Выход из СНГ невыгоден самой Украине. Но за подобные заявления высокопоставленных чиновников украинский бизнес заплатит так, как если бы Украина действительно покинула Содружество.
С начала мая министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк, его заместитель Владимир Огрызко и глава службы внешней политики Секретариата Президента Константин Тимошенко сделали серию последовательных заявлений о том, что Киев считает СНГ в нынешнем виде неэффективной структурой и не исключает в будущем выхода из нее. «Мы анализируем то, в каких организациях состоим, много или мало платим, какой эффект. И поэтому в рамках оптимизации нашего участия в организациях будем анализировать плюсы и минусы участия, в том числе и в СНГ», — заявил Владимир Огрызко.
Однако пару дней спустя Борис Тарасюк заверил журналистов, что решения о выходе из СНГ никто не принимал, а просто проводятся консультации на предмет эффективности Содружества. Эти консультации в первую очередь ведутся с Грузией, руководство которой в последние месяцы неоднократно заявляло о намерении выйти из СНГ. Президент Грузии Михаил Саакашвили даже поручил правительству провести оценку последствий такого шага. Первые результаты данной оценки показали, что, несмотря на то что в отношении Грузии со стороны России и так действует визовый режим, а на импорт многих товаров наложен запрет, выход из СНГ лишит грузин возможности пользоваться упрощенным режимом трудоустройства, покупки недвижимости, ведения бизнеса, получения образования на территории 11 государств постсоветского пространства. Даже в окружении грузинского лидера ставится под сомнение целесообразность жертвовать интересами бизнеса и правами граждан ради сомнительной цели еще раз продемонстрировать Москве свою нелояльность. «Если мы сможем заменить чем-то существующие благоприятные режимы в торговле, если добьемся двусторонних соглашений о свободной торговле с 11 членами СНГ и о свободном перемещении граждан с 9 государствами, после этого мы сможем обсуждать то, насколько будет правильным покинуть ряды СНГ», — заявил на прошлой неделе министр экономического развития Грузии Каха Бендукидзе.
Украина от выхода из Содружества потеряет еще больше, поскольку Москва уже пригрозила лишить украинских физических и юридических лиц тех преференций, которыми они пользуются на территории РФ. Речь, в частности, идет о праве в течение 90 дней пребывания в России не регистрироваться в правоохранительных органах (что очень облегчает жизнь многочисленных украинских сезонных рабочих). Также для нашего бизнеса крайне удобным является существование зоны свободной торговли в рамках СНГ, в которой участвуют все страны-члены, кроме России. Если Киев выйдет из соответствующего соглашения, то весьма сомнительно, что такие лояльные Москве страны, как Беларусь, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Армения пойдут потом на быстрое заключение двусторонних соглашений о свободной торговле. Товарооборот с этими государствами достаточно невелик, но и его потеря крайне нежелательна для и без того стабильно ухудшающейся динамики сальдо торгового баланса Украины. Кроме того, именно в эти страны, даже в большей степени, чем в Россию, украинские предприятия поставляют высокотехнологическую продукцию с высокой добавочной стоимостью.
Примечательнее всего, что с исключительно политических позиций Содружество Независимых Государств рассматривают именно в Москве, где уже давно признали неэффективность СНГ как механизма социально-экономической интеграции. Россия в последние 5-7 лет основной акцент делает на развитии интеграционных процессов в рамках ЕвразЭС и ЕЭП. СНГ же воспринимается как структура, которая конституирует постсоветское пространство как таковое, как площадка для одновременного ведения диалога с такими разными по своей политике и отношению к Москве странами, как Казахстан и Молдова, Беларусь и Грузия. При этом российская элита признает, что за право иметь особый формат отношений с бывшими союзными республиками уместно платить преференциями для бизнеса и трудовых мигрантов из стран СНГ. Следовательно, такой демарш Украины, ее демонстративное нежелание хотя бы частично подыгрывать амбициям Москвы уже сильно укрепил и без того серьезный настрой российской элиты на то, что к Украине следует относиться столь же жестко и сугубо по-деловому, как к странам Балтии или Польше. Никаких упрощенных таможенных процедур, правил регистрации совместных предприятий, никакого сочувственного отношения со стороны органов санитарного контроля (украинские пищевики уже четыре месяца ощущают на себе все прелести такой линии Москвы). Разговоры об отмене ограничений на импорт украинских труб стали вообще неуместны. Предприятиям аэрокосмической отрасли полным отказом от участия в проекте военно-транспортного самолета Ан-70 четко указали на то, что Россией взят курс на свертывание производственной кооперации с Украиной в высокотехнологических отраслях.
