Красноречие офисного стула

Уровень и стиль организации офисного пространства могут не меньше рассказать о его хозяевах, чем отчеты о финансовых итогах. Что значит сегодня «иметь современный офис»?


Следуя известной фразе Уинстона Черчилля о том, что сначала мы организуем пространство, а потом оно организует нас, украинские компании все меньше экономят на офисах. Сегодня офис — это инструмент бизнеса, задающий движение информационных потоков в компаниях, повышающий эффективность работы сотрудников, формирующий мнение о компании у клиентов и партнеров. В то же время производители офисной мебели и дизайнеры теперь разрабатывают новые решения исходя из профессиональных потребностей клиента. Так или иначе сегодня офис — не только место работы, но и производственный ресурс, действенный инструмент отражения корпоративной философии.


Место, красящее человека


В мировой практике существует понятие брендового рабочего пространства (branded workspace), которое призвано посылать сигнал о компании посетителям и сотрудникам с помощью архитектурных и дизайнерских решений. К примеру, в центральном офисе компании Reebok в Бостоне фасад здания представляет собой часть спортивного стадиона. Его вход выполнен в виде беговой дорожки, а приемная зона оформлена как баскетбольная площадка. В Украине тенденция к выполнению офисного помещения с учетом образа предприятия прослеживается достаточно редко. Олег Ткаченко, генеральный директор компании Office Solutions: «Безусловно, офисная мебель — часть имиджа компании, и выбор стилевого решения в значительной мере обусловлен тем, с какой аудиторией взаимодействует фирма. Если ее деятельность предполагает взаимодействие с государственными чиновниками — лучше установить в офисе классические комплекты, а если с западными партнерами — мебель у такой компании должна быть скорее «технократичной». «Компании уделяют все большее внимание тому, что может привлечь покупателя. В ход идут яркие цвета, а также соответствие оттенка мебели корпоративным атрибутам. Так, один из наших клиентов всегда выбирает стулья, соответствующие цветовой гамме на их логотипе», — добавляет Екатерина Соколова, менеджер отдела поддержки продаж компании Narbutas & Кo.


Что касается рабочих офисов технологических и инженерных компаний, то их особенностью является насыщенность мебелью и высокая эргономичность. Ведь основная задача здесь состоит в производстве продукта, что требует максимального удобства и рациональности. А вот факторы дизайна отходят на второй план. В то же время кабинет руководителя часто оформлен в стиле хай-тек, что продиктовано деятельностью компаний.


По мнению экспертов, украинский потребитель мало отличается от европейского в своих стилистических предпочтениях. Однако в вопросе офисной мебели отечественные компании остаются верны статическим решениям в противовес динамическим, превалирующим в Европе. Как сообщил Александр Швец, начальник управления реализации коммерческой недвижимости компании «Недвижимость столицы», «на сегодняшний день на рынке оформления офисных помещений особой популярностью пользуются три основных стиля: экономичный (или классический), авангардный и эксклюзивный». Учитывая структуру арендаторов офисных помещений, можно предположить перевес классического и консервативного стилей оформления рабочего пространства.


Плата за имидж


Создание нужного имиджа требует существенных затрат на услуги архитекторов, равно как и на покупку офисной мебели, а это далеко не всегда приемлемо для украинских компаний. «Каждая организация выбирает тот продукт, который ей по карману. Как и в случае с любой покупкой, люди хотят офисную мебель хорошего качества за приемлемые деньги. Иногда заказчики жаждут чего-то эксклюзивного (подобные заказы в основном приходят от предприятий с иностранным капиталом), и если продукт не является типичным для нашей фирмы, его стоимость увеличивается на 30% и выше», — рассказал один из экспертов рынка.


