Что происходит: на международных рынках

Гостеприимство от имени инвестора


В 2006 г. перспективы развития мировой гостиничной индустрии окажутся более чем радужными, причем главные ставки международные операторы сделают на новые экономики. Таковы основные результаты недавнего исследования компании Ernst & Young. По мнению аналитиков, в ближайшее время будет наблюдаться стремительное продвижение крупнейших международных гостиничных компаний на развивающиеся рынки, прежде всего в Китай, Индию и страны Восточной Европы. Мощный рост в Китае (ожидается, что до 2011 г. въездной туризм там будет расти на 8-9% ежегодно, а темпы роста туристического спроса вдвое превысят мировые показатели), что начнет задавать тон во всем азиатском регионе. В таких условиях крупнейшие гостиничные операторы вполне оправданно постараются проникнуть едва ли не в каждый сегмент китайского рынка. В Индии по мере того, как она будет становиться более открытой, также стоит ожидать серьезных сдвигов на гостиничном рынке.


В то же время в Европе перспективы развития отельной индустрии далеко не столь обнадеживающие. Хотя регион занимает одно из первых мест по суммарному значению показателя дохода на номер (RevPAR), темпы роста европейской отрасли по сравнению с другими регионами находятся на самом низком уровне — 4-5% в год. Правда, при этом расширение гостиничного бизнеса в 2005 г. зафиксировано в 40 из 44 европейских стран. Причем лучшие результаты показал регион Восточного Средиземноморья, за ним следуют страны Центральной и Восточной Европы. Связано это с тем, что недавнее вступление в Евросоюз десяти восточноевропейских стран дало серьезный толчок их экономическому подъему.


По мнению авторов исследования, в нынешнем году развитие европейского рынка пройдет под знаком следующих трендов:
• на рынок выходят инвестиционные фонды из США и Великобритании, в том числе фонды прямых инвестиций, располагающие существенными финансовыми ресурсами;
• гостиничные сети и инвестиционные фонды США будут стремиться захватить доли европейского рынка;
• рост заинтересованности в инвестиционных трастах недвижимости (REITS) как одной из форм инвестиций. Ожидается, что в ближайшем будущем REITS появятся в ряде европейских стран — Германии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Турции, Великобритании и др.;
• проведение в Европе двух крупнейших международных турниров (зимней Олимпиады в Италии и Чемпионата мира по футболу в Германии) повысит эффективность гостиничного сектора в принимающих странах.


В свете указанных тенденций прогноз аналитиков компании на 2006 г. остается благоприятным, несмотря на ряд вызывающих обеспокоенность факторов (прежде всего рост цен на топливо, терроризм и непредсказуемость погодных условий). Как ожидается, рост показателя RevPAR на европейском рынке будет скорее стабильным, чем значительным, и станет обеспечиваться за счет роста спроса со стороны делового и традиционного туризма. Хотя при этом эксперты предостерегают: международным инвесторам, которые хотят запускать масштабные проекты на развивающихся рынках, стоит быть начеку. «Наши специалисты на местах отмечают, что девелоперская деятельность нередко проходит в сложных условиях с точки зрения налоговых последствий, соблюдения законодательства и прочих сопутствующих затрат», — отмечает Майкл Фишбин, руководитель практики Ernst & Young в США по оказанию консультационных услуг компаниям гостиничного сектора.







В ожидании инвестора


Андрей Назаренко, руководитель отдела консультаций по недвижимости компании Ernst & Young в Украине:
— Отечественному гостиничному рынку присущи несколько другие тенденции. Его развитие будет происходить под знаком возрастающего интереса международных гостиничных операторов к украинской гостиничной недвижимости. 2005 год ознаменовался открытием отелей Radisson SAS в Киеве и Rixos в Трускавце. В 2006 г. в столице запланирован запуск гостиницы сети Hyatt. Появление на отечественном рынке брендов Hilton, InterContinental, Marriott International, Accor и др. прогнозируется в средне- и долгосрочной перспективе.


Возрастающий интерес к гостиничной недвижимости подогревается некоторыми особенностями украинского «гостеприимства»: спрос на номерной фонд существенно превышает его предложение, качество предложения оставляет желать лучшего, рынок продавца удерживает цены на гостиничные услуги на уровне, который обеспечивает украинской гостиничной недвижимости более высокую доходность (11-15%), чем на насыщенных рынках (не более 7-8% — подразумевается доходность для девелопера и инвестиций в строительство).


В то же время международные операторы пока не готовы участвовать в развитии гостиничного рынка Украины финансовыми активами, предпочитая экспортировать исключительно гудвилл, принимая гостиницы в управление.


