Окно в Америку

Реагируя на спад продаж, авиакомпания Delta Air Lines поступила нетрадиционно: вложила большие средства в расширение сети дальних международных маршрутов.


Сентябрьские  удары террористов в 2001 г. по Нью-Йорку и Вашингтону повергли западных авиаперевозчиков в глубокий кризис. Его причиной стала боязнь людей подниматься в небо на самолетах. Доходы авиакомпаний резко уменьшились. Через некоторое время стали быстро расти цены на топливо. Это привело к тому, что экономическое состояние практически всех авиакомпаний ухудшилось. В результате ряд даже самых крупных компаний США были вынуждены объявить о своем банкротстве, чтобы заморозить претензии кредиторов. Большинство компаний выходили из кризиса традиционным путем — за счет снижения затрат. Но Delta Air Lines, напротив, вложила средства в расширение масштаба бизнеса, открыв несколько десятков новых международных маршрутов. В том числе теперь она совершает прямые рейсы из Нью-Йорка в Киев (совместно с украинской «АэроСвит»).


О проблемах американских авиаперевозчиков после событий 2001 г. и новом прямом рейсе Киев—Нью-Йорк рассказывает Ден Фенек, глава украинского представительства компании Delta Air Lines.


«&»: После событий сентября 2001 г. у большинства авиакомпаний США возникли проблемы. Как вы реструктуризировались, чтобы избежать банкротства?
Д. Ф.:
Основой стратегии стало использование нашей финансовой силы. Мы считались одним из наиболее финансово стабильных авиаперевозчиков в США. Но, как оказалось, это было не таким уж преимуществом. Потому что в то время многие финансово слабые авиакомпании быстро приступили к реструктуризации. Но поскольку у нашей компании был твердый финансовый баланс, мы не пошли на быстрые шаги, а стали ждать, что ситуация выровняется. Но события сентября 2001 г. настолько серьезно повлияли на состояние индустрии авиаперевозок, что подъем, на который мы рассчитывали, так и не случился. Мы оказались в ситуации, когда нашим конкурентам было гораздо выгоднее работать с ценами. Развитие застопорилось. К сожалению, компания не начинала реструктуризацию до самого 2005 г. Но потом мы пошли на это. И хотя до сих пор процесс не завершился, компания растет быстрыми темпами. Мы планируем получить 70%-й прирост прибыли к этому году. А за 2006 г. собираемся достичь результатов, которые сделают Delta Air Lines еще более сильной и конкурентоспособной.


«&»: В чем заключалась стратегия реструктуризации 2005 г.?
Д. Ф.:
Мы подали заявление в правительственные органы США о реорганизации в соответствии с параграфом 11 закона о банкротстве. Это позволило компании объявить дефолт по долгам без прекращения текущей деятельности. Аналогичные заявления также подали United Airlines, US Airways, Northwest Airlines. Поэтому все наши действия совершались под контролем государства. Реструктуризация компании под надзором госорганов — это очень специфический процесс. Нужно уделять много внимания деталям, это довольно затратное мероприятие. Приходится оплачивать услуги множества адвокатов и консультантов. Можно сказать, что мы шли на такой шаг с большой неохотой, пытались избежать этого. Но если уж начали, решили делать с наибольшей эффективностью.



Реструктуризация компании под надзором госорганов — это очень специфический процесс.


Существовали несколько факторов, которые мы принимали во внимание в процессе подготовки плана реструктуризации. Первое — снижение себестоимости. Это, пожалуй, было главным. Далее — снижение зарплат всего менеджерского состава, включая топ-менеджеров. Запланировано сокращение штата — на 17% к 2007 г. С 11 до 4 будет уменьшено количество типов эксплуатируемых самолетов. В итоге мы планируем к концу 2007 г. получить экономию в $3 млрд. Чтобы реструктуризировать наши балансовые счета, договоры, условия и все остальные вещи, которые попадают под надзор государственных структур, нам нужно было значительно повысить уровень прибыли.


И еще один важный фактор — реструктуризация самого принципа ведения бизнеса. Мы должны были соответствовать новым реалиям и повысить эффективность работы в соответствии с новыми чертами современной экономики. Наша компания имеет уникальные возможности по сравнению с нашими конкурентами — авиаперевозчиками США. Мы можем значительно расшириться в международном масштабе. Другие перевозчики не обладают достаточным парком самолетов чтобы сделать это. Ведь каждый самолет, который они могли бы использовать для международных перевозок, был уже занят ими. У нас же много самолетов было задействовано для внутренних перевозок. Текущая и прогнозируемая рентабельность данных перевозок нас не устраивала. Поэтому мы дополнительно и переключили часть авиапарка на международные маршруты. В итоге на 15-20% будет уменьшено количество внутренних рейсов, а международных — увеличено на четверть.


«&»: Какую роль в вашей стратегии играет Украина?
Д. Ф.:
Мы могли направить свои самолеты на уже существующие международные маршруты и зарабатывать на этом. Я имею в виду «твердые» направления — увеличить количество вылетов в Париж, Франкфурт и т. д. Но хотелось работать на будущее. Потому что мы предпочитаем думать о долгосрочных контрактах. Мы использовали тот факт, что из США слишком мало разработанных маршрутов в Восточную Европу.


Возможно, в прошлом рынки этого региона выглядели не столь привлекательными. Но сегодня они считаются весьма перспективными. Киев стал частью указанной стратегии.


«&»: Из всех авиаперевозчиков только вы и «АэроСвит» предлагаете прямые перелеты в Нью-Йорк. Как выглядит «паритетная» работа Delta Air Lines и украинского перевозчика?
Д. Ф.:
Перед тем как начать работу на этом рынке, мы изучали его состояние. На самом деле существует большое количество украинских пассажиров, заинтересованных в прямых перелетах в США. Особенно если дело касается Нью-Йорка, поскольку в этом городе живет много эмигрантов из Украины. Кроме того, Нью-Йорк — всемирный бизнес-центр, который притягивает массу людей.


Ден Фенек: «Мы надеемся на удвоение пассажиропотока на направлении Киев—Нью-Йорк—Киев».

Ранее для нас Нью-Йорк был просто важной точкой в сети маршрутов. Сейчас же наша компания собирается сделать этот город ключевым пунктом в системе не только международных перелетов, но и внутренних американских.


Мы уверены, что потока пассажиров на направлении Киев—Нью-Йорк достаточно для того, чтобы наша компания и компания «АэроСвит» работали бок о бок. Европейские направления уже увеличились вдвое. Думаю, в ближайшее время это ожидает и украинско-американские направления. Мы уверены, что рынок выдержит двух игроков.


 

Залишити відповідь