Королевство Больших зеркал

Яркие персоны, оставившие след в истории бизнеса, создали эталонную галерею поведенческих типов, сверяясь с которыми, и сегодня можно предсказать поступки своего партнера.


Проницательность — профессионально важное качество успешного предпринимателя. Предвидеть поведение своего оппонента, возможного партнера, конкурента или клиента — бесспорное преимущество, к тому же невидимое другим. Однако для того, чтобы обладать этой способностью, совсем необязательно изучать черную магию. Поведение в бизнесе хорошо поддается типологизации, а различные типы бизнесменов склонны в своем поведении использовать похожие атрибуты, облегчая тем самым задачу предсказания их поступков. Остается только внимательно ознакомиться с указанной типологией.


Благородные авантюристы способны на невозможное


При обсуждении поведенческих моделей в бизнесе невозможно избежать карикатурности. Психолог Эдвард де Боно, основываясь на том, что стиль руководства формируется под воздействием традиций внутри компании, требований со стороны высшего руководства и под влиянием личных качеств руководителя, определил четыре карикатурно-образных архетипа руководителей: машинист локомотива, доктор, фермер и рыбак.


Колумб знал секрет: веди себя, как король, и будешь принят, как король. Это принесло ему финансирование экспедиций, дарованное королевой Испании.

Для машиниста локомотива мерилом достижений и успеха является эффективная работа в установленных рамках. Он заявляет: «Позвольте мне довести до совершенства свою работу в рамках установленной системы». Такой стиль руководства характерен для больших корпораций, которые считают, что любое усовершенствование только мешает эффективности. Доктор ориентирован на решение проблем. Его забота — состояние здоровья. Пока работа идет гладко, он счастлив. «Не вмешиваться в успешную работу» — данный тезис можно адресовать как преуспевающим компаниям, так и неудачникам. Все зависит от того, что понимать под словом «успех». Спокойную работу и отсутствие проблем совсем не обязательно отождествлять с успехом. Так случилось с «Адресограф Малтиграф Корпорейшн», когда при ее спокойном состоянии конкуренты сделали технологический прорыв и разрушили рынок сбыта копировальной техники этой компании — 55% от всего объема продаж.


Фермер на своем участке приветствует нововведения, перемены и поиск выгодных возможностей. Его девиз звучит так: «Я хочу на своем поле деятельности получить максимально возможный урожай». Но успех здесь возможен только в заданном направлении. Если бы такой «фермер» владел престижным рестораном, у него не появилось бы желание расширить свой бизнес и заняться, например, фаст-фудом.


Самый свободный стиль руководства у рыбака, потому что у него нет фермы и, уходя на промысел, он не всегда может быть уверенным в улове. Его девиз: «Позвольте мне занять такую позицию, чтобы я мог искать и доставать все выгодные возможности, где бы они не появились». Этот архетип склонен к благородному риску, присущему всем авантюристам прошлого и настоящего. Христофор Колумб здесь отличился больше всех. Он понимал: как человек себя подает — это отражение того, что он о себе думает. Он излучал уверенность, абсолютно непропорциональную его истинному тогдашнему значению. И королева Испании профинансировала все его более чем авантюрные экспедиции, даровав титулы и звания, о которых он просил. Единственное, в чем она отказала, — 10% отчислений с торговых оборотов открытых им стран, поскольку Колумб настаивал на их неограниченности по времени. Если бы данный пункт не был исключен, семья Колумбов была бы самой богатой на планете.


Система «девяти ролей»




Американец Стюарт Уэллс в своей книге «Босс многоликий» предлагает систему «девяти ролей лидера» (см. табл.).


Достижение целей и стремление к совершенству


Властители вдумчиво относятся к использованию власти. Они готовы пойти на риск, берутся за принятие решений, принимают на себя ответственность за последствия этих решений. К указанному архетипу относятся все харизматические лидеры и великие управленцы, которые появляются в нужное время в нужном месте и выводят компанию из кризиса (Ли Якокка, Джек Уэлч, Стив Джобс, Луис Герстнер, Эндрю Гроув, Билл Гейтс и др.). Как говорил Джек Уэлч, «хороший лидер неизменно остается сфокусированным. Управлять направлением своего движения лучше, чем допускать, чтобы оно управляло вами». Такие штурманы просматривают в уме все предстоящее путешествие. В дальнейшем они способны выполнять роль проводника, потому что знают, как собрать людей воедино и повести за собой в заданном направлении. Например, норвежский исследователь Руаль Амундсен никогда не достиг бы Южного полюса, если бы глубоко не продумал мелочи и соответствующим образом все не спланировал — по маршруту он расставлял промежуточные склады с запасами и снабжал своих людей наилучшим оборудованием. Поэтому самой серьезной проблемой в опасной экспедиции был только заболевший зуб одного из участников, который пришлось вырвать.


Харизматичные лидеры неизменно остаются сфокусированными, что дает им возможность оказываться в нужный момент в нужном месте.