Никакой альтернативы ни США, ни Европейский Союз предложить не смогут, даже если захотят — в практике западных стран нет опыта поддержки союзных стран в ущерб собственной промышленности. К тому же заявления о возможном выходе из СНГ являются инициативой собственно украинской власти и в отличие от газовой войны становиться на сторону Киева в этом вопросе Вашингтону и Брюсселю не с руки. «Европейцы очень опасаются, что из-за Украины у них испортятся отношения с Россией, в отношении которой европейские компании вынашивают масштабные планы сотрудничества. Для бизнеса из ЕС Россия представляет собой уникальный шанс опереться на огромную сырьевую базу, дешевую и квалифицированную рабочую силу, а также нетребовательное социальное законодательство на фоне стагнирующей от перегрузки социальными обязательствами европейской экономики», — заявил «&» директор Центра европейских исследований Валерий Копейка.
По большому счету, членство в СНГ для Украины подобно участию в работе Интерпола или ЮНЕСКО — никаких особых ограничений на национальный суверенитет это не налагает, а польза в решении конкретных вопросов довольно существенна. В беспрецедентно прозападном сейчас МИДе, по всей видимости, полагают, что Содружество как совокупность международных соглашений, упрощающих экономические и гуманитарные контакты между странами, существует отдельно от Содружества как формы закрепления особой роли России на постсоветском пространстве. Однако это не так. И украинскому бизнесу, возможно, уже в ближайшие годы придется ощутить все негативные последствия того, что для россиян мы вдруг окажемся в статусе прибалтийских государств. Проблема в том, что от уровня развития Прибалтики нас это только отдалит.
Как отразится на внешнеэкономической деятельности украинского бизнеса возможный выход Украины из СНГ? Сергей Щербаковский, научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины: Но даже если Москва не станет прибегать к каким-либо специальным мерам наказания Украины, прекращение участия нашей страны в соглашениях в рамках СНГ серьезно ограничит свободы украинских предпринимателей. Это, какая если бы в одночасье компании, работавшие в России, оказались в условиях, подобных тем, с которыми они столкнулись бы, скажем, в Польше или Чехии — никаких преференций, никакой упрощенной регистрации и документооборота. Плюс к этому на большинство товарных групп могут быть возвращены импортные пошлины либо повышены уже существующие. Дмитрий Боярчук, эксперт «CASE Украина»: Виталий Кулик, директор Центра изучения проблем гражданского общества:
— Реакция Москвы на выход Украины из состава СНГ будет выходить за рамки прекращения действия тех преференций, которые украинские производители имеют в рамках многосторонних соглашений Содружества. Раздражением Кремля, как и в ходе газовой войны, вновь воспользуется российский бизнес, который попытается создать невыгодные условия для украинских экспортеров. На длительный срок устанавливаемые по политическим соображениям торговые ограничения сохраняться не могут, особенно в свете подготовки России к вступлению в ВТО. Но даже нескольких месяцев такой ситуации, какая сложилась с молочной продукцией, достаточно, чтобы наши товары были вытеснены конкурентами из многих привлекательных ниш. Поучительный пример: запрет на ввоз грузинских вин и минеральных вод в Россию. В России от этого запрета едва ли кто пострадает. А вот грузинской экономике, судя по всему, наносится серьезный ущерб. При том, что задействованы были, мягко говоря, не самые серьезные по российским меркам рычаги.
— СНГ — политическая структура и, по большому счету, членство Украины в этом «клубе» не приносит никаких экономических выгод. Простыми словами, СНГ — мертвая структура. Были попытки наполнить идею «воссоединения великой державы» каким-то реализмом (ЕвразЭС и ЕЭП). Эти проекты уже предполагали экономические выгоды. Но и они на данный момент уже малоперспективны. В частности, в проекте ЕЭП как «морковку» использовали дешевый газ. После газового шока, очевидно, эта «морковка» уже не так интересна. Прямой ответ на этот вопрос такой: выход из СНГ никаких прямых экономических последствий для Украины не имеет. Возможны политические последствия. А вот после политической реакции России возможны какие-то экономические санкции.
— Для России демарш Украины выглядит смешно. Потому что выходить из организации, в которой наша страна формально даже не является полноправным членом и которая ее вовсе не обременяет, российской элите кажется нелогичной линией поведения. СНГ скорее обременительна для самой России с экономической точки зрения. Содружество придает Кремлю ощущение, что он по-прежнему контролирует все постсоветское пространство (что-то вроде значения Содружества наций для британцев). Но это ощущение сейчас для Москвы является не определяющим — там уже давно сосредоточились на экономических интеграционных проектах второго поколения. Для бизнеса СНГ — это комплекс тарифных соглашений, правовая база в области международного транспортного сотрудничества, процедура взаимного признания дипломов о высшем образовании, упрощенная процедура признания деловых документов, включенных в реестр Содружества. Реального выхода Украины из СНГ нет и не будет. Киеву кажется, что это метод давления на Кремль. И хотя там его воспринимают с усмешкой, именно из-за ощущения несерьезности исходящей от этого шага Украины угрозы санкции против отечественных субъектов предпринимательства могут быть жесткими. Просто чтобы отучить по мелочам шантажировать Россию.