Есть люди, которые игнорируют правило, согласно которому сначала надо поработать на имя, а потом имя будет работать на тебя. Они берегут свою личность.
Редко кто из актеров новой генерации имеет в своей обойме столько всевозможных профессиональных премий, как Евгений Миронов, — от Госпремии России до «Ники», «Кинотавра», «Триумфа» и «Кумира». Многие не имеют такой коллекции даже в конце долгой плодотворной жизни в искусстве.
Его жизнь — это, в принципе, история о том, что может получиться, если человек очень хотел посредством выбранной профессии избавиться от робости, застенчивости, неверия в себя. А Господь потом смешал все компоненты профессии, приобретенной невероятным трудом и талантом, в одном флаконе, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Началось же все с преодоления себя.
Смелость: не растерять запала
«У меня ведь никогда не было никаких других мыслей по поводу будущего. Всегда хотел быть артистом. Может быть, оттого, что был очень стеснительным и даже зажатым. Особенно в школе. И, наверное, для того чтобы избавиться от этого комплекса, пошел в театр», — вспоминает Евгений Миронов. Так избавился, что после Саратовского театрального набрался смелости, отправился в Москву и добился встречи с самим Олегом Табаковым. А тот сразу взял его на второй курс Школы-студии МХАТ. Конечно, у Табакова были свои причины: они оба — земляки-саратовцы, и мастер разгадал талант, который еще был мало кому виден. Потому что Миронову еще долго пришлось доказывать свое право учиться у Табакова. И не растерять запала, выдерживая это испытание.
Преодоление: не обмануть надежды
Пророчество Зиновия Гердта о том, что «этот мальчик перешибет однофамильца», постепенно начало сбываться. Но снова Табакову пришлось встряхнуть своего ученика. Однажды он ему сказал: «Даже если тебя посадить на горшок на сцене, зрители слезами обольются». Тогда Миронов понял, что ему пора отрабатывать аванс молодости — прекратить амплуа юного мальчика и развивать собственную линию в профессии, спорить с режиссерами, даже если это признанные гении Някрошюс или Штайн. И тогда амплитуда ролей стала зашкаливать в своем диапазоне: он мог все — и Гамлета, и Бумбараша.
Выбор: не пропустить поступок
«Моему честолюбию нужно было пройти через испытание — пришлось доказывать, что я имею право учиться у Табакова. И я выдержал это».
Все его роли о людях, ценящих поступки. Чтобы их играть достоверно, надо самому быть способным на поступки. Извлекать из глубин не только образы, а духовные прозрения. С самоотверженностью уметь представлять из себя человека с тысячью тел и тысячью лиц. Для фильма «Космос как предчувствие» он накачал бицепсы и овладел боксом. А за два года до этого был невесомым существом с лицом святого, весил 50 кг, сидел на воде и сухарях, чтобы не только выглядеть, но и быть князем Мышкиным. К роли Гамлета выучился играть на саксофоне… Тот колоссальный труд, который он вкладывает в каждую свою роль как в последний шанс, — это уже характер и его личная заслуга. И у него получилось стать лучшим, но при этом быть самокритичным и лишенным симптомов звездности.
Интуиция: не совершить ошибок
Самый востребованный актер современности отказывается от многих предложений, называя это частью профессии. В этом он следует советам своего гуру Олега Табакова, который говорит: «Важно не только то, что сегодня «носят», но и то, что является продвижением в искусстве. А это продвижение в одном направлении — вглубь человека. Я очень хочу, чтобы Женя до конца реализовал эту возможность. Заманчивых проектов теперь много, но он должен сберечь и развить свой талант. Это и будет главным проектом его жизни».
В отказах он часто следует интуиции и говорит, что она его никогда не подводила. Его нельзя увлечь престижем, деньгами и возможностью зацепиться на Западе. Важно не совершить ошибок. Так он отказал Лондону, Парижу и Голливуду, решив, что и в этих ролях себя не видит, и режиссура слабовата.
Евгений Миронов редко дает интервью. И даже если делает исключения, то немногословен и ершист. Потому что не хочет разменивать ценный материал, накопленный для профессии — главного дела его жизни.
Хотеть…
«&»: Обычно те актеры, которые достигают вершин в профессии, редко мечтают в реальной жизни, они очень серьезны. И вы как-то сказали, что не любите мечтать, и вам интереснее кое-что другое: постигать неведомое, например. Но в то же время есть мнение самих артистов, что нельзя серьезно относиться к лицедейству. Как это и совместить, и объяснить?