Самые успешные из них могут принадлежать к архетипу художников, поскольку те стремятся к совершенству, тщательно анализируя стандарты качества конечной продукции и самого процесса производства. К данной модели управления склонны руководители таких компаний, как IKЕA, Nokia, Sony, Intel, отдающие предпочтение простоте, эффективности и изяществу процесса и результата. Главное для них — максимально повысить ценность продукции для клиентов. Это могут быть индивидуальные новаторы, как Уолт Дисней, и создатели систем, как Джон Рокфеллер. Компания 3М не попадает ни в одну из этих категорий, но Уильям МакНайт мог находить такие блестящие идеи, как стикеры Post It, именно потому, что не отбрасывал ни одной из них, какой бы смешной или глупой она не казалась на первый взгляд. Без подобного творческого напряжения наступает хаос или разорение компании, как это получилось с Enron.


Глобальное мышление


Глобалисты комфортно чувствуют себя в любых обстоятельствах, занимаются сглаживанием культурных традиций, восхищаются различиями, подвергают сомнениям собственные культурные стереотипы и легко адаптируются к новым идеям, которые представляются им более ценными, чем их собственные прежние идеи.


Признанные глобалисты — Альфред Нобель, Джордж Сорос, Уоррен Баффет. Дж. Сорос всегда отличался поразительной активностью и изощренными способами действий. Это помогло ему производить впечатление человека, мыслящего глобально, а его непрерывные усилия по изучению экономик многих стран принесли свои плоды — Сорос начал выигрывать сделки. Именно намерение мыслить глобально, не привязываясь к конкретной компании или отрасли, дало ему возможность приобрести такое влияние, что он действительно стал делать больше, чем многие правительства. К концу ХХ века фонды, пропагандирующие идею открытого общества, были созданы в 23 странах мира и обходились Соросу в $350 млн. ежегодно.


Согласование и мотивация развития


Союзники остаются с вами и в лучшей, и в худшей ситуации, поскольку занимаются построением партнерства, всегда готовы поддержать, укрепить уверенность партнера в себе и упрочить контакты. Наставники создают мотивацию к развитию, полностью посвящают себя интересам других. Ярким примером наставника, который мог выступить и в роли союзника, выполняя две поведенческие модели лидера, можно по праву назвать Дэвида Паккарда. «Мы должны обращаться с нашими сотрудниками как с личностями и индивидуальностями», — заявил Паккард на собрании руководителей компании, искренне веря в то, что создающие богатство имеют моральное право на распределение этого богатства. Будучи одним из первых миллиардеров Силиконовой долины, он продолжал жить в маленьком, не соответствующем его статусу доме и определял себя в первую очередь как «человек фирмы». Он создал особую корпоративную культуру, которая впоследствии стала сильным конкурентным оружием, в течение сорока лет она обеспечивала непрерывный рост прибыли компании.


Гармонизация и новаторство во имя будущего


Мудрецы — это мозг организации. Они разрабатывают стратегию, поскольку знают прошлое, настоящее и способны прогнозировать будущее. Уоррен Баффет за свою мудрость удостоился прозвища «Оракул из Омахи». В руководстве деятельностью фондом Berkshire Hathaway Баффет обращается к ключевому принципу инвестирования — умению ждать. Его главный принцип — невмешательство в оперативное руководство купленными компаниями. Единственное оперативное решение, которое он принимает после покупки, — назначение или переназначение генерального директора. Это приносит результат: на конец 2005 года прибыль Berkshire Hathaway составила $2 млрд. В повседневной жизни Баффет очень консервативен и экономен. Он живет в своем доме, купленном еще в 1957 году за $31 тыс., сам водит свою машину и предпочитает питаться гамбургерами, потому что его доля в McDonald’s составляет 4,3%. Однажды, заболев, он заявил, что уйдет в отставку только лет через десять после смерти.

«Оракул из Омахи» Уоррен Баффет сам водит машину и предпочитает питаться гамбургерами, владея 4,3%-й долей в компании McDonald’s.














Пророки
погружаются в сравнительно нереальные мечты и превращают их в реальную возможность. В компании они олицетворяют новаторство во имя будущего благодаря предельно ясной формулировке перспективных идей, которые вдохновляют на действия всю компанию. Они обладают творческими способностями, не боятся препятствий, сохраняют оптимизм. Сегодня номер один из таких пророков — конечно же, Билл Гейтс. Сюда же относятся и многие предприниматели-изобретатели от Форда и Сименса до современных передовых ученых, разрабатывающих нанотехнологии. Пророков часто называют волшебниками, поскольку они заставляют все вокруг меняться, гармонизируют перемены, создавая баланс между системами и процессами по мере того, как старые формы исчезают, а на смену им приходят новые. Так, Билл Аллен никогда не видел в «Боинге» лишь компанию по производству бомбардировщиков. Он думал масштабнее и оставил после себя соответствующее наследство: четыре самые успешные модели в истории индустрии.

Залишити відповідь