Операторы отечественного рынка офисной мебели сходятся во мнении, что оборудование рабочего места для одного служащего обойдется в среднем от $300 до 600. Стоимость наиболее продаваемых мебельных систем для кабинетов варьируется в пределах $2000-4000, а представительский сегмент начинается с $7000. В последнем случае речь в большей степени идет о дизайнерской мебели, которая поставляется в Украину под известными мировыми брендами и традиционно является более дорогой. «Проблема в том, что наш потребитель не готов пока платить за качественный продукт. Чтобы воплощать в жизнь дорогостоящие нестандартные решения в дизайне и соответствовать требованиям эргономики, нам нужны новые технологии и дорогостоящее оборудование для производства. А если говорить о нашей компании, то наибольший оборот по корпусной мебели  в суммарном выражении приносят более дешевые украинские продукты», — утверждает Виталий Свирский, коммерческий директор компании «Лига-Нова». Другими словами, стоимость мебели отражает не уровень амбиций ее производителя, а все технологические, эргономические и дизайнерские разработки, лежащие в основе той или иной коллекции.


Тренды, перевернувшие офис


Современный офис — не просто место работы. Его «лицо» — воплощение сферы деятельности и имиджа компании. Поэтому все — от места расположения помещения до его стилистики — должно демонстрировать статус, амбиции и ценности бизнеса. Степень их выраженности напрямую влияет на результат контакта с партнерами и конкурентами. Особенности планировки и дизайна современного офиса продиктованы потребностью рационализации производственных процессов и коммуникации персонала. В этом отношении можно с уверенностью констатировать окончательную победу детища американского стиля ведения бизнеса — интерьеров типа open space. К тому же из-за необходимости рационального использования рабочего пространства и устранения мертвых (пустующих) зон происходит смещение в сторону мобильных конструкций.


В настоящее время усиливается тенденция к изменению способа общения между персоналом в процессе работы. Как показывают исследования, около 80% всех нововведений в офисах направлены именно на обеспечение общения между людьми. Для этого усовершенствуются не только рабочие пространства, но и концепции переговорных комнат, а также создаются отдельные функциональные островки, расположенные рядом с рабочими местами.


В условиях глобализации работнику приходится обрабатывать большое количество сложной информации и быстро принимать решения. Именно поэтому прозрачность становится основой эффективной организации рабочего пространства, что отражается прежде всего на выборе системы планировки комнат. В прозрачном офисе возможен мгновенный невербальный контакт. Сотрудники всегда находятся в курсе происходящего, но в то же время могут сосредоточиться на своей работе.


Вместе с тем прозрачный офис предоставляет руководству больше возможностей для контроля над персоналом. По результатам исследований западных компаний, проведенного The Gallup Organization, среднестатистический работник в день тратит приблизительно 75 минут на использование офисной техники для выполнения непроизводственных задач. В денежном эквиваленте на одного человека это равно $6250 в год, а для компании со штатом в 500 работников убытки могут достичь $3,25 млн.


Повсеместный переход к мобильному стилю ведения бизнеса требует от дизайнеров и производителей офисной мебели воплощения требований прогресса. Например, большое внимание уделяется дизайнерами проблеме разработки так называемой мебели SoHo (Small offices and Home officescan) — компактных рабочих мест, которые с успехом могут быть использованы как в офисе, так и дома. По данным исследования компании Вene, рядовые европейские сотрудники проводят приблизительно 25% рабочего времени на переговорах и семинарах, в то время как руководители среднего и высшего уровня — 50 и 75% соответственно. Стиль работы персонала компаний меняется в сторону уменьшения количества привязанных к офису работников. По прогнозам глобального лидера в области офисной мебели компании Steelcase, с начала XXІ века постоянно работающий в офисе персонал сократится на 5%, тогда как число «внеофисных» сотрудников, а также тех, кто находится в частых разъездах, увеличится на 8%.


Каждому сверчку свой шесток


Дизайнерам и производителям офисной мебели в последнее время приходится разрабатывать свои системы в зависимости от рода деятельности компаний и задач, которые они перед собой ставят. Например, банки и другие финансовые учреждения работают непосредственно с клиентом и его деньгами, поэтому данные компании должны быть залогом надежности, стабильности и передавать уверенность. Вычурная дизайнерская мебель здесь будет выглядеть неуместно, а холодный, современный дизайн и вовсе противопоказан, ведь он позиционирует банк как молодой, агрессивный и недавно вышедший на рынок. Поэтому чаще всего в учреждениях такого рода встречается гармоничное сочетание классического английского стиля с нейтральной цветовой гаммой.


