Honda демонстрирует амбиции
Японский автомобилестроительный концерн Honda Motor обнародовал амбициозный план развития на ближайшие годы, предусматривающий экспансию на североамериканском рынке и расширение производства на родине. Всего планируется построить четыре завода общей стоимостью $1,46 млрд., а также увеличить мощности в Индии и Бразилии. Реализация намеченного, как ожидается, повысит объемы мировых продаж концерна на 34% (до 4,5 млн. авто и 16 млн. мотоциклов в год).
Самым дорогостоящим окажется японский проект — постройка первого за последние 25 лет завода в стране обойдется ему в $640 млн. С помощью новой площадки Honda повысит объемы производства в Японии на 15,4% (до 1,5 млн. авто в год). Еще $155 млн. концерн вложит в исследовательский центр, открытие которого запланировано на 2009 г.
Место для строительства американского завода пока не определено. Известно лишь, что проект оценивается в $400 млн., а его запуск намечен на 2008 г. Новое предприятие позволит нарастить производство в США на 14,3% (до 1,6 млн. авто в год). В $140 млн. оцениваются инвестиции в площадку по сборке двигателей в канадском Онтарио. Его мощность рассчитана на 200 тыс. моторов в год.
Сейчас Honda владеет пятью заводами в штатах Огайо, Джорджия, Алабама и канадской провинции Онтарио. При этом концерн всерьез рассчитывает повысить продажи в США — наиболее важном для себя рынке. Такие амбиции небезосновательны: в январе-апреле 2006 г. продажи малолитражного автомобиля Honda Civic в Штатах выросли на 22%. Повышение цен на бензин вынуждает потребителей отказываться от крупногабаритных машин марок GM и Ford. Как следствие — только за март объем продаж GM упал на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2005-го, а Ford — на 4,6%. Учитывая эту тенденцию, на новых заводах Honda скорее всего запустит конвейер по производству малолитражных моделей (Civic и Fit).
От российских ворот — поворот
Г. Онищенко, главный санитарный врач России.
Грузинская компания Georgian Glass & Mineral Water (GG&MW) остановила основную линию по розливу минеральной лечебно-столовой воды «Боржоми», обеспечивающую около 60% общего объема продукции. Функционирующими остаются лишь конвейеры по выпуску 0,33-литровых бутылок и литровых ПЭТ.
Такой шаг руководство компании называет не иначе как «профилактической мерой», связанной с наладочными работами на второй производственной линии, вводимой в эксплуатацию. Однако у отраслевых аналитиков иное мнение на сей счет: временное приостановление розлива связано скорее с запретом на ввоз «Боржоми» на территорию России с 5 мая, а также на ее реализацию на российском рынке — с 7 мая. Данные решения приняты Россанэпиднадзором в связи с якобы учащающимися фактами продажи грузинской воды, не соответствующей установленным показателям качества, а также с маркировкой, не отвечающей требованиям к информации для потребителей.
В этой ситуации, как отмечают аналитики, сохранять традиционные объемы выпуска GG&MW попросту нерентабельно. Ведь на российском рынке ежегодно реализовывалось 111 млн. бутылок «Боржоми», то есть 70% общего объема производства. Партии минералки, от которых отказались российские потребители, будут перепроданы в другие страны. Следовательно, GG&MW несколько месяцев сможет удовлетворять потребности оставшихся клиентов исключительно реэкспортированным из России «Боржоми».
Помимо приостановления производства, руководство GG&MW заявило о намерении диверсифицировать географию продаж «Боржоми». В частности, компания уже ведет активные переговоры с рядом стран Центральной Азии по освоению новых рынков. В ближайшее время первые партии грузинской минеральной воды отправятся в Киргизию, Таджикистан и Монголию. Вскоре к ним присоединятся страны Ближнего Востока, Китай и Узбекистан.
Microsoft отправляет сотрудников на незаслуженный отдых
Корпорация Microsoft решила прибегнуть к редкому для нее способу коррекции квартальных показателей. Она отправляет в недельный неоплачиваемый отпуск более тысячи контрактных работников подразделений по разработке и тестированию ПО. В заявлении компании говорится, что данная мера вызвана не перерасходом средств в подразделениях, а попыткой остаться в рамках допустимого бюджета. По словам пресс-секретаря компании, корпорация пошла на этот шаг, надеясь завершить финансовый год (заканчивается 30 июня) «достойно». Кстати, в начале мая Microsoft уже попросил половину контрагентов перенести часть их рабочих дней на 2006 финансовый год.
Старший вице-президент корпорации по кадровой политике Лиза Брумель заметила, что нынешнее решение призвано «лишний раз продемонстрировать, что Microsoft остается одним из лучших мест для работы с большими возможностями, лидерскими позициями и прекрасной рабочей обстановкой». По-другому эту ситуацию расценивает президент Вашингтонского альянса сотрудников технологической отрасли (WATW) Маркус Кортни. Он полагает, что политика вынужденных временных увольнений только по отношению к контрактникам отражает сильное неравенство условий внутри Microsoft. «Это демонстрирует тот факт, что между Microsoft и контрактниками существуют нечестные отношения», — заявил Кортни. Штат корпорации сейчас насчитывает 63 тыс. человек по всему миру, и сколько из них контрактников — неизвестно.
Между тем рынок воспринял нынешнюю инициативу компании как предвестницу будущих финансовых неудач. По итогам торгов 22 мая, акции Microsoft подешевели на 16%. Правда, снижение котировок связано также с заявлением об увеличении расходов корпорации в будущем году. По прогнозам аналитиков, Microsoft потратит в 2007 финансовом году на $2 млрд. больше, чем предполагала.
