Кодекс жизни человека дела

С взрослением украинского бизнеса меняется его образ жизни. А это значит, что структура спроса на рынках премиальных продуктов и услуг становится другой. Какой?


У любой эпохи и любой страны есть свой портрет делового человека. Английские мануфактурщики курили сигары в закрытых клубах, а выходные дни проводили на конных бегах. Новые русские летали на Гавайи, ели салаты из черной икры с омарами и ходили в консерваторию «посмотреть» на Моцарта. Сегодняшние бизнесмены уже достаточно обеспечены, чтобы целенаправленно формировать свой стиль жизни, и достаточно образованны, чтобы планировать его на высоком уровне. «&» попытался выяснить современные тенденции в образе жизни делового человека и нарисовать поведенческий портрет нынешнего украинского менеджера. Главным образом через тенденции в его образе жизни.


Тенденция 1. Рост культуры и смена приоритетов


Ведущий тренд в досуге отечественного бизнесмена — планомерно растущий уровень общей культуры, в том числе и в отношении к финансам. В наше время быть богатым и казаться богатым — уже разные понятия, отнюдь не сопутствующие друг другу. Еще десять лет назад уровень обеспеченности обязан был подкрепляться внешними сигналами. Поэтому для внезапно разбогатевших предпринимателей существовал строго определенный джентльменский набор своеобразных индикаторов, по которым можно было опознать принадлежность к «высшим деловым кругам». Индикаторы можно отследить по анекдотам про «новую русскую» субкультуру, включая рассказы о приобретении крокодилов в качестве домашних любимцев, постройке четырехэтажных дач и покупке галстуков «как у соседа, но дороже». Тогда же вызывающий, показной способ тратить деньги стал непреложным правилом.


Ныне показывать свое благосостояние и следовать общей моде — дурной тон. Джентльменский набор отменен. Слово «надо» все менее категорично. На первое место выходят комфорт и личные предпочтения. В деловой одежде джинсы и кроссовки в качестве дресс-кода стали обычным делом для представителей творческой бизнес-элиты. В сфере отдыха понятие модного курорта все больше размывается. Люди едут не туда, где престижно, а туда, где интересно, ярко и впечатляюще. Сегодня в каталоги туристических фирм включены Аргентина, Кения, Сингапур и ЮАР — страны, посещение которых не обещает лучшего сервиса и полной безопасности, зато несет новые незабываемые эмоции.


По этому принципу происходит выбор любого места отдыха. Теперь «свой» ресторан определяется не количеством топ-менеджеров на единицу площади, а тематикой и атмосферой. «Посетитель нашего ресторана — в первую очередь личность, которая предпочитает делать свой выбор самостоятельно. Такого понятия, как «модный ресторан», в природе уже не существует — правильным будет сказать, есть заведения, имеющие свои характер и философию», — говорит Наталья Палагеча, директор ресторана «Мандарин».


Тенденция 2. Принципы Юлия Цезаря — в дело


Еще одна определяющая примета нынешнего менеджера — постоянная нехватка времени. Период становления бизнеса прошел, но процесс удержания и укрепления его позиций гораздо более трудоемкий. Рабочий день топ-менеджера длится 12-18 часов в сутки. А китайские миллионеры, например, находятся в командировках в среднем три недели в месяц. При этом обычно отпуск бизнесмена очень короткий. Согласно исследованию International Business Owners Survey, деловой азиатский мир отдыхает всего 12 дней в году. В США и Японии расслабляются всего неделю.


Сегодня «свой» ресторан определяется не числом топ-менеджеров на единицу площади, а тематикой и атмосферой.

Потребность уложить все дела в 24 часа приводит к различным комбинациям деятельности, например совмещению отдыха и работы. На американских полях для гольфа заключается до 10% крупных деловых соглашений. Сделки на миллиарды совершаются также в шикарных номерах отелей Абу-Даби, оснащенных компьютером, факсом, выделенной линией Интернета.


Дефицит времени привел к появлению в Украине невостребованной еще 5-10 лет назад услуги — бизнес-ланча. Теперь возможность обговорить важные вопросы за обедом предоставляет практически каждый ресторан. «Сегодняшний ритм делового человека практически не оставляет времени на приготовление еды, поэтому ресторан часто выполняет, кроме прочего, функцию места для встреч и становится нередко вторым домом. Здесь каждый посетитель вправе получить персональное внимание. К примеру, можно предоставить возможность подключить свой ноутбук к сети Интернет и поработать», — рассказывает Наталья Палагеча.


