Новый владелец Гостомельского стеклозавода финансирует расширение производства
ОАО «Vetropack Гостомельский стеклозавод» (Киевская обл.) инвестирует в расширение производственных мощностей. Для финансирования проекта планируется привлечь обеспеченный кредит ЕБРР на сумму до $68 млн. Вложения также будут направлены на реструктуризацию долгов, закупку оборудования и повышение эффективности предприятия.
Современный рынок стеклотары в Украине имеет высокую инвестиционную привлекательность. Несмотря на то, что короткие сроки окупаемости ему не свойственны, ежегодные темпы роста составляют 12-15%. Объем рынка — 2,4 млрд. изделий в год, а рост внутреннего потребления гораздо выше среднеевропейского. Ужесточающуюся конкуренцию с производителями из стран Центральной и Западной Европы могут преодолеть только хорошо оснащенные отечественные фирмы. Наиболее крупными представителями отрасли на сегодняшний день являются ЗАО «Консюмерс-Скло-Зоря» и Гостомельский стеклозавод. При этом в переоборудование отечественных производителей стеклотары вкладывают средства зарубежные собственники, которые недавно приобрели предприятие.
В прошлом году Гостомельский стеклозавод произвел около 175 тыс. т стекла. Это составляет 15% производства всей Vetropack Group. Эффективность производства на сегодня обеспечивается четырьмя печами. Среди направлений технического перевооружения завода акцент будет сделан на повышении энергетической эффективности предприятия. Так, в течение ближайших лет две из печей будут заменены на новые энергосберегающие и экологически безопасные.
Запланированное увеличение мощностей завода позволит производителю укрепить позиции на отечественном рынке. А Vetropack Group в свою очередь получает возможность продолжать экспансию в Восточную Европу.
Производители соковой продукции объединяются
ООО «Сандора», его дочернее предприятие «Николаевский соковый завод», а также «Поділля-Обст» (украинско-австрийское СП) объявили о намерении создать ассоциацию «Союз производителей соковой продукции Украины».
Ситуация на рынке соков в нынешнем году достаточно острая — эксперты прогнозируют дефицит фруктовых концентратов. А в результате предполагается рост цен на конечный продукт — соки. Причиной тому стали сильные морозы минувшей зимы, которые негативно отразятся на урожае фруктов. Таким образом отечественные производители будут вынуждены импортировать концентрат. Среди наиболее вероятных стран-импортеров украинские компании называют Армению, Молдову, Грузию и Азербайджан.
В сложившейся ситуации лоббирование интересов отрасли стало актуальной задачей для украинских производителей. Работа в этом направлении станет основой деятельности «Союза производителей соковой продукции». Создание подобных ассоциаций — принятая во всем мире практика координированного решения отраслевых проблем. «Союз» призван решать важные для всех украинских производителей соков вопросы: таможенные правила приема и отгрузки продукции, участие в работе профильных комитетов в правительстве и др.», — отмечает Татьяна Заикина, директор по качеству ООО «Сандора»
После завершения регистрации «Союз» будет открыт для всех производителей соков и соковой продукции. Весомость и результативность процессов, инициированных данной организацией, будет зависеть от участия в его работе других операторов отрасли.
На сегодня емкость рынка соков оценивается в 360 млн. л/год. Разделен он между 400 игроками. Но при этом 84% рынка принадлежит таким компаниям, как ООО «Сандора», СП «Витмарк-Украина» и ЗАО «Эрлан».
«Электрон» переходит на новое поколение продукции
Завод «Электрон» (дочернее предприятие концерна «Электрон», г. Львов) начал выпуск жидкокристаллических телевизоров. Ассортимент составит продукция с диагональю экрана 20, 26 и 32 дюйма. В 2006 г. также запланировано начало производства DVD-плееров.
В 2005 г. «Электрон» увеличил производство обычных кинескопных телевизоров в 8,5 раза — до 34 тыс. При этом запланированный объем составлял 60 тыс. Как отмечает генеральный директор завода Орест Яремчук, причиной невыполнения плана стало снижение в 2005 г. ввозных пошлин на телевизоры. Активизация импорта привела к падению цен — явлению позитивному для отечественных потребителей, но не для производителей. В итоге в прошлом году цены на импортные телевизоры с диагональю 20 дюймов снизились до уровня, сопоставимого с ценами продукции «Электрона». Таким образом рыночные тенденции подтолкнули предприятие к расширению модельного ряда на 8-10 новых моделей кинескопных телеприемников и началу выпуска продукции нового поколения.
На данном этапе завод продает телевизоры только на территории Украины. 80% реализации приходится на западные области. В планах «Электрона» — до конца года довести продажи в восточных и южных регионах страны до 50% от всего объема. Согласно прогнозам экспертов компании, в 2007 г. доля «Электрона» на рынке телевизоров Украины должна вырасти до 10% (или 300 тыс. штук). Пока же завод занимает около 1% рынка. На сегодня «Электрон» конкурирует с брендами низшей ценовой категории (ТСL, «Хайер», «Горизонт», «Витязь», «Ролсен», Sitronics, Orion, Akira, Arvin, Rotex, Start, Saturn, JVC).