Австрийцы построили энергетические баррикады
Австрийская государственная нефтегазовая компания OMV (32% акций принадлежит правительству) покупает крупнейшую национальную электроэнергетическую корпорацию Verbund. За 51% акций OMV заплатит государству 13,1 млрд. евро.
В случае удачного завершения сделки объединенная OMV Verbund станет крупнейшей энергетической группой в Центральной Европе. При этом она потеснит позиции итальянской Enel, немецкой E.ON и российского монополиста «Газпром» (основного поставщика газа в Австрию), которые также ищут объекты для поглощения в регионе. Австрийская госкомпания получит в распоряжение 116 электростанций суммарной мощностью 8,3 тыс. МВт. Сама же OMV работает в 18 странах и ежегодно продает до 41 млрд. куб. м газа. Рыночная капитализация новой компании достигнет 29 млрд. евро, что поставит ее в один ряд с испанской Iberdrola и российским PAO ЕЭС в мировой энергетической табели о рангах.
Решение о поглощении аналитики называют своевременным: OMV Verbund сможет составить серьезную конкуренцию европейским концернам после либерализации энергетических рынков Евросоюза с 1 июля 2007 г. В то же время газовое противостояние между Киевом и Москвой, которое сказалось на характере поставок российского голубого топлива в ЕС, вынудило правительства западноевропейских стран всерьез задуматься над обеспечением надежности своих поставщиков газа. Так, нынешнее слияние приведет к укрупнению энергетического сектора Австрии на базе национальной компании, а значит, уменьшит шансы крупных иностранных холдингов занять рынок. Подобную цель преследуют власти Испании и Франции. В частности, испанская Endesa стала объектом поглощения со стороны государственной Gas Natural, выигравшей судебные баталии у E.ON. Французский Suez при поддержке властей заключил договор на покупку Gaz de France для предотвращения его враждебного поглощения со стороны Enel.
MTV «поймала волну» цифровой музыки
Развлекательная кабельная сеть MTV и американская корпорация Microsoft объявили о совместном запуске онлайнового музыкального магазина URGE. Новый сервис будет интегрирован в последнюю версию бесплатного мультимедиа-проигрывателя MS Windows Media Player.
Ценовая политика URGE будет миксом «пофайлового» подхода Apple iTunes и месячной подписки, реализованной на таких популярных сервисах, как Rhapsody (1,7 млн. подписчиков) и Napster (0,5 млн.). С одной стороны, URGE предложит возможность платить $0,99 за каждый скачанный сингл или $9,95 — за альбом. С другой — месячная подписка на сервис даст возможность пользователям загружать неограниченное количество аудиокомпозиций на свои персональные компьютеры и MP3-проигрыватели за $9,95 и 14,95 соответственно. К своему финальному выходу онлайновый магазин будет предлагать для загрузки около 2 млн. файлов от 110 тыс. исполнителей. Основным же недостатком URGE называют его несовместимость с Macintosh, и главное — с МР3-плеерами Apple iPod (с начала 2001 г. их было продано 50 млн.).
Эксперты пророчат URGE успешное продвижение на рынке. «Существенным их преимуществом перед конкурентами станет популярный у меломанов бренд MTV, что поможет URGE успешно продавать цифровую музыку», — отмечает аналитик из Inside Digital Media Фил Лей. В связи с этим эксперты уже поспешили назвать совместный выход MTV и Microsoft на музыкальный рынок событием, способным внести существенные коррективы в нынешнее соотношение сил в этой сфере. Например, всерьез потеснить нынешнего безоговорочного лидера Apple iTunes (за последние три года с сайта было скачано 1 млрд. синглов). Хотя, по заверениям руководства кабельного оператора, нынешний проект никак не повлияет на сотрудничество с Apple. Сегодня MTV продает на iTunes Music Store восемь своих телешоу.
Boeing откупился-таки от прокуратуры
Американский авиастроительный концерн Boeing заключил с департаментом юстиции США внесудебный договор и согласился выплатить штраф в размере $615 млн. Это крупнейшее взыскание, которое когда-либо налагалось на американского военного подрядчика. Но выплата штрафа того стоила: в обмен на это Boeing получил гарантию снятия обвинений в промышленном шпионаже и избежания уголовного преследования со стороны властей. Правда, если в течение последующих двух лет авиаконцерн опять уличат в совершении противозаконных действий, все обвинения будут восстановлены.
Boeing стал объектом расследования со стороны департамента юстиции в связи с двумя нарушениями. Во-первых, речь идет о противоправных действиях по приобретению конфиденциальных документов, касающихся разработки новой ракетной программы своего конкурента Lockheed Martin в 1998 г. Эти материалы, по данным следствия, помогли Boeing выиграть 21 из 28 правительственных тендеров на запуск военных спутников, являющихся частью программы американских ВВС. Общая стоимость контрактов на участие в программе тогда составила $2 млрд. Во-вторых, Boeing обвинялся в попытке подкупа сотрудника министерства ВВС США, ответственного за принятие решений по контрактам корпорации.
Скандал, начавшийся в 2003 г., вызвал ряд увольнений в Boeing. В частности, свой пост вынуждены были покинуть исполнительный и финансовый директора компании. Кроме того, в результате этого скандала Boeing на несколько месяцев потерял право принимать участие в конкурсах на получение заказов Пентагона, тем самым уступив первое место субподрядчика Lockheed.