Сегодняшний рынок катеров и яхт по состоянию и основным тенденциям напоминает автомобильный рынок начала 1990-х гг.
Украинский рынок каютных катеров и яхт проходит сегодня этап формирования и структуризации, радуя своих участников высокими темпами роста и радужными перспективами. По мнению опрошенных нами экспертов, рынок водомоторной техники, особенно в классе катеров больше 6 метров, находится в состоянии, близком к тому, в каком был в начале 1990-х годов автомобильный рынок. Тогда, в первые постсоветские годы, основной массе наших сограждан любая автомашина импортного производства казалась верхом совершенства и пределом мечтаний. Большинство людей вообще не могли отличить одну марку от другой, а уж объяснить конструктивные и эксплуатационные особенности, преимущества и недостатки конкретных моделей тем более. Сейчас примерно такая же ситуация наблюдается на рынке катеров и яхт. Многие потенциальные покупатели, по мнению представителя компании «Адвэнчер Лэнд», не понимают, что есть катера, условно говоря, уровня автомобиля «Шкода», а есть лодки класса престижного «Лексуса». Дело усугубляется тем, что внешне катера разных ценовых и качественных уровней могут выглядеть практически неотличимо. Размеры те же, двигатели — одних и тех же производителей, скоростные характеристики — одинаковые. В результате два катера стоят рядом, и многим покупателям не по силам понять, который из них «Лексус», а который — «Шкода».
Есть и приятные аналогии: быстрые рост и развитие рынка, перспективы многократного увеличения объемов, а также выделение лидирующей группы компаний, работающих на достаточно высоком профессиональном уровне.
Растем, опережая европейские тенденции
Рынок последние годы растет впечатляющими темпами. Так, по разным оценкам, темпы роста в 2004 и 2005 г. составляли от 40 до 60%.
Как отмечает директор компании KSB Navigator Виталий Харабуга, тенденция к росту наблюдается сейчас и на западных рынках — на 18-20% роста рынка в год. А для западной экономики это баснословные результаты. Обуславливаются они повышением интереса к здоровому образу жизни, в том числе активному отдыху на воде. С другой стороны, существенный вклад в рост объемов продаж западноевропейских производителей яхт делают потребители из стран СНГ, в том числе и Украины.
Покупатели пока обращают мало внимания на мореходные качества яхт.
И это не случайность. Украина, как и некоторые другие бывшие советские республики, стратегически очень интересна для развития яхтенного рынка. Огромное количество водных бассейнов, два моря, масса судоходных рек, много интересных мест возле воды.
Как отмечает Виталий Харабуга, есть еще причины для того, чтобы многим западным предприятиям рваться на рынок Восточной Европы. В ЕС в прошлом году были приняты новые экологические стандарты, в связи с чем значительное число предприятий оказались в очень сложном положении, поскольку их продукция не соответствовала указанным стандартам. Рынки же Восточной Европы, где такого внимания экологии пока не уделяется, для некоторых таких предприятий — чуть ли не единственная возможность в прямом смысле удержаться на плаву.
«Бросаются, как сороки на блестящее»
Еще одна аналогия с автомобильным рынком: у нас дорогие яхты покупать престижно и модно, в западных же странах даже очень обеспеченные граждане куда скромнее в выборе своих плавсредств.
И сегодня, по мнению бренд-менеджера компании Boat Trade Studio Анатолия Пономаренко, приобретение катеров — в большей степени статусная покупка. Лодка — неотъемлемый атрибут обеспеченного человека. Поэтому многие покупают ее только для того, чтобы обогатить ею свой арсенал влияния на окружающих: упомянуть о ней в разговоре, пригласить прокатиться и т. д.
