Реорганизация
Основатель Sun отстранен от руля
Вечный оппонент Билла Гейтса — один из основателей технологической корпорации Sun Microsystems Скотт Макнили — покидает пост главного исполнительного директора, который он неизменно занимал с 1982 г. Причиной отставки в первую очередь называют неспособность Макнили справиться с растущими убытками Sun. Так, с 2002 г. корпорация, занимающая четвертое место среди крупнейших мировых производителей серверов, понесла убытки в $4,51 млрд. Только по итогам III квартала убытки компании достигли $217 млн. по сравнению с $28 млн. за аналогичный период 2004-го. В такой ситуации рынок одобрительно отнесся к уходу Макнили: курс акций компании подскочил на 9,04%. Впрочем, основатель Sun продолжит работу в корпорации на должности председателя совета директоров.
Успех компании как ведущего поставщика процессоров и серверов пришелся на годы интернет-бума. Но вследствие краха дот-комов в 2000 г. резко сократились объемы продаж интернет-серверов. А обострившаяся конкуренция с такими гигантами, как IBM, HP и Dell, так и не позволила корпорации вернуться к твердому росту и рентабельности. К тому же Sun — лидер рынка Unix-систем — испытывала все большее давление со стороны менее дорогих компьютеров, работающих под операционными системами Linux и Windows.
Полномочия Скотта Макнили переходят в руки нынешнего президента и финансового директора компании Джонатана Шварца. Главной особенностью его руководства станет больший упор на рост и финансовые показатели. При этом изменения стратегии, по словам Шварца, не планируются. Однако аналитики уверены, что перемены все же произойдут. Еще в январе Sun заявила о намерении закрыть более 120 офисов и сократить персонал в оставшихся подразделениях (по некоторым оценкам, на 20%). Судя по всему, эти планы будут реализованы.
Слияния
Платные автодороги ЕС попадут в руки одного оператора
Крупнейший испанский оператор автомагистралей Abertis Infraestructuras заявил о покупке за 12 млрд. евро итальянской транспортной компании Autostrade. По условиям сделки, обе компании будут иметь равное представительство в совете директоров. Мажоритарным акционером обновленной Abertis окажется семья Benetton — через свой холдинг Schemavintotto она будет владеть 24,9% обновленной структуры (ранее ей принадлежал 51% Autostrade). Нынешним акционерам испанского гиганта — Caixa и группе ACS — достанется 11,7 и 12,5% акций соответственно.
Планы создания единой строительно-концессионной группы Abertis и Autostrade вынашивались в течение нескольких лет. И это вполне объяснимо: в случае удачного завершения слияния в конце 2006 г. на рынок выйдет крупнейший в мире оператор сети автотрасс с совокупной рыночной капитализацией более 24 млрд. евро. Под его управлением будут находиться автобаны общей протяженностью 6713 км в США и 15 странах Европы. Кроме того, ему будут принадлежать 13 аэропортов, в том числе в Лондоне, Орландо и Стокгольме. Ожидаемый размер оборота объединенной компании со штатом в 20 тыс. человек оценивается более чем в 6 млрд. евро. Представители обеих компаний не скрывают, что надеются таким образом проводить экспансию в транспортном сообщении Европы.
Нынешнее слияние проходит на фоне непрекращающейся волны приватизации европейских дорожных компаний, основными покупателями в которой выступают банки и строительные корпорации. Среди крупных сделок, проведенных за последнее время в этом секторе, — покупка Abertis французского дорожного оператора Sanef.
Стратегия
Nissan бьет собственные рекорды
Японский автомобильный гигант Nissan Motor продолжает демонстрировать рекордные показатели шестой год подряд. По итогам 2005 финансового года, чистый доход корпорации составил $83,21 млрд., что на 9,9% больше аналогичного показателя прошлого года. Не менее позитивной оказалась и динамика операционных показателей: Nissan реализовала наибольшее за свою историю количество автомобилей — 3,56 млн. единиц. Интересно, что существенный рост наблюдался на рынке США (и это несмотря на углубляющийся кризис американского автопрома). Там объемы продаж возросли на 6,1% (до рекордных 1 млн. машин) даже при отсутствии новых моделей. В Европе продажи снизились на 0,6% (до 541 тыс. единиц).
По словам президента Nissan Карлоса Гона, в минувшем году корпорация демонстрировала уверенный рост продаж даже в условиях растущих бизнес-рисков мировой автомобильной индустрии (включая растущие цены на сырье и энергию, колебания валютных курсов, повышение банковских процентов и поощрительных программ). Секрет успеха Nissan, по мнению президента, кроется в привлекательности существующих продуктов и правильно выстроенных основах бизнеса.
Будущий финансовый год для компании, как ожидается, будет неоднозначным. По словам Карлоса Гона, в первой половине года Nissan будет сложно достичь планов по продажам. Однако уже во второй половине в рамках плана Nissan Value-up корпорация выпустит на рынок девять новых моделей. В их числе — новая Altima, Sentra и следующее поколение Infiniti G35 (правда, на украинском рынке бренд Infiniti появится в 2007 г.). Будет продолжаться расширение присутствия Nissan на новых рынках. В частности, корпорация объявила о планах строительства завода в Санкт-Петербурге, который заработает уже в 2009 г.
Инвестиции
IKEA не теряет оптимизма
Шведский мебельный концерн IKEA продолжает экспансию в Азиатско-Тихоокеанский регион. Его розничная торговая компания предприняла вторую попытку выйти на рынок Японии. В 1986 г. компания из-за провальных показателей продаж была вынуждена закрыть все свои торговые центры в этой стране. Сегодня менеджмент IKEA считает, что тогда ее появление в Японии было просто преждевременным. Концерн решил не торопиться: вернуться на японский рынок он рискнул лишь 20 лет спустя, уже покорив Восточную Европу и Россию.
Чтобы вновь выйти на рынок Японии, шведы тщательно изучили особенности местного быта. В результате «полевых исследований» IКЕА будет создавать мебель и предметы интерьера, предназначенные специально для небольших квартир. Такая стратегия, судя по всему, должна оказаться успешной. По крайней мере, в день открытия ТЦ в Фунабаши (на восток от Токио) его посетили свыше 35 тыс. клиентов. В ближайшие пять лет IКЕА рассчитывает открыть на этом непростом для нее рынке еще 12 торговых центров.
Между тем стратегия выхода на китайский рынок в 1990-х гг. для IKEA была не меньшим вызовом. По словам руководства компании, на начальном этапе работы на китайском рынке они выставляли на свои товары слишком высокие цены. С того времени руководство IKEA успело пересмотреть ценовую политику и скорректировать товарную линейку. Как заявляют представители компании, сегодня они вкладывают все заработанное на рынке в дальнейшее снижение цен. В планах на будущее — строительство регионального центра дистрибуции в Шанхае стоимостью $82 млн. В среднесрочной перспективе шведы намерены открыть на территории КНР десять своих торговых точек.