Слияния
США лишили доступа к французским спутниковым технологиям
Две крупнейшие французские технологические группы Alcatel и Thales достигли соглашения о взаимной реструктуризации капиталов. По условиям сделки производитель телекоммуникационного оборудования Alcatel передаст оборонной компании Thales ряд своих активов. Во-первых, это касается спутникового бизнеса — 67% акций разработчика космических систем Alcatel Alenia Space и 33% акций мирового лидера в области спутниковых услуг Telespazio. Во-вторых, это касается критически важных систем безопасности — подразделения транспортных технологий, являющихся мировым лидером в области систем сигнализации для железнодорожного транспорта, а также бизнес в области системной интеграции, ориентированный преимущественно на транспортную и энергетическую отрасли. По итогам 2005 г. совокупный оборот этих подразделений составил 2 млрд. евро.
Сделка позволит увеличить продажи Thales до 12,3 млрд. евро. В обмен на свои активы Alcatel получит 673 млн. евро наличными и увеличит свою долю в оборонной компании с нынешних 9,5 % акций до 21,6%. Крупнейшим же акционером Thales останется французское правительство — его доля составляет 27,1%. Кстати, именно власти настояли на незамедлительном решении Thales выкупить спутниковые операции Alcatel. Такая спешка понятна: в преддверии поглощения Alcatel американской телекоммуникационной компании Lucent Technologies властям нужно было перекрыть США доступ к французским спутниковым операциям, от которых напрямую зависит обеспечение оборонных интересов Европы.
Нынешняя сделка, по мнению экспертов, приведет к консолидации европейской оборонной и аэрокосмической индустрии. Очередным шагом в этом направлении должно стать участие в проектах франко-германского концерна EADS. О потенциале такого альянса свидетельствует опыт совместной разработки европейской глобальной системы спутниковой навигации Galileo.
Приобретения
NTL намерена заняться связью
Крупнейшая британская кабельная компания NTL покупает пятого по величине национального оператора мобильной связи Virgin Mobile (4,15 млн. абонентов). Это «виртуальный оператор», использующий технологические мощности T-Mobile — «дочки» Deutsche Telekom. Сумма сделки составит 962 млн. фунтов стерлингов. По ее завершении владелец материнского холдинга Virgin Group Ричард Бренсон, которому принадлежит 71,2% акций оператора, окажется одним из крупнейших акционеров объединенной компании с пакетом в 10,6%.
Согласно условиям соглашения вместе с акциями сотового оператора NTL получит право пользоваться брендом Virgin в течение 30 лет. Представители компании-покупателя уже заявили, что намерены использовать его как для продвижения мобильной связи, так и для проектов в других сегментах телекоммуникационного рынка. Логика решения элементарна: гораздо проще привлекать новых клиентов, если предложить кабельное телевидение, Интернет, беспроводную и фиксированную телефонную связь в одном пакете. Кроме того, NTL собирается начать создание разнообразных мобильных сервисов под маркой Virgin, в числе которых окажется и мобильное телевидение. Роялти за пользование брендом кабельной компании составит около 8,5 млн. фунтов стерлингов в год. Хотя NTL, чей годовой оборот отныне превысит 4 млрд. фунтов, вероятно, сможет позволить себе такие затраты.
По словам представителей руководства NTL, на протяжении последующих 12 месяцев название Virgin Mobile меняться не будет. Впрочем, и сама компания останется достаточно независимой, по крайней мере, пока NTL не завершит слияние с британским кабельным оператором Telewest Global. Об этой покупке стоимостью в $6 млрд. было объявлено в октябре 2005 г. После этой сделки NTL составила конкуренцию крупнейшей в Британии спутниковой телекомпании Sky Broadcasting Group, принадлежащей Руперту Мердоку.
Кризис-менеджмент
General Motors стремится избежать банкротства
Американский автомобильный гигант General Motors продает часть своих высоколиквидных активов во избежание банкротства, которое ему все активнее пророчат отраслевые эксперты и рейтинговые агента. На этот раз концерн объявил о продаже за $14 млрд. контрольного пакета акций своего финансового подразделения General Motors Acceptance (GMAC). В минувшем году эта «дочка» принесла GM прибыль в размере $2,8 млрд. Покупателем выступил инвестиционный консорциум во главе с Cerberus Capital Management. Такой шаг автоконцерна должен дать импульс повышению рейтингов GMAC, которые пострадали от снижения общего инвестиционного рейтинга GM. Кроме того, стороны заключат соглашение сроком на 10 лет, в рамках которого финансовая компания продолжит оказывать услуги своему бывшему владельцу.
В рамках программы реструктуризации General Motors в начале апреля также сообщил о намерении продать свою долю в Isuzu Motors — японском производителе грузовиков и дизельных двигателей. GM является владельцем 7,9% акций компании, стоимость которых оценивается в $320 млн. В марте концерн уже продал 17,4% ценных бумаг Suzuki Motor, а в 2005 г. американцы расстались с 20-процентным пакетом Fuji Heavy Industries.
К столь радикальным мерам концерн подтолкнуло неуклонное ухудшение финансовых и операционных показателей. 2005 финансовый год GM закончил с убытком в $10,6 млрд. На фоне обостряющейся конкуренции со стороны азиатских производителей по итогам прошлого года концерн объявил о снижении объемов продаж почти на $1 млрд. (до $193,5 млрд.). Ударом для автопроизводителя стало банкротство его основного поставщика запчастей — компании Delphi. Понесенные в связи с этим убытки оцениваются в $5,5 млрд. Чтобы поправить положение, GM заявил о массовых увольнениях, сокращении зарплат, снижении вдвое дивидендов, а также пересмотре выплат по пенсиям и медстрахованию.