Тенденция 3. Здоровье не купишь


С взрослением к украинскому бизнесу пришло осознание того, что здоровье — первое и необходимое условие ведения дел. Причем важно как внутреннее самочувствие, так и внешний здоровый вид. По данным того же исследования International Business Owners Survey, в 2005 г. 57% руководителей в мире испытывали сильный стресс на работе. Это на 18% больше, чем в 2004 г. Например, на Тайване показатель достигал 90%. Вместе с тем свежий подтянутый, а главное, здоровый вид — залог успеха в бизнесе. Менеджер, являясь лицом компании, в наше время обязан выглядеть хорошо.


Оба фактора — внутренний и внешний — привели к тому, что спортивный клуб стал неотъемлемым атрибутом деловой жизни. «Для современного человека, ведущего достаточно интенсивный, насыщенный событиями образ жизни, очень важно чувствовать себя в форме. Это понятие включает и уверенность в своем внешнем виде, и хорошее самочувствие, и определенный стиль жизни. Мода на здоровый образ жизни составляет основное отличие от ситуации 10-летней давности. Сейчас престижнее проводить свободное время в тренажерных залах, чем в поединках гурманов», — отмечает руководитель департамента маркетинга и рекламы фитнес-центра «Аквариум» Елена Мальгивская.


Бизнесмены все больше времени проводят в салонах красоты и в фитнес-клубах, укрепляя моду на здоровый образ жизни.

На Западе здоровый образ жизни — уже стандарт. Многие американские компании оборудуют тренажерные залы в офисах, а особо продвинутые, например DGS Ink., выплачивают премии тем работникам, которые занимаются в залах регулярно. У нас забота о здоровье подчиненных еще редкость. Но забота о своей внешности — уже правило. По данным компании «РосБизнесКонсалтинг», сегодня 34,3% мужчин-бизнесменов посещают салон красоты несколько раз в месяц. Для сравнения: среди женщин таких всего 16,8%. «Еще 6-8 лет назад салонов красоты было совсем немного, их посещали достаточно состоятельные люди, они рассматривались как атрибут успешности и достатка. Сейчас салоны встречаются на каждом углу, и продолжают открываться новые. Стоимость услуг в них осталась практически та же, как и несколько лет назад. Просто изменилось отношение к собственной внешности, возросли требования к внешнему виду», — аргументирует Елена Мальгивская.


Тенденция 4. Персона как визитная карточка


Демократичный образ жизни нынешней деловой элиты не отменяет понятия репутации и имиджа. Личность, находящаяся во главе компании, зачастую олицетворяет стоящий за ней бизнес. Поэтому создание интересных изюминок в имидже сегодня востребовано как никогда.


Одна из таких изюминок — хобби бизнесмена. Впереди планеты всей по масштабам увлечений — «заграничные» топ-менеджеры международных корпораций. Например, хитом-2005 стали подводные лодки: их приобрели Пол Аллен, совладелец Microsoft, и Роман Абрамович. Особое, интеллектуальное, хобби, у Билла Гейтса. Все свое свободное время и деньги он тратит на исследования в области молекулярной биологии.


Русские бизнесмены более практичны и предпочитают коллекционировать классические предметы искусства. Российский журнал «Банковское обозрение» выяснил, что Виктор Вексельберг, совладелец «ТНК-ВР», помимо яиц Фаберже, собирает коллекцию картин русских живописцев XIX века. Петр Авен, президент «Альфа-Банка», также увлекается живописью и владеет самой дорогой коллекцией картин русских и европейских художников. А Михаил Фридман, топ-менеджер «Альфа-Груп», занимается собиранием самурайских мечей.


Увлечения украинских топ-менеджеров не столь дорогостоящие, но не менее интересные. И более спортивные. Так, Эрик Франке, генеральный директор UMC, увлекается полетами на небольших самолетах. Председатель правления «Укрсоцбанка» Борис Тимонькин покоряет водные пространства на серфинг-доске. Александр Кардаков, президент корпорации «Инком», любит экстремальные виды спорта и неожиданные путешествия, например в Тибет.


Когда же бизнесмен начинает поддерживать свое хобби как явление, можно уже говорить о социальной ответственности компании, что становится все более частым атрибутом бизнеса. Российские бизнесмены тратят на социальные проекты в среднем 15% своей прибыли. Ринат Ахметов, считающий футбол главным своим хобби, выделяет десятки миллионов долларов на поддержку футбольного клуба «Шахтер». Руководитель страховой фирмы «Кредо-Классик» Игорь Воронов предпочитает высокое искусство. Именно он был один из организаторов выставки картин Нико Пиросмани в Киеве. А украинский фестиваль «Джаз Коктебель» своим существованием и развитием обязан Дмитрию Киселеву, известному российскому тележурналисту.


