Рынок M&A набирает обороты
В 2005 г. две трети стоимости сделок по приобретению украинских компаний пришлись на металлургию и горнодобывающую промышленность. Заметным трендом стала активная экспансия украинских промышленных групп в Восточную Европу. Пример тому — ИСД, которая выиграла приватизационный тендер на польский завод Huta Czestochova. Ряд других холдингов (в том числе СКМ) также планируют приобрести активы за рубежом. Тем самым они стремятся создать ресурсную базу или выйти на новые рынки для обеспечения дальнейшего роста.
В прошлом году инвесторы продемонстрировали небывалый интерес к сектору финансовых услуг. Наиболее заметные сделки — покупка банка «Аваль» группой Raiffeisen, а также приобретение группой институциональных инвесторов 50% акций ПУМБ. И в ближайшей перспективе интерес западных игроков к нашим финансовым активам вряд ли остынет. Эксперты уверены: при таком количестве населения и росте доходов физлиц рынки розничных банковских и страховых услуг в Украине просто обречены на успех.
Заметная сделка — приобретение Валерием Хорошковским телеканала «Интер». Как отмечают аналитики «Эрнст энд Янг», другие телерадиокомпании также будут представлять интерес для инвесторов, учитывая рост доходов от рекламы. К тому же острая борьба между инвесторами может развернуться за национальных интернет-провайдеров.
Что будет и что делать С позиции украинских компаний, являющихся объектом приобретения, важно правильно структурировать процесс переговоров с инвестором, оценить реальную стоимость бизнеса для инвестора, а также защитить свои интересы при подготовке договора купли-продажи. Кроме того, необходимо правильно подготовить компанию к продаже с целью максимизации стоимости для акционеров. С точки зрения покупателя, важно оценить риски, связанные с приобретением, провести оценку компании, процедуры детальной проверки (due diligence) и т. д. Международная практика показывает, что достижению задач M&A способствует привлечение опытного финансового консультанта.
— Если говорить о специфических тенденциях, проявляющихся на рынке M&A в СНГ, то в первую очередь следует отметить растущий интерес иностранного капитала к инвестированию как в Украину, так и в Россию. Объем M&A-сделок на этих рынках стремительно увеличивался и в минувшем году достиг рекордных отметок. Перспективы дальнейшего роста в 2006 г. выглядят ограниченными, учитывая высокую сравнительную базу в России и доминирование продажи «Криворожстали» в объеме сделок M&A в Украине. Хотя при успешной продаже (приватизации) «Укртелекома» объем сделок в Украине в 2006 г. может превысить показатели предыдущего года. Крупные иностранные компании приходят в Украину прежде всего из соображений стратегической целесообразности и большого в перспективе объема рынка. Средние компании также учитывают удобное географическое размещение Украины с точки зрения экспортных операций и переноса определенных производств от более «дорогих» стран-соседей. Важной особенностью национального M&A-климата является активность в банковском секторе экономики. Такие транзакции, как Raiffeisen/«Аваль», BNP Paribas/«УкрСиббанк», «Внешторгбанк»/«Мрія», SBB и др., которые находятся в стадии завершения, создают позитивный плацдарм для расширения базы инвестирования в Украину.
Ренессанс в цифровом формате
Общемировой рынок цифровой музыки за прошлый год оценивался примерно в $650 млн., что вдвое превышает аналогичный показатель предыдущего года. В то же время прибыли от цифровой музыки составили около 5% общей прибыли крупнейших звукозаписывающих компаний (к 2009 г. этот показатель прогнозируется на уровне 25%). В частности, одна из ведущих мировых звукозаписывающих компаний — EMI Group — по итогам прошлого года впервые за последнее пятилетие объявила о росте прибыли на 4,6%. Залогом такого успеха стал прошлогодний 142%-й рост цифровых продаж (до 44,6 млн. фунтов стерлингов).
У нас есть шанс не зацепить «пиратское начало» в Сети Мне трудно сказать, насколько динамично у нас растет спрос на цифровую музыку. Могу лишь сказать, что если к началу 2005 г. у Lavina Music не было ни одного такого рода контракта, то на сегодня их 5-6. Сейчас продажи музыки в цифровом формате приносят лишь 2-3% совокупного дохода. Дело в том, что в нашем каталоге 80-85% локальных артистов, и некоторые диски продаются сотнями тысяч. Поэтому доходная часть достаточно велика. И по сравнению с ней рингтоны и другие проекты, связанные с цифровым использованием записей, приносят очень маленький доход.
— Украинский сценарий развития музыкальной индустрии близкий к западному, хотя мы и отстаем на 3-5 лет. Плюс состоит в том, что мы вступаем в новое технологическое пространство тогда, когда в нем уже сформированы правила игры. Соответственно у нас все происходит параллельно: развивается Интернет — развивается и правовое использование музыки. Ранее мы действительно «ловили» некоторые сайты на неправовом использовании музыки, но достаточно быстро приходили к какому-то консенсусу. Нас спасает и то, что в сегменте использования музыки Интернет занимает в Украине достаточно небольшое место. В противном случае мы бы понесли те же убытки, через которые прошла Европа и Америка. В то же время именно эти технические моменты (недоступность Интернета и т. д.) тормозят развитие цифрового сегмента. Еще одно серьезное препятствие — неохваченность населения качественным кредитно-финансовым обслуживанием. Пока только некоторые реальные проекты можно осуществлять только с мобильными операторами, поскольку там возможны некие псевдокредиты.