В 2008 г. завод планирует начать экспорт в Россию. Но для этого «Электрон» должен выйти на производство 200 тыс. телевизоров в год.
Украинским предпринимателям предложено профессиональное соревнование
В рамках международной программы World entrepreneur of the year в Украине стартовал национальный конкурс «Предприниматель года-2006». Организатором выступает компания «Эрнст энд Янг». Украина стала 38-й страной-участницей.
«В любом бизнесе и для любого инвестора существует некоторый уровень инертности — время выжидания. Только сейчас, после детального рассмотрения и наблюдения за страной, зарубежные компании начинают вкладывать средства в украинский бизнес. Программа конкурса направлена на ускорение этого процесса», — отмечает Алексей Кредисов, управляющий партнер «Эрнст энд Янг» в Украине.
Принять участие в конкурсе смогут владельцы и руководители всех украинских компаний. «Особенность конкурса в том, что он открыт для всех предпринимателей. Участник должен быть гражданином Украины, нести ответственность за развитие бизнеса в течение последних трех лет и принимать активное участие в управлении им», — говорит Александр Свистич, партнер и директор конкурса.
Конкурс состоит из двух частей, включающих программы на национальном и международном уровнях. Финалист первого этапа будет представлять нашу страну на церемонии награждения в Монте-Карло в 2007 г. Критериев определения победителя достаточно много — как количественных, так и качественных. Сгруппировав их, можно выделить следующие: финансовые показатели динамики развития бизнеса, лидерские качества участника, стиль управления и наличие эффективной команды управленцев, корпоративная культура компании, а также ценность и инновационность в разработке продукта. Кроме того, во внимание будет приниматься степень тех трудностей, которые преодолел участник на пути к становлению своего бизнеса.
За 20 лет существования конкурс превратился в признанный международный бренд. Участие в нем предоставляет предпринимателям широкий круг маркетинговых и PR-возможностей. Важно то, что победа в конкурсе больше зависит от самого участника, чем от имиджа представляемой им страны. «На сегодня в рамках конкурса сложно было бы сравнивать украинскую и американскую компании. Победа зависит от предпринимателя: какой он лидер, какая у него харизма. Поэтому шансы у всех равны», — комментирует Александр Ивлев, партнер, руководитель международного конкурса «Предприниматель года» в России.
«Олсидз Украина» консолидирует рынок подсолнечного масла
Группа «Зерноторговая компания Олсидз Украина» намерена в течение ближайших трех лет занять 20% производства подсолнечного масла в Украине. При этом компания не имеет своей торговой марки и пока не планирует выходить на розничный рынок Украины.
Максим Матвеев, директор по финансово-экономическим вопросам группы, связал в первую очередь обоснованность таких планов с недавним приобретением компании — 50% имущественного комплекса завода по переработке семян подсолнечника «Экстрол» (г. Николаев). Группа «Олсидз Украина» намерена вложить в развитие данного завода $25-30 млн. и увеличить объемы переработки подсолнечника с нынешних 500 т/сутки семян до 1500 т/сутки в 2007 г. Кроме прочего, часть этих средств будет вложена в создание экстракционного цеха и развитие инфраструктуры в Николаевском речном порту.
В итоге суммарные мощности группы по переработке подсолнечника (а ей принадлежит также один из крупнейших маслоэкстракционных заводов Украины — Кировоградский МЭЗ «Кіровоградолія») составят около 2800 т/сутки. Таким образом компания сохранит за собой второе место по объемам переработки подсолнечника в нашей стране после американской компании Cargill, имеющей два завода — в Донецкой области и Херсонской (бывший «Чумак»), но существенно оторвется от других крупных компаний, максимальные объемы каждой из которых не превышают 1500 т/сут.
Также менеджмент группы рассчитывает, что это позволит существенно увеличить ее долю и в общем объеме экспорта подсолнечного масла из Украины. По результатам 2004/2005 м. г. компании, входящие в группу, занимали 10,5% украинского рынка производства сырого подсолнечного масла и 11% экспорта данной продукции. В текущем маркетинговом году компания рассчитывает увеличить эти показатели соответственно до 13,5 и 17%. Причиной роста станет увеличение объемов производства на основном предприятии группы — ОАО «Кіровоградолія» — после реконструкции. «Мощность предприятия увеличилась в 1,7 раза. В 2004/2005 м. г. завод перерабатывал 400-700 т/сутки подсолнечника, а в этом году — 1300-1400 т/сутки. В текущем году планируется использовать для производства масла 400 тыс. т семян вместо прошлогодних 250 тыс. т», — говорит председатель правления «Кіровоградолія» Владимир Умрихин.