Трансгены: панацея или дамоклов меч?
В последние годы генетически модифицированные, или трансгенные, организмы (растения, в генетический аппарат которых искусственно введены гены другого организма) отвоевывают себе все большую долю в мировом производстве продуктов питания. По статистике крупнейшего мирового производителя «искусственных» сельхозкультур, американской компании Monsanto, в 2005 г. спрос на генетически модифицированные организмы (ГМО) возрос на 20% по сравнению с 2004 г. и составил порядка $50 млрд. в денежном выражении.
Промышленное производство и распространение ГМО началось в 1994 г. Сейчас трансгенные растения промышленно выращивают в 16 странах, среди которых — США, Аргентина, Канада, Бразилия, Китай, Австралия. С 2005 г. к ним присоединилась Европа. При этом, даже несмотря на ряд громких скандалов вокруг производства ГМО, связанных с их якобы биологической опасностью и негативным влиянием на здоровье человека, экономическая выгода от выращивания таких сельхозкультур играет решающую роль.
Многие фермеры отдают все большее предпочтение ГМО в ущерб другим сортам. Отраслевые аналитики связывают это с двумя основными факторами. Во-первых, скрещивание генов различных живых организмов в ГМО приводит к тому, что растения оказываются устойчивыми к различным природным явлениям, равно как и химическим препаратам (в частности пестицидам и гербицидам). Это в свою очередь снижает производственные затраты на выращивание трансгенов, поскольку они неприхотливы и могут давать урожай буквально при любых условиях. Во-вторых, при культивировании ГМО должно идти постоянное (чаще всего ежегодное) семенное обновление, что позволяет производителям удерживать достаточно высокие цены на семенной материал. Более того, создавать для этого различного рода юридические ограничения. Например, при покупке трансгенной сои составляется договор, согласно которому покупатель не имеет права использовать ее на следующий год в качестве семенного материала.
С недавнего времени правительства наименее развитых и развивающихся стран стали более лояльно относиться к такому виду продуктов питания, но только при условии его обязательной маркировки. К числу этих стран относится и Украина. Поскольку выращивание ГМО на территории нашей страны официально запрещено, то трансгенные продукты импортируются.
Штаты настойчиво играют на повышение
Международные рынки наконец дождались результатов очередного заседания комитета по операциям на открытом рынке, определяющего политику Федеральной резервной системы США (ФРС). Возглавляемое Беном Бернанке ведомство в шестнадцатый раз подряд увеличило базовую учетную ставку на привычную четверть процентного пункта — до 5% годовых. Это рекордный показатель с апреля 2001 г. (тогда ставка составляла 1%) и к тому же самый высокий среди стран «семерки».
Впрочем, если нынешнее повышение ставки рефинансирования в целом совпало с прогнозами аналитиков, то характер сопутствующих комментариев ФРС стал достаточно неожиданным. По мнению руководства американского центробанка, для обуздания растущей инфляции (в начале 2006 г. она составила 2,2%) может понадобиться дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики. В числе основных инфляционных рисков были названы вероятность роста показателя загруженности производственных мощностей вкупе с увеличением цен на энергоносители и другие биржевые товары. Сроки и размер возможного повышения ставок, по заверениям представителей ФРС, будут зависеть от поступающих экономических данных. В результате на валютном рынке увеличились ожидания еще одной прибавки к базовой ставке в конце июня до 5,25%.
Между тем большинство опрошенных «&» экспертов сходятся во мнении, что решение ФРС не привело к заметному изменению ситуации на мировых рынках. В частности, оно не оказало ощутимой поддержки доллару: доллар лишь слегка окреп до уровня $1,27 за 1 евро. Следовательно, можно ожидать, что и в Украине в обозримом будущем доллары продолжат продаваться. Хотя американская валюта все равно будет находиться под давлением, поскольку пауза в нынешнем марафоне по увеличению ставки в США все равно не за горами и играть на повышение доллара становится все менее актуальным.
Опасения излишни Кутлай Эбири, главный экономист департамента Центральной и Восточной Европы МФК: Возможность дальнейшего увеличения ставки рефинансирования сегодня не исключена, учитывая эффект предыдущих 16 повышений на состояние национальной экономики. Указанный процесс завершится лишь в случае, если спад экономики станет слишком явным. Украина в своих экономических операциях последнее время последовательно переходит на евро вследствие более активного налаживания торговых отношений с ЕС, нежели с США. Мы не ожидаем, что действия ФРС окажут ощутимое влияние на украинскую экономику. Однако важно, чтобы Украина проводила по отношению к обменному курсу взвешенную политику, дабы не ставить под угрозу уровень доходов от экспорта и валютные резервы.
— Повышение ФРС базовой учетной ставки до 5% определенно является попыткой американского центробанка обуздать инфляцию. Этот шаг также способен притормозить активный рост ВВП, снизить темпы падения обменного курса американского доллара. И хотя эта инициатива ФРС будет иметь лишь незначительный позитивный эффект на повышение курса доллара по отношению к евро, она вряд ли полностью компенсирует падение американской валюты при текущем дефиците бюджета США.