Инвестиции
Disney осваивает «детский» сегмент мобильного рынка
Медиакорпорация Walt Disney анонсировала запуск семейного мобильного сервиса на базе сети Sprint Nextel. Его целевая аудитория — дети в возрасте 10-15 лет. По мнению представителей компании, на динамично развивающемся мобильном рынке именно этот сегмент остается наиболее сложным. Мобильными телефонами сегодня пользуются лишь 45-50% американских подростков. Причина в том, что треть родителей попросту не желают оплачивать за тинейджеров мобильные счета. В Disney уверены, что их новый сервис изменит такое отношение, поскольку предоставит родителям возможность контроля над использованием детьми беспроводных технологий. С помощью нового сервиса они смогут узнать, как часто их ребенок пользуется телефоном, и при необходимости блокировать его в определенные часы. Помимо временного ограничения, можно будет выставлять лимит по расходованию средств (к примеру, на количество исходящих SMS и MMS). Кроме того, родители смогут отслеживать местонахождение своих детей с помощью технологии GPS. Сервисом можно будет управлять при помощи специального телефона Disney, а в случае использования других аппаратов — через Интернет. Новые трубки производства LG и Pantech поступят в продажу в июне. По словам представителей Disney, новое предложение станет инвестиционно привлекательным через 2-3 года. Компания планирует охватить благодаря такому сервису от 20 до 30 млн. американских детей. При этом руководство не исключает возможности вывода нового сервиса на рынки Европы и Азии.
Walt Disney Internet Group вышла на рынок мобильной связи в 2000 г., заключив контракт с японским мобильным оператором NTT DoCoMo на предоставление развлекательного контента. В феврале 2006 г. на ежегодном фестивале американского футбола компания запустила спортивную информационную услугу для абонентов.
Власть и бизнес
Мода на отмывание денег докатилась и до Китая
Китайские власти признали виновными в отмывании денег более 600 банков и финансовых организаций, работающих на территории страны. Общая сумма штрафных санкций превышает $7 млн. Факты этих незаконных операций установил Центральный банк КНР в ходе ревизии сделок на общую сумму в $10,8 млрд. Среди уличенных в отмывании денег компаний — действующее в Шэньчжэне отделение крупнейшей в мире по размерам активов японской финансово-банковской группы Mitsubishi UFJ. Она совместно с другими компаниями и банками внесла солидную лепту в незаконные операции по отмыванию денег, объемы которых в Китае в 2005 г. достигли $50 млрд. За свои махинации Mitsubishi UFJ придется выплатить правительству $150 тыс.
Легализация средств, полученных незаконных путем, становится в КНР все более распространенным преступлением и одной из главных экономических проблем. В 2004 г. обвинения в такой деятельности власти выдвинули против 66 банков, что почти в десять раз меньше аналогичного показателя 2005 г. Тогда сумма выплаченных штрафов составила $212 тыс. Так, намеченное на первую половину года IPO Bank of China чуть было не сорвалось из-за громкого скандала, в котором оказалось замешанным руководство финучреждения. В начале февраля два бывших топ-менеджера Bank of China были пойманы при попытке отмыть $485 млн. в одном из казино Лас-Вегаса. Бывшим сотрудникам банка, а также их женам были предъявлены обвинения по 15 статьям, включая вымогательство, отмывание денег и мошенничество. Если их признают виновными, то каждому грозит до 70 лет тюрьмы и штраф в $1,5 млн.
Реорганизация
«Сибнефть» меняет имя и прописку
Российский государственный монополист «Газпром», купивший осенью 2005 г. «Сибнефть» у структур Романа Абрамовича, сделал все, чтобы нефтяная компания более не ассоциировалась с прежними владельцами. С 13 мая название «Сибнефть», существовавшее с 1995 г., будет заменено на «Газпромнефть». При этом специалисты не сомневаются: проведение ребрендинга своей дочерней структуры не потребует от «Газпрома» больших усилий ни с финансовой, ни с операционной точки зрения. Ожидается, что именно под новым названием «Газпром» будет представлять все свои нефтяные активы.
Между тем «Сибнефть» отказывается не только от своего бренда, но и от прописки. К концу 2006 — началу 2007 г. головной офис компании будет перемещен из Омска в Санкт-Петербург. Такое решение власти северной столицы лоббировали уже давно, надеясь на серьезное пополнение городского бюджета. Теперь «Сибнефть» станет одним из крупнейших местных налогоплательщиков, внося в казну ежегодно около 13,5 млрд. руб. Омские власти таким планам отчаянно сопротивлялись: эти средства обеспечивали почти 60% поступлений в бюджет области. Чтобы снизить напряжение, правительство решило компенсировать региону налоговые потери из федерального бюджета.
Впрочем, пока «Сибнефть» не может похвастаться весомой ролью на рынке Санкт-Петербурга. У нее нет в регионе ни своих НПЗ, ни экспортных терминалов. Она слабо представлена в рознице — ей принадлежит около 10 АЗС и участков под строительство. Однако не так давно президент «Сибнефти» Александр Рязанов заявил, что компания собирается построить в городе от 30 до 50 автозаправок, что сделает ее одним из крупнейших игроков местного рынка. Эксперты не исключают, что она также купит сети одного или нескольких местных трейдеров (так полтора года назад поступил «Лукойл», поглотив сеть «Балт-Трейд» из 37 АЗС).