Тенденция 5. «Островки своих»


Любая субкультура стремится объединиться в группы. Деловой мир — не исключение, что подтверждается появлением различных закрытых клубов для украинской бизнес-элиты. «Развитие элитных клубов в Украине свидетельствует прежде всего о зрелости отечественного бизнеса и желании расширения круга общения, формирования потребности в цивилизованном проведении досуга. Если для европейских государств существование элитных клубов — неотъемлемая часть бизнес-культуры, то для нашей страны появление таких сообществ пока еще в новинку», — отмечает Жанн Смотрич, директор по маркетингу «Сигарного дома «Фортуна».


В настоящее время в Украине есть «специализированные» бизнес-клубы и клубы по интересам. Первые объединяют менеджеров одной отрасли, скажем, киевский «Телеком-клуб», членами которого являются Евгений Уткин (Sitronics) и Владимир Шаров («Intel Украина»). Вторые — клубы, где собираются люди разных профессий, но со схожими увлечениями. Яркий пример — клуб «Сигарного дома «Фортуна». Его аудитория — представители топ-менеджмента украинских и иностранных компаний, объединенные любовью к курению сигар. «Для делового человека участие в элитном клубе — это, во-первых, определенный статус в обществе, ведь, как правило, вступление в элитный клуб имеет некоторые ограничения (необходимость рекомендаций действительных членов, уплаты членского взноса и т. д.). Во-вторых, расширение круга общения и соответственно знакомств и связей, что в нашей стране зачастую важнее наличия капитала. В-третьих, приятный вид отдыха, особенно если клуб связан с увлечением (например игрой в гольф)», — объясняет Жанн Смотрич. 







Как изменился образ деловой элиты за последние 10 лет?


Александр Кардаков, президент корпорации «Инком»:
— Главное отличие современного бизнесмена — свобода делать то, что он хочет, невзирая на престиж и прочие условности. Проще говоря, «понты» остались в прошлом, и тот, кто сегодня знает себе цену, выбирает места для отдыха и развлечений исходя из собственных желаний, а не повинуясь стремлению что-либо доказать окружающим. Сейчас многие бизнесмены поездке на острова предпочитают рыбалку на озере недалеко от города или не отличающееся особой престижностью путешествие по историческим местам соседних стран. Думаю, главная причина произошедших изменений в том, что время расставило всех по местам и реальный успех уже трудно подменить малиновым пиджаком, путевкой на Канары или кругленькой суммой, проигранной в престижном казино.


Михаил Зарицкий, директор компании «Бритиш Моторс Украина»:
— Сегодняшнего бизнесмена отличают положительный имидж, наличие вкуса и забота о своем бизнесе. Успех дела зависит от того, кто этот бизнес представляет, а оценить его успешность возможно благодаря успешности руководства и социальной защищенности его сотрудников. Для современного бизнеса недопустимо внешнее состояние неуверенности и нечистоплотности. Счастлив бизнесмен — счастлив и его бизнес.


Лично мой образ жизни определяется брендами, которые имеют отношение к моему бизнесу — Jaguar и Land Rover. Мне выпало счастье заниматься тем делом, которое для большинства — хобби или мечта. Поэтому я не представляю себя в неанглийском автомобиле, в неанглийских запонках, в неанглийском галстуке. Не только потому, что это принадлежность к брендам, которыми я занимаюсь, но и потому, что данные бренды я выбирал сознательно и действительно считаю их лучшими. Отдых же мой определяется возможностью сочетания интересного и отвлеченного. Я не могу три дня подряд пролежать на пляже, мне необходимы достопримечательности с историей, адреналин (немного разбавленный), вкусная еда без изысков (в этом я патриот), бокальчик пива и кальян.


Лилия Млинарич, председатель оргкомитета фестиваля «Джаз Коктебель»:
— Наша аудитория — интеллектуальная бизнес-элита, управленческая элита, которая только начала формироваться в Украине. И, безусловно, мы можем сказать, что культура делового общества за последние десять лет значительно возросла. Если на празднование первого юбилея — год существования— компании в начале 1990-х приглашали популярных эстрадных певцов, то на десятилетие уже звучат лучшие оперные голоса мира.


Со своей стороны мы стараемся развивать нашу аудиторию, пытаемся удивить клиента, показывая, как может быть по-другому, не так, как обычно. Пример — фестиваль «Джаз Коктебель». Можно сделать какую-то скучную утилитарную вещь, а можно подойти к этому креативно, поражая гостей фестиваля и прививая им хороший вкус. Это возможности, способствующие поднятию уровня посетителей. В текущем году мы, например, делаем проект «Джаз со скоростью света», где задействованы новые технологии, позволяющие в онлайн-режиме транслировать игру знаменитейших джазовых музыкантов мира, которые не смогут присутствовать на фестивале. Таким образом мы открываем доступ гостям к самому качественному, высокому джазовому искусству.

Залишити відповідь