Итальянские уроки для Украины

Демагогические экономические заявления ведущих политиков привели к тому, что снизилось доверие избирателей ко всем политическим силам.


На апрельских парламентских выборах итальянцы должны сделать выбор между правоцентристским правительством премьер-министра Сильвио Берлускони и левоцентристским блоком, возглавляемым Романо Проди. Но ни один из этих лидеров не кажется достаточно решительным, чтобы справиться с серьезными проблемами.


Недомогание экономики Италии очевидно. Общий экономический рост за последние пять лет был самым медленным в зоне евро — 3,2%, по сравнению со среднеевропейским показателем, равным 7,8%. ВВП на душу населения также упал ниже средней величины для зоны евро. Занятость возросла, но производительность труда осталась на том же уровне. В сочетании с сильным повышением обменного курса это привело к значительной потере конкурентоспособности и ослаблению экспорта.


Берлускони заявляет, что статистические данные недостоверны. Более трезвомыслящие члены правительства признают, что Италия стоит перед серьезными проблемами, но они возлагают вину на неподвластные им факторы. Однако подобные объяснения неубедительны. Те же факторы затронули все европейские страны, а состояние их экономик не столь удручающее.


Тем не менее было бы нечестно винить только правительство Берлускони за данные удручающие показатели. Последние десять лет экономический рост Италии был более медленным, а экспорт снизился, так как страна была плохо подготовлена к последствиям всемирной революции в области информационных технологий и к меняющейся модели мировой торговли. Инфраструктура страны как материальная, так и интеллектуальная, была слабее, чем в целом по Европе. Ее экономическая структура не подходила для новых задач из-за размера компаний и их специализации в традиционных секторах, а также из-за низкого уровня образования и научно-исследовательских работ.


Однако правительство Берлускони не предприняло почти ничего для того, чтобы исправить эти недостатки, несмотря на то, что это первое правительство в истории Италии, которое смогло продержаться у власти полный пятилетний избирательный срок. С таким подавляющим парламентским большинством оно могло бы провести ряд реформ, направленных на стимулирование производства и предложение товаров и услуг, даже рискуя первоначально быть непопулярным.


Вместо этого правительство выбрало кейнсианскую модель развития экономики: умеренное снижение налогов для увеличения чистых доходов и повышения текущих государственных расходов. С 2001 по 2005 г. текущие беспроцентные расходы выросли на 2% от ВВП, доходы снизились на 0,5% от ВВП, а общий государственный дефицит повысился на 1% от ВВП. Более того, превышение поступлений над расходами снизилось с 3,2 до 0,5%. В результате отношение долга к ВВП снизилось лишь незначительно до 2004 г., а в 2005 г. опять выросло до 106%.


Слабая финансово-денежная позиция станет серьезной помехой, какое бы правительство ни пришло к власти. Объемная избирательная программа левоцентристов прелагает снизить на 5% налог на заработную плату, однако неясно, откуда возьмутся 10 млрд. евро, чтобы восполнить этот пробел. Идея увеличения низкого (12,5%) подоходного налога в зависимости от объемов прибыли столкнулась с обвинениями в том, что Романо Проди собирается избавиться от богатых. Но слабый манифест правых также содержит невыполнимые обещания, такие как снижение налогов на недвижимое имущество и повышение маленьких пенсий.


Итальянские избиратели озадачены. В 2001 г. Берлускони подписал «контракт с итальянцами», содержащий обещания, которые не были выполнены. Но неудовлетворенность избирателей в отношении Берлускони не приносит автоматически популярности Проди и левым. Опросы общественного мнения показывают, что доверие ко всем политикам и политическим партиям достигло самого низкого уровня за все время.

Залишити відповідь