Особенности планировки современного офиса продиктованы потребностью восстановления физических сил персонала.

Компании fashion-индустрии, рекламные агентства и телевизионные студии, чтобы заполучить клиента, своим офисом должны максимально подчеркивать креативность как основу собственной деятельности. С этой целью применяются нестандартные дизайнерские решения и яркая мебель. Виталий Свирский: «Производители услуг, салоны красоты, рекламные компании работают преимущественно на свой имидж. Для них важен дизайн. Поэтому часто покупают не столько функциональную, сколько красивую и модную мебель». То же можно сказать об офисах торговых фирм, всегда пытающихся показать товар лицом. Нередко для этого используются новейшие дизайнерские разработки и яркая цветовая гамма. Однако иногда неординарные и новаторские решения применяются в довольно неожиданных ситуациях. К примеру, офис шотландских парламентариев поразил общественность необычностью дизайна внешнего вида и интерьера, мало присущей строениям подобного рода. Консольный дизайн, обилие трубных хайтэк-решений, стекла и выполнение зданий в стиле разных эпох сформировали пеструю и новаторскую картину. С момента своего открытия в октябре 2004 года здание шотландского парламента удостоилось 9 наград, среди которых RIAS Andrew Doolan Award for Architecture, и Stirling Prize (наивысшая британская награда в области архитектуры и дизайна).


Офис из будущего


Прогресс в области телекоммуникаций и Интернета превращает работу на дому в весьма распространенное явление. Многие высококвалифицированные специалисты в области информационных технологий, СМИ и рекламы работают в домашних условиях. Эксперты прогнозируют, что с дальнейшим развитием малого и среднего бизнеса количество таких рабочих мест будет расти. В Германии было проведено специальное исследование, результаты которого показали, что многие фирмы могут уже сейчас перейти к такой организации работы, когда весь офис будет представлен в одной комнате одним сотрудником. Именно поэтому разработчики решений для офисной мебели предложили новую реалию современной жизни — домашнюю рабочую станцию (home workstation), которая является эргономичной конструкцией, синтезирующей в себе несколько предметов мебели, включая компьютерный стол, полки и шкаф. Концепция home workstation отражает многофункциональность рабочего места современного делового человека. К тому же дизайнеры сегодня ставят на первый план разработку максимально удобных моделей для отдельных категорий рабочих и служащих, учитывая их профессиональные нужды.


Прозрачность становится основой эффектной организации рабочего пространства, что отображается и на системе планировки комнат.

Говоря об офисе будущего, многие эксперты часто задумываются: а будет ли существовать уже через несколько лет понятие офиса в том виде, в каком мы видим его сейчас? «На выставке в Милане дизайнерам предложили придумать, каким будет офис через 20 лет. Интересно, что все они были едины в том, что с развитием технологий стол как таковой канет в Лету. Останется только стул. Отсюда родился лозунг будущего: «Если у тебя нет рабочего места — возьми стул», — рассказывает Екатерина Соколова. Более смелые предположения позволяют утверждать, что с экспансией виртуальной реальности туда уйдет и рабочее пространство. Уже сегодня понятие «виртуальный офис» используется для обозначения возможности показывать клиентам и партнерам лицо компании, не тратя больших средств на аренду или покупку площадей в бизнес-центрах. Потребность в «виртуальном офисе» особо актуальна для небольших компаний, которые стремятся иметь представительства в нескольких городах. Развитие технологий видеоконференций через Интернет в скором времени позволит до минимума сократить значение офиса в его привычном понимании, ведь бизнесменам будет уже не обязательно собираться в комнате для переговоров, чтобы заключить сделку. Достаточно иметь с собой набор необходимых технических устройств.

Залишити відповідь