Для розничников бизнес-климат грозит похолоданием


Розничный бизнес в Европе сегодня переживает не самые лучшие времена. В 2006 г. ритейлеровым компаниям оказывается все сложнее находить компромисс между растущими потребностями покупателей в дешевых продовольственных товарах и объективным стремлением производителей к увеличению собственной прибыли. Согласно рейтингу финансовой корпорации UBS, инвестиционная привлекательность продовольственного сектора в 2005 г. снизилась на 13%, тогда как в 2003-2004 гг. аналогичный показатель составлял 8%. В нынешнем же году только за I квартал инвестиционная привлекательность отрасли снизилась на 5%. В то же время, по данным Bloomberg, так называемый индекс ритейла (index of retail sales) в странах еврозоны в марте сократился до самого низкого за последние два года уровня — 47,2% (хотя еще в феврале он составлял 49,6%).


Как уверяют отраслевые аналитики, в обозримом будущем ожидать заметного улучшения ситуации не стоит: производственные цены на продовольственные продукты продолжат расти, а рыночная стоимость товаров по-прежнему будет иметь тенденцию к снижению. Война цен в Нидерландах и Великобритании, а также новое французское законодательство в сфере розничной торговли, направленное на снижение цен на продовольственные товары, должны привести к тому, что различие в стоимости продуктов будет компенсировано за счет покупателей. Последние же в свою очередь заинтересованы в снижении стоимости своей традиционной продовольственной корзины, особенно сейчас, когда суровая зима увеличила расходы потребителей на отопление. «Люди не стали меньше есть, они просто стали искать более дешевые альтернативы. Но это абсолютно не выгодно розничникам, поскольку неминуемо приведет к коренным изменениям привычного для покупателей распределения товаров», — разъясняет аналитик UBS в розничном секторе Эрик Тиби. По его словам, спрос на европейском континенте сейчас довольно слабый еще и потому, что люди все чаще начинают прибегать к услугам жестких дискаунтеров. Данная тенденция оказывает довольно существенное влияние на рыночные отношения. За последние семь лет рыночная доля дискаунтеров выросла на 6-7%, и сегодня дисконтные сети контролируют в Европе 15% рынка розницы. В ответ на это гипермаркеты и супермаркеты взялись снижать цены, что негативно повлияло на их прибыльность.


Эрик Тиби уверен, что в 2006 г. на смену дефляции придет инфляция, причиной которой послужит рост закупочных цен на продукты. Он считает, что растущие расходы на горючее и материальные затраты влекут за собой повышение производственных цен на брендированные товары. «Этот год будет намного сложнее минувшего. Инфляция приведет к снижению прибыли и увеличению расходов розничных сетей, — говорит аналитик. — Единственный выход для них — переподписать договоры с поставщиками на более выгодных для себя условиях».


Цена рекорда


Стоимость драгметаллов в последние дни превышает все ранее прогнозируемые максимумы. С начала года цена на золото выросла более чем на 8% и сейчас превышает $600 за тройскую унцию. Платина также подорожала на 7%, и в конце марта ее цена поднималась до исторического предела — $1095 за тройскую унцию. Котировки серебра с начала года выросли наиболее заметно — на 13%, до $11,75 за унцию. Некоторые западные аналитики полагают, что цены на серебро растут в связи с решением открыть специализированный серебряный торговый фонд (silver exchanged-traded fund), который будет заниматься только торговлей серебром: самим металлом, фьючерсами и акциями «серебряных» компаний. А вслед за серебром дорожают и остальные драгоценные металлы.


Разговоры об учреждении серебряного торгового фонда, подобного золотому фонду, ведутся уже давно. Комиссия по ценным бумагам и биржам США ранее отклоняла решение о создании специализированного серебряного фонда, но в конце марта на рынке появилась информация, что предварительное одобрение она все же дала. На ожидании дальнейших новостей о создании фонда серебро растет все увереннее. Участники рынка считают, что с получением окончательного разрешения цены на серебро поднимутся еще больше. К тому же создание такого рода фонда сможет привлечь инвесторов в отрасль: ведь серебро в отличие от золота — не только биржевой, но и промышленный металл, и у него своеобразная специфика торговли. Впрочем, некоторые аналитики придерживаются мнения, что, хотя создание фонда — благоприятный фактор для рынка серебра, он все же не является преобладающим. «В конце концов это лишь инструмент для торговли серебром, а не новый способ использования металла, — отмечает Билл О’Нил из Logic Advisors. — И фонд не изменит базовые факторы на рынке». Правда, ряд экспертов полагают, что сразу после того как фонд будет учрежден, рынок серебра может остыть. «Мы ожидаем, — говорится в сообщении JP Morgan, — что до открытия фонда и в течение нескольких месяцев после того, как это случится, цены на серебро станут повышаться, но уверены, что месяца через три после открытия фонда они снизятся на 7-10%». Это в свою очередь может скорректировать весь рынок драгметаллов.

Залишити відповідь