Е. М.: Ну почему же? В детстве я мечтал сначала быть танцовщиком, потом — актером. Но со временем начинаешь понимать, что надо очень захотеть, чтобы эти мечты стали реальностью, и очень много для этого работать. И мечты как-то вытесняются из жизни — на них просто не остается времени и места. То, что происходит с нами в юности, это скорее всего предчувствие нашего будущего, чего-то, что должно вмешаться и изменить нашу жизнь.
«&»: В вашу жизнь вмешался Табаков, вы это предчувствовали?
Е. М.: Это я вмешался в его жизнь. И доставил ему массу беспокойства. Он же за меня переживал, а мне пришлось доказывать, что я имею право у него учиться. Моему честолюбию пришлось пройти это испытание. Москва тогда вообще мне преподнесла много испытаний. Но я выдержал. Был даже момент, когда перестал получать удовольствие от профессии, которой хотел заниматься всю жизнь. Нелегко, когда в тебя не верят. Люди разные встречались, не все стремились мне помочь.
Что касается несерьезности, несерьезно можно относиться к успеху в отношении самого себя. Но к профессии надо относиться исключительно серьезно. Мне и хочется легче выходить из роли, но не получается. Я очень сильно «подсел» на Гамлета одно время — три месяца находился словно в наркотическом состоянии. Долго не мог выйти из образа Мышкина. И понимаешь, что это опасно для здоровья, но таковы издержки профессии. С этим вряд ли можно что-либо сделать. Ведь можно так заиграться и навсегда потерять себя самого. Поэтому раньше актерская профессия не приветствовалась церковью.
Мочь…
«&»: Вы многое можете как профессионал, а что вас восхищает в других профи? И чему у них хотите научиться?
Е. М.: Восхищает то, чего я не умею и когда мне сложно понять, как у них это получается. Есть ведь школа, система, и вроде я в этом разбираюсь. А когда видишь, как актер из системы выпадает, и это гениально, я просто теряюсь перед таким даром. Помните эпизод из «Утомленных солнцем», как персонаж Олега Меньшикова в зарослях встречается с героиней Ингеборги Дапкунайте? Он ничего специального не делает, но там явно что-то происходит, и зритель это чувствует. И мне было очень интересно понять, как это у Олега происходит. Но потом понял, что надо искать свои пути. Хотеть одно, а мочь — другое. А как Смоктуновский играл Гамлета в фильме Козинцева? Для меня это какая-то новая неизвестная актерская энергия. На Западе этот фильм до сих пор вспоминают, а понять, как он это делает, не могут.
«&»: Насколько я знаю, вы очень увлечены литовским режиссером Някрошюсом, а ведь он абсолютно закрытый человек. Как нашли с ним контакт?
Е. М.: С ним можно установить контакт только на невербальном уровне. Его надо чувствовать. Встреча с Някрошюсом — одно из самых ярких впечатлений моей жизни. К нему его образы приходят дома в полной темноте, после он просто не может объяснить это словами. Потому что прохожий у него в «Вишневом саде» — это судьба и река одновременно. Он всем пожимает руки, а потом все узнают свою судьбу.
Он может такое, чего не сможет ни один профессионал. А он и есть непрофессионал, он — химик. И в этом его гениальность. Однако это не значит, что я с ним не спорил. Мы с ним нашли совместный код, пришли к сотворчеству. Роль Лопахина вообще не для меня — не мой темперамент. Но он пошел на большой риск и дал мне возможность сделать новый шаг в профессии. Мне всегда это интересно — попадать в некомфортные ситуации для образа, для роли. Я с удовольствием иду на такой риск.
Быть…
«&»: Вы часто заявляете, что не терпите халтуру, не снимаетесь в сериалах. А в боевиках, например у Егора Кончаловского, снимаетесь. Что тогда влияет на ваш выбор?
Е. М.: Я не терплю непрофессионализм, а в кино его достаточно много. Меня это выводит из себя, потому могу быть очень жестким. Сейчас люди, еще не доучившись, прямо с первого курса попадают в этот сериальный процесс, а я ну просто не могу подобное выносить. И поэтому сыграть у Егора Кончаловского согласился, так как он мой друг, я ему доверяю и он — профи, кто бы сомневался. Мы работали честно. Даже не работали, а жили на площадке. Нам важно было снять достойную человеческую историю. Мой герой в «Беглеце» — сильный человек. Чтобы выдержать такое, нужно иметь очень сильный стержень. Меня это всегда привлекает. К тому же я давно не играл современный материал. И жанр новый.
