила о росте прибыли на 4,6%. Залогом такого успеха стал прошлогодний 142%-й рост цифровых продаж (до 44,6 млн. фунтов стерлингов).
У нас есть шанс не зацепить «пиратское начало» в Сети Эдуард Клим, генеральный директор компании Lavina Music: Мне трудно сказать, насколько динамично у нас растет спрос на цифровую музыку. Могу лишь сказать, что если к началу 2005 г. у Lavina Music не было ни одного такого рода контракта, то на сегодня их 5-6. Сейчас продажи музыки в цифровом формате приносят лишь 2-3% совокупного дохода. Дело в том, что в нашем каталоге 80-85% локальных артистов, и некоторые диски продаются сотнями тысяч. Поэтому доходная часть достаточно велика. И по сравнению с ней рингтоны и другие проекты, связанные с цифровым использованием записей, приносят очень маленький доход.
— Украинский сценарий развития музыкальной индустрии близкий к западному, хотя мы и отстаем на 3-5 лет. Плюс состоит в том, что мы вступаем в новое технологическое пространство тогда, когда в нем уже сформированы правила игры. Соответственно у нас все происходит параллельно: развивается Интернет — развивается и правовое использование музыки. Ранее мы действительно «ловили» некоторые сайты на неправовом использовании музыки, но достаточно быстро приходили к какому-то консенсусу. Нас спасает и то, что в сегменте использования музыки Интернет занимает в Украине достаточно небольшое место. В противном случае мы бы понесли те же убытки, через которые прошла Европа и Америка. В то же время именно эти технические моменты (недоступность Интернета и т. д.) тормозят развитие цифрового сегмента. Еще одно серьезное препятствие — неохваченность населения качественным кредитно-финансовым обслуживанием. Пока только некоторые реальные проекты можно осуществлять только с мобильными операторами, поскольку там возможны некие псевдокредиты.