Национальный художественный музей и меценаты Украины устанавливают стандарты
С 6 апреля по 14 мая 2006 года в Национальном художественном музее Украины проходит выставка 35 картин признанного в мире художника-примитивиста Нико Пиросмани (1862-1918). Работы, которые он сам продавал со словами: «Что дадите, то дадите», сегодня стоят миллионы долларов.
О жизни Пиросмани известно гораздо меньше, чем о его картинах. «Одиноким я пришел в этот мир, одиноким и умру», — говорил он, так и не вступив ни в одно из официальных художественных объединений Тифлиса. Художник-самоучка Пиросманашвили закончил жизнь бездомным бродягой. Где находится его могила, никому не известно.
Директор Национального музея Грузии Давид Лордкипанидзе: «Я могу с уверенностью сказать, что это международного уровня выставка, страховая стоимость которой очень высока. Это не коммерческое мероприятие. Такими проектами мы устанавливаем стандарты».
Для того чтобы выставка состоялась, понадобилось четыре месяца организационных работ и несколько сотен тысяч долларов. Точную цифру хранят в секрете люди, которые ее оплатили: президент концерна «Київпідземшляхбуд» Дмитрий Андриевский и глава правления страховой компании «Кредо-Классик» Игорь Воронов. «Поверьте, данная сумма была для нас существенной, — говорит Андриевский. — Это не первый наш меценатский проект. Я думаю, что развитие меценатского движения в Украине тормозят отсутствие законодательной базы и информационный вакуум».
За участие в проекте украинские меценаты были удостоены государственных наград Грузии — орденов Чести.
«Киевская пектораль» назвала лучших и неординарных
В этом году вручение главных театральных призов Украины, объединенных под названием «Киевская пектораль», произошло в пятнадцатый раз.
Лучшей постановкой 2005 года была признана «Ромео и Джульетта» Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра. Режиссура спектакля (Алексей Лисовец), главная мужская роль (Ахтем Сейтаблаев) и актерский дебют (Ольга Лукьяненко) также отмечены главными призами.
Однозначно этот спектакль следует посетить тем, кто интересуется, что лучшего было сделано в украинском театре в 2005 году. Комплексный же анализ результатов «Пекторали» приводит критиков в унылое состояние: новые обнадеживающие явления не просматриваются, скорее наоборот. Тот же Лисовец в ближайшее время будет заниматься не театром, а съемками многосерийной комедии на телевидении.
Возможно, к определенному оживлению приведет то обстоятельство, что не так давно украинскому театру стала оказывать поддержку компания ООО «Торговый дом «НИКО». В настоящее время она является генеральным спонсором Национального академического драматического театра им. Франко.
Как способ воздействия на ситуацию можно рассматривать учреждение компанией специального приза «За поиски новых путей театра». Его получили проект Владимира Горянского и Снежаны Егоровой «Нас поменяли телами» и опера-балет «Сила долi» продюсерского центра «Мастер-Ворд Продакшн» (исполнительница главной роли — Елена Гребенюк). По словам представителя компании «НИКО» Андрея Шелюга, это независимые театральные проекты, которые можно назвать неординарными событиями в театральной жизни Украины.
Украинская книга осваивает высоту птичьего полета
Презентация первого проекта издательского дома Periskop — «Киевский альбом» (Kyivsky album) — стала неординарным событием в книжном мире Украины.
До сих пор Киев не был представлен альбомным изданием такого уровня исполнения. Столица образца 2005 года запечатлена на двухстах снимках, сделанных с высоты птичьего полета, которая достигалась с помощью воздушного шара, вертолета и удобных наземных точек.
Кроме флагманского альбома (300х410, 160 страниц), розничная цена которого составит 400-500 грн., в состав проекта входят вполне бюджетные набор открыток (24 лучшие фотографии) и книга небольшого формата «Київ. Погляд з неба».
Издатель Андрей Федоров заявил, что, независимо от тематики выпускаемых книг, Periskop всегда будет стараться выходить за рамки традиционных форматов: «Наша специализация — эксклюзивная, уникальная и подарочная литература. То есть те книги, которые во всем мире являются предметом коллекционирования. Многие украинцы уже построили себе загородные особняки, но не менее важно и то, о чем в этих домах будут разговаривать, принимая гостей, и какие книги будут лежать на столе».
Редактор журнала «Книжное обозрение» Константин Родик отметил, что книжные фотоальбомы — предмет интереса элитного покупателя. Выпуск альбомной литературы — признак здорового развития книжного рынка.
Помимо прочего, «Киевский альбом» является удачным опытом формирования спонсорской культуры. Финансовое партнерство банка «Форум» было отмечено небольшим логотипом в одном месте книги и не нарушило художественного замысла авторов, что в подобных ситуациях стало приятным исключением.