«Я не мечтаю. Если надо, сам нахожу себе работу: роль, режиссера и продюсера».
«&»: Отказываясь от многих выгодных предложений, не боитесь, что вас забудут?
Е. М.: Нет, не боюсь. Иначе не отказывался бы от того, что мне неинтересно. У меня никогда не было состояния невостребованности. Всегда очень напряженный график: или два года я занимался только театральными проектами, или только кино. А если были рабочие простои, то сам находил себе занятие: тему, роль, режиссера, продюсера. Так было с Юрой Борисовым: мы захотели снять документальный фильм о его отце — великом актере Олеге Борисове, и сняли. Нашли деньги, написали сценарий, добились эфира. Питера Штайна я тоже увлек театральной постановкой — поехал к нему и уговорил. Так начался наш «Гамлет». Для меня главное — не отдыхать, не успокаиваться. И тогда всегда найдется что-нибудь интересное. Другое дело, что при этом следует быть интересным себе и другим людям.
Не потеряться…
«&»: Видно, что вы уже готовы к режиссуре, также видно, что еще не наигрались. Так когда же?
Е. М.: Я знаю, что все это скоро может закончиться. И, может быть, подсознательно готовил себя для другой участи. Я ведь никогда не любил быть только пластилиновым материалом для лепки. У меня есть правило: каждую репетицию нового спектакля начинать с ощущения, что я ничего не знаю, ничего не умею и обо всем спрашиваю. Всегда стремился участвовать в процессе создания спектаклей полноценно, раздражал этим режиссеров, но многому у них научился. Есть несколько проектов, о которых сейчас не буду говорить. Скажу лишь, что в профессии режиссера я не потеряюсь — у меня хорошие были учителя. Хочется и кино снять, хотя понимаю, что есть несколько имен, до которых мне никогда не дотянуться. Но знаю, что существуют такие вещи, которые смогу снять только я.
«Главное — неуспокоенность» Евгений Миронов, актер, народный артист России. Родился в 1966 году в Саратове. В школе занимался в драматическом кружке, учился в музыкальной школе по классу аккордеона. В 1986 году окончил Саратовское театральное училище, преподаватели которого считали его одним из самых одаренных студентов. После окончания Школы-студии МХАТ (курс О. Табакова, 1990 г.) стал актером театра-студии под руководством Табакова («Табакерка»). Кроме того, играл Гамлета, Ореста, Бориса Годунова, Ивана Лопахина, Ивана Карамазова у мировых театральных знаменитостей: Питера Штайна, Эймунтаса Някрошюса, Деклана Доннелана, Валерия Фокина, имел немалый успех в Европе. В кино Евгений Миронов первую роль сыграл в 1988 году в фильме Александра Кайдановского «Жена керосинщика». Но широкую известность получил после главной роли в фильме Валерия Тодоровского «Любовь». За нее актер удостоился целого ряда кинематографических наград — как отечественных, так и зарубежных, был признан лучшим актером 1992 года. Снялся в фильмах Петра Тодоровского «Анкор, еще анкор!», Дениса Евстигнеева «Лимита» и «Мама», Сергея Газарова «Ревизор», Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», Андрона Кончаловского «Дом дураков», Алексея Учителя «Дневник его жены» и «Космос как предчувствие». Его последние работы в кино: в телесериале «Идиот» (режиссер Владимир Бортко), в боевике «Охота на пиранью» (режиссер Андрей Кавун), в сериале «В круге первом» (режиссер Глеб Панфилов). Его недавние награды: литературная премия Александра Солженицына «За проникновенное воплощение образа князя Мышкина на экране, дающее новый импульс постижению христианских ценностей русской литературной классики» (2004 г.); Премия «Кумир» (2004 г.); Премия Фонда Андрея Тарковского «За роль в фильме «На Верхней Масловке» (2005 г.); «Национальная гордость России за 2004 год «За личный вклад в развитие культуры» (2005 г.); Премия в области моды и стиля «Астра» — «Самый стильный актер» (2005 г.); «Золотой Овен» —лучшая мужская роль в фильме «Космос как предчувствие» (2006 г.). Является советником президента по вопросам культуры и искусства. Придумал «Акцию по поддержке российских театральных инициатив», входит в жюри театральной премии имени Станиславского и фонда Международный дом «Кино плюс», в экспертный совет всероссийского конкурса «Хрустальная роза», приз которого присуждается авторам талантливых, самобытных и ярких произведений литературы, театрального, музыкального, изобразительного творчества.