Авиастроение
BAE Systems меняет гражданскую авиацию на оборонку
Британская компания BAE Systems объявила о своем решении выйти из авиастроительного концерна Airbus и целиком сконцентрироваться на оборонной промышленности. В настоящее время она обсуждает условия продажи своих 20% со вторым акционером Airbus — франко-германским оборонным концерном EADS, которому принадлежат оставшиеся 80%. Сообщается, что объем сделки может составить $5,25 млрд.
По словам главы BAE Майка Тернера, причиной такого решения стало то, что военная промышленность в последнее время демонстрирует быстрый рост, особенно в США. Компании нужны средства для наращивания своей доли на прибыльном рынке. Как сообщает Gazeta.ru, в прошлом году BAE уже купила американскую оборонную фирму United Defense за $3,6 млрд. Сейчас на United Defense приходится около 35% от общего объема продаж компании. По словам представителей BAE, группа в дальнейшем продолжит покупки оборонных активов в США.
Некоторые отраслевые эксперты выражают недоумение этой сделкой, так как финансовые показатели Airbus постоянно растут. Но другие указывают на то, что в условиях намечающейся тенденции к размежеванию между США и Европой Великобритания склоняется в сторону США. Поэтому выход из Airbus и переориентация на американский рынок — это отчасти политическое решение.
Напомним, что Airbus выпускает магистральные гражданские самолеты. Главным конкурентом концерна является американский Boeing. В 2005 г. Airbus получил заказы на 1055 самолетов (у Boeing — 1002). Поставлено заказчикам 378 новых самолетов (на 88 больше, чем у Boeing). Но по общей стоимости заказанных самолетов американцы по-прежнему опережают европейцев. Почти половина заказов, полученных Airbus, приходится на небольшие среднемагистральные самолеты. А вот престижные и дорогостоящие модели дальнемагистральных лайнеров авиакомпании в прошлом году вновь предпочитали покупать у Boeing.
Маркетинг
Microsoft строит новую стратегию на любви к людям
Компания Microsoft объявила о новой стратегии развития бизнеса — People-Ready (дословно «Люди-Готовность»). Она основана на понимании того, что именно люди являются движущей силой успешного бизнеса.
CEO компании Microsoft Стив Баллмер (Steve Ballmer) с дизайнером моды Томми Хилфайгером (Tommy Hilfiger) обсуждают успешный запуск программы People-Ready
Стратегия будет использоваться по меньшей мере в ближайшие несколько лет. Чтобы донести до потенциальных клиентов ее значимость и преимущества, около $500 тыс. планируется направить на маркетинговые акции.
Изначально Билл Гейтс сформулировал глобальное видение компании как «компьютер в каждый дом». То есть стратегия развития направлена во многом на популяризацию технологий как таковых. Последняя стратегия, на которую опиралась компания, была Trustworthy Computing (Технологии, заслуживающие доверия).
А теперь люди стали более важны для компании («Наконец-то!», — скажут потребители. — Прим. ред.). «В развитии новых технологий мы не столько ориентируемся на технологии, сколько на людей, для которых они предназначены, — говорит генеральный директор «Microsoft Украина» Валерий Лановенко. — В мире существует несколько крупнейших поставщиков ПО, и не у всех одинаковое понимание, для чего оно нужно. К примеру, IBM считает, что люди-специалисты могут быть отданы в аутсорсинг, а информационные технологии — реализовываться внешними структурами. Microsoft уверена, что и сами технологии, и люди, которые ими занимаются каждый день, являются той платформой, на которой бизнес может расти и развиваться».
Согласно видению Microsoft, ПО должно помогать людям эффективно общаться, обсуждать вопросы и разрабатывать планы. Теперь ПО, которое облегчает коммуникацию, станет проще и дешевле приобрести. Кроме того, в фокусе компании находится совместимость с другими программными продуктами Microsoft и конкурентов.
В продуктах предусмотрены новые инструменты анализа информации и визуализации и т. д. При этом ключевым моментом является сохранение привычного и единого интерфейса, который позволял бы пользователям работать почти интуитивно.
«Руководители компаний прекрасно понимают, что успеха они добились благодаря своим сотрудникам. Мы же уверены, что правильное ПО может создать все необходимые предпосылки для того, чтобы потенциал работников раскрылся еще полнее», — объясняет логику принятия новой стратегии Стив Баллмер, исполнительный директор корпорации Microsoft.
Розница
«Альфа-Групп» усилила присутствие в ритейле
В России сливаются две сети розничной торговли продовольственными товарами — «Пятерочка» и «Перекресток». В объединенную сеть войдут 880 магазинов. Ее консолидированный оборот по итогам 2005 г. составил $2,54 млрд. По этому показателю сеть становится безусловным лидером продовольственного ритейла в России (номер два — сеть «Магнит», $1,578 млрд.) и третьим — вообще в рейтинге розничных торговцев (после «Эльдорадо» и «Евросети»).
