Вопрос изучения иностранного языка уже приелся, но остается актуальным и на сегодняшний день. Что стимулирует современного делового человека изучать иностранный язык?
Проведенное маркетинговое исследование в одном из киевских образовательных центров позволяет получить некоторые ответы.
Выборка: работающие мужчины и женщины в возрасте от 22 до 49 лет.
Источник: центр «Интенсив».
6 ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ, КОТОРЫЕ СТИМУЛИРУЮТ ИЗУЧАТЬ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
1. Карьерный рост
Одна моя знакомая, менеджер проектов в одном из крупных киевских рекрутинговых агентств, начала изучать английский язык, так как интересные проекты с иностранными партнерами руководство поручало вести другим менее опытным сотрудникам, но свободно владеющим английским языком. Должности, требующие знания иностранного языка, изначально выше оплачиваются при прочих равных квалификациях сотрудников. В последнее время наблюдается тенденция к необходимости владения двумя или тремя языками. Довольно экзотические для нашего менталитета требования предъявляет компания Nemiroff: ассистент президента компании должен уметь синхронно переводить переговоры, а экспорт-менеджер по странам Европы – обязательно владеть английской терминологией в бытовой и профессиональной (экономика и маркетинг) сферах и, желательно, немецким языком. Впрочем, иногда компании предпочитают нанять опытных специалистов в определенной области, а затем, при необходимости, обучать их иностранным языкам. Однако такой подход скорее исключение, чем правило. На рынке труда каждая третья компания предъявляет требование к кандидату на предмет владения иностранным языком, как правило, сформулированное довольно неграмотно – «свободный английский язык», «хорошее знание английского языка». Знания могут быть как в устной речи, так и в письменной, причем во время живого общения приоритетны коммуникативные навыки. Важно понимать, какие навыки и в каких видах речевой деятельности нужны для каждой конкретной позиции. Например, для программиста C++, который значительную часть рабочего времени проводит за компьютером, или для юриста, имеющего дело с деловой документацией, обязательны навыки в письменной речи, чтении и понимании соответствующей терминологии, а для маркетологов и менеджеров, от которых требуется улавливать мысль собеседника и умение убеждать, – в аудировании и разговорной речи.
2. Учеба и стажировка за границей
За последние 15 лет стало престижным и перспективным получать образование за границей для того, чтобы работать в международных компаниях. Помимо популярных программ MBA (Master of Business Administration), существуют менее известные аналоги CFA (Chartered Financial Analyst qualification) и ACCA (Chartered Association of Certified Accountants). Для участия в любом из этих образовательных проектов необходимо сделать два семимильных шага, опираясь на свое владение иностранным языком.
Первый шаг – собрать определенный пакет документов, который включает в себя:
– переведенный на иностранный язык и заверенный в учебном заведении диплом и транскрипт (выписка из зачетной книжки с информацией о курсах и полученных оценках);
– рекомендательные письма (не менее двух);
– эссе (3-8 сочинений на заданные темы, например, «Почему вы выбрали данную бизнес-школу?»);
– жизнеописание, или curriculum vitae.
Требуется также предоставить международный сертификат TOEFL (Test of English as a Foreign Language) или IELTS (International English Language Testing System).
Второй шаг – прохождение интервью, иными словами устное собеседование, которое, как правило, длится более часа. Если выполнение письменной части можно поручить другому человеку или воспользоваться помощью словаря, то при общении проявятся все недостатки владения иностранным языком. Ведь вы хотите проявить себя только с лучшей стороны?
3. Комфортный отдых
Чтобы отпуск в Египте или поездка в Италию доставили огромное удовольствие, недостаточно только комфортного перелета, пятизвездочной гостиницы и осмотра достопримечательностей. Что делать если вы заходите в магазин и продавец не может понять, что вы хотите приобрести, или вы заблудились, а спросить дорогу можно только у прохожего? Ответ прост: говорить с человеком на понятном ему языке. В компании N существует такая корпоративная традиция – болеть за футбольную команду «Шахтер» и ездить на все их матчи. Недавно состоялся матч «Шахтер» – «Лилль», и топ-менеджеры упомянутой компании летали в Лион. Отдохнули отлично, позавидовали умению французов поддерживать свою команду, но, погрузившись в иноязычную среду и с трудом найдя общий язык с местным населением, почувствовали себя неуютно. Для многих выезжающих за пределы родной страны стало дискомфортно объясняться при помощи мимики и жестов, что мотивирует изучать иностранный язык.
4. Работа с иностранными партнерами
Во многих направлениях бизнеса существует такие понятия, как «сотрудничество с иностранными клиентами» и «представительство иностранной компании». По данным издания «Український юрист» в 2005 году только 23% общего количества юридических фирм не работали с иностранными клиентами. В Киеве зарегистрировано 144 представительства иностранных фирм и международных организаций.
5. Участие в международных конференциях и тренингах
Владение иностранным языком позволяет получить доступ к иноязычной информации в интернет-пространстве или печатных изданиях, что способствует как профессиональному развитию в своей отрасли, так и личностному. Со временем вы привыкаете не только читать и писать, но и думать на иностранном языке, соответственно, создавать иноязычные брифы и презентации, посещать международные конференции, активно принимать участие в тренингах, которые проводят носители языка, эффективно вести деловую переписку. На сегодняшний день выигрывает тот, кто владеет более полной информацией.
6. Деловые зарубежные поездки
Объяснять, какие возможности позволяет получить business-trip, можно бесконечно. Это и знакомство с интересными людьми, и новые возможности для развития бизнеса, и возможность познакомиться с иноязычной культурой и менталитетом.
Каковы ситуация на языковом рынке Украины? 80% делового языкового пространства занимает английский язык, но за последние пять лет значительно вырос спрос на немецкий и итальянский языки. Это объясняется стремительным темпом развития компаний, импортирующих товары из Германии и Италии, например сантехнику, обувь, одежду, мебель. Среди языков, которые пользуются малым спросом на рынке образования, лидируют арабский и китайский языки. Датский, голландский и шведский языки являются аутсайдерами.
И напоследок краткая информация о том, какие же существуют уровни владения иностранными языками.
Классическая система включает:
1. Elementary
2. Pre-intermediate
3. Intermediate
4. Upper intermediate
5. Advanced
6. Proficiency.
Система оценки знания иностранных языков, задекларированная «Общеевропейскими рекомендациями по языковому образованию: изучение, преподавание, оценка» (Common European Framework или CEF) различает:
1. А1 – Breakthrough
2. А2 – Waystage
3. В1 – Threshold
4. В2 – Vantage
5. С1 – Effectiveness
6. С2 – Mastery.
Каковы критерии определения уровня владения иностранным языком? Критерии определены целью обучения, которая состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Существуют четыре сферы общения: бытовая, социокультурная, общественно-политическая и профессиональная. И каждый вправе выбирать, ограничиться ли ему бытовой сферой с лимитированным словарным запасом или полноправно участвовать во всех четырех сферах. Для комфортного общения необходимо владеть иностранным языком на уровне В1. Чтобы подтвердить свой уровень владения иностранным языком, существует система международных тестов и сертификатов.