В ожидании второго дыхания

Бесплатные газеты по мере роста рынка рекламы сохраняют свою долю неизменной, но надеются на ее увеличение.


В марте 2006 г. компания «Укрмедиа», входящая в группу компаний «Украинский Медиа Холдинг», приступила к расширению регионов сбыта своих цветных рекламно-информационных бесплатных газет. «Місто+» теперь также выходит в Харькове, а «Удача» — в Кривом Роге. Компания охватывает уже девять городов Украины в сегменте бесплатных газет. В ближайших планах — расширение по крайней мере до 15 городов.


Количество изданий не уменьшается


Спрос на бесплатные рекламно-информационные издания (как рекламоноситель) в Украине растет. В 2006 г. Всеукраинская рекламная коалиция прогнозирует увеличение этого сегмента на 35%, что соответствует среднему показателю для рынка прессы.


И хотя некоторые специалисты высказывают сомнения в отношении эффективности таких изданий как рекламоносителей, конкуренция среди них высока. Только в Киеве издаются восемь газет. Ожидается, что их число в столице и в регионах будет расти. По данным агентства «Мониторинг СМИ Украины», в 2005 г. лидером рынка по показателю продаж рекламы и динамики развития является киевская газета «Місто+». Среди сильных игроков также можно назвать ветерана рынка — газету «РиО» и динамичный бренд «Київ на долонях». «У обоих изданий хорошие перспективы, — говорит Нина Лаврентьева, генеральный директор ООО «Укрмедиа-Киев». — К примеру, «РиО» сильна тем, что имеет собственную полиграфическую базу».


Чтобы обеспечить эффективность своих бесплатных изданий как рекламоносителя, «Укрмедиа» старается разделить их за счет разного способа распространения и географии сбыта. Так, бесплатную газету «Рекламная неделя» потребитель получает в нагрузку к «Теленеделе» и «Комсомольской правде». А вот «Місто+» и «Удачу» доставляют курьерские службы непосредственно в почтовые ящики и в офисы.


Также немаловажным преимуществом бесплатных изданий «Укрмедиа» называет широкий охват аудитории (до 6 млн. чел.) и гибкие схемы адресной и безадресной доставки по базам получателей, в которых заинтересован заказчик. В частности, для обеспечения качественной курьерской доставки в Киеве и Харькове совместно с партнерами было создано отдельное предприятие «Украинский курьер».


Надежда на конкуренцию с телевидением


«Уже сейчас большой тираж и качественная доставка издания потребителю обеспечивают порой более высокую эффективность рекламы наших клиентов по некоторым сегментам рынка, чем размещение на местном рейтинговом телеканале, — говорит Нина Лаврентьева. — В стратегическом плане мы определили, что подобные издания будем выпускать более чем в 38 городах Украины. Реализация этого масштабного проекта позволит полноценно конкурировать с национальным телевидением, особенно когда эффективность телерекламы начнет снижаться, а это произойдет довольно скоро».


Постоянные рекламодатели бесплатных газет — финансовые учреждения, строительные предприятия, турагентства, продавцы компьютеров и бытовой электроники, автомобильные компании, медицинские учреждения. Все, кто считает своей целевой аудиторией жителей больших городов и заинтересован в достижении широкого диапазона потребителей (по возрасту, доходу). Газеты, распространяющиеся в нескольких регионах, интересны предприятиям, которые формируют либо уже работают с филиальной сетью, организовывают новые торговые точки, проводят масштабные акции.


Конкуренцию «бесплаткам» отчасти составляют и локальные газеты (общественно-политические, развлекательные и др.). Но они ориентированы на конкретный сегмент аудитории с учетом возраста, дохода, образования, рода занятия и других параметров. От других бесплатных газет издания «Укрмедиа» отстраиваются за счет четкой рубрикации, а также размещения информационных материалов и публикаций для детей, проведения конкурсов и викторин.


Особенностью проектов бесплатных газет является существенная доля производственных затрат на выпуск издания. Она выше, чем у многих других печатных СМИ. Но рентабельность таких проектов не ниже средней по отрасли. По данным мониторинговых агентств, по показателю доходности от рекламы «бесплатки» занимают третью позицию — после женских и деловых изданий.  

Залишити відповідь