Эксперты не считают данную сделку знаковой для российского рынка розничной торговли продуктами, который все еще слабо консолидирован: трем крупнейшим компаниям принадлежит на нем не более 3%, хотя в Польше этот показатель приближается к 11%, в Венгрии — 32%, а в Германии — 57%. Рынок не готов к таким масштабным сделкам.
Но все же перемены будут, и первыми их почувствуют поставщики. Руководство будущей объединенной компании не скрывает, что одним из первых шагов после слияния станет ужесточение условий для поставщиков, в частности, снижение закупочных цен, увеличение отсрочки платежа за проданный товар. Вероятно, увеличатся взносы на маркетинг с нынешних 3-4% (как у «Пятерочки») до 5-6% и плата за вход в сеть (сейчас это $13-25 тыс. за одну товарную позицию).
Интеграция начнется с объединения логистики. Ожидается, что экономический эффект от слияния составит к 2008 г. около $85 млн. только за счет объединения закупок.
Предполагается, что новая компания станет управлять мультиформатной сетью, состоящей из магазинов эконом-класса «Пятерочка», супермаркетов и гипермаркетов «Перекресток».
Сделка по слиянию должна закрыться к июлю 2006 г. Пройдет она в два этапа. На первом компания «Пятерочка» приобретет торговую сеть «Перекресток» у «Альфа-Групп» и фонда Templeton за $1,365 млрд. На втором — «Альфа-Групп» купит у контролирующих акционеров «Пятерочки» 54% акций за $1,178 млрд. В результате крупнейшим совладельцем объединенной компании окажется Михаил Фридман (главный владелец «Альфа Групп»), который будет контролировать 19,5% акций.
Под брендом «Пятерочка» на начало 2006 г. работал 751 универсам, в том числе 404 франчайзинговых. Основные компании сети принадлежат голландской Pyaterochka Holding, которой владеют физлица. 32,08% акций обращаются в виде GDR на Лондонской фондовой бирже. Капитализация на середину апреля — более $2,9 млрд. Чистая выручка в 2005 г. — $1,36 млрд., с учетом франчайзинговых магазинов — $2,1 млрд. «Перекресток» объединяет 129 магазинов, включая 88 супермаркетов (в том числе сеть SPAR в Украине), 7 гипермаркетов и 34 универсама (9 из них — франчайзинговые). Группа компаний «Перекресток», созданная в 1995 г., принадлежит гибралтарской Perekrestok Holdings Ltd., которой в свою очередь владеют «Альфа-Групп» (80,55%), менеджмент компании (12,31%) и фонд Templeton (7,14%). Чистая выручка в 2005 г. — $1,015 млрд.
Госрегулирование
Виноделы Молдовы и Грузии пытаются выдержать давление России
Напомним, что в конце марта Роспотребнадзор запретил к реализации в России все вино, произведенное в Молдове и Грузии. В официальной версии объяснялось это тем то, что вино там якобы не соответствует санитарным нормам. Но независимые эксперты утверждают, что на самом деле решение — политическое. Молдова наказана за недавнюю блокаду Приднестровья, а Грузии в очередной раз напомнили, кто является главным покупателем продукции ее компаний.
В результате запрещена реализация продукции, обеспечивавшей больше 60% российского рынка вина (в физическом измерении). Перекрыты импортные потоки на сумму $500 млн. в год. Своего бизнеса лишились около 70% импортеров в средней и нижней ценовой нише.
Интересами пострадавших производителей сразу озаботились политики, ибо закрытие экспорта в таких масштабах — сильнейший удар вообще для экономик этих стран. В частности, Грузия потеряла 90% рынка для своего винного экспорта. В Москву направилась официальная грузинская делегация во главе с министром сельского хозяйства, в которую вошли заместитель министра здравоохранения, представители МИДа и парламента страны, а также производители вина и эксперты.
Президент Грузии дал поручение премьер-министру курировать всю винную тему внутри страны и на территории стран СНГ. Продвижение же грузинского вина на новые внешние рынки поручено министру обороны(!). А сам президент отправился с визитом в Китай. Там он заявил, что китайский рынок является одним из приоритетных для сбыта грузинских вин.
Двумя днями раньше с частным визитом в Пекин прилетал и президент Молдовы, который также обсуждал с китайским руководством перспективы экспорта молдавского вина в КНР.
Большинство винодельческих предприятий Молдовы уже направили образцы своих вин, поставляемых в Россию, для проведения арбитражного тестирования в лабораториях ряда зарубежных стран. Виноделы обратились туда за независимой экспертизой, поскольку представители Роспотребнадзора отказались сотрудничать с молдавскими экспертами. Вместе с тем результаты повторных исследований молдавских вин, изъятых из торговой сети в России, подтверждают безопасность молдавской винодельческой продукции. В настоящее время ассоциация «Молдова-вин» располагает около 40 протоколами таких тестирований.