Соответственно качество изготовления лодки сегодня еще не является решающим для покупателей фактором. Люди ищут за свои деньги максимально презентабельный, пусть и менее качественный, товар (как сказал один из продавцов, «бросаются, как сороки на блестящее»). Реальные достоинства яхты как собственно корабля, которому придется бороздить водные просторы, во внимание зачастую не принимаются. Анатолий Пономаренко отмечает парадоксальную особенность нашего рынка: первое, на что обращает внимание типичный покупатель, осматривая каютный катер или яхту, — это кровать. Обращают внимание на мебель, на кожаные сиденья, что как расположено, насколько все красиво, дорого и уютно. Такие покупатели не проходят вдоль борта, не смотрят, как идут обводы. Высокий борт или низкий, как станет себя вести лодка даже при небольшом волнении, будет ли заливать волна или нет, насколько сильно яхту будет кидать — об этом, как правило, при покупке не думают.
Но, с другой стороны, значительная часть купленных больших катеров и яхт все равно будет эксплуатироваться от случая к случаю. А часть хозяев так ни разу и не отчалят на своем престижном приобретении. Поскольку покорение океанских (или хотя бы черноморских) просторов и финансовых вершин — это все-таки два совершенно разных навыка и два разных хобби, которые в одном человеке сочетаются достаточно редко. Люди, которые действительно живут яхтингом, как правило, не так много зарабатывают, для того чтобы приобретать себе дорогие катера или яхты.
Так и получается, что значительную часть предложения каютных катеров и яхт на украинском рынке составляют сегодня быстроходные, комфортные, красиво оформленные и дорого смотрящиеся, с прекрасным интерьером, но плохо принимающие волну лодки.
Правда, постепенно знания и представления о том, какой именно должна быть хорошая лодка, распространяются не только среди судовладельцев, но и среди их друзей и знакомых. Поэтому, как отмечает учредитель компании US-boats Алексей Титько, все чаще люди рассматривают не только внешнюю «картинку» корабля, но и его «содержание».
Секонд-хенд для элиты
По оценке Виталия Харабуги, до 2002 г. не менее 80% рынка импортных лодок составляли катера и яхты, бывшие в употреблении. Даже сейчас 70-75% рынка занимают такие яхты. Это объясняется тем, что падение цены на использовавшуюся непродолжительное время лодку значительно опережает ее реальный износ. Так, лодка с трудовым стажем в один год продается на 15-20% дешевле, чем новая.
При этом надо учитывать, что теоретически лодки строят из расчета эксплуатации в течение 20 и более лет, а средний срок пользования лодкой согласно западной статистике — 5-10 лет. Поэтому неудивительно, что подержанные лодки пользуются в Украине большой популярностью и яхтенным брокеражем (поиском и доставкой подержанных лодок под заказ) занимаются многие украинские компании.
Дорогие яхты везде в мире выходят в море очень редко.
Тем не менее некоторые специалисты предостерегают и от приобретения подержанных яхт, и от торговли ими. По мнению Алексея Титько, для компании, которая озабочена своими длительными перспективами на рынке, завозить из-за границы секонд-хенд — не слишком разумное решение. Поскольку и стеклопластик (применяемый в изготовлении корпусов современных катеров и яхт) — не металл, он имеет свой срок жизни, который по тем или иным причинам может оказаться меньше ожидаемого. Кроме того, практически невозможно проверить, как предыдущий хозяин лодки ее эксплуатировал, какие удары судьбы приходилось ей выдерживать и с какими последствиями.
Брак — опасен для жизни
Кроме бывших в употреблении, на украинском рынке еще несколько лет назад встречались и просто некондиционные плавсредства. Сценарий их попадания на наш рынок, по рассказам торговцев, был примерно следующий: иной раз в процессе постройки яхты возникают неисправимые дефекты, яхта признается некондиционной, ее забраковывают. Но в конце 1990-х перед воротами западных верфей стояли предприимчивые граждане, которые этот некондиционный корпус тут же забирали и отвозили в соседнюю верфь. Там яхта доводилась до презентабельного вида и продавалась в Украину как очень дорогая и престижная. Покупателю, естественно, не сообщалась вся правда о происхождении его нового приобретения. На рубеже тысячелетий имели место несколько очень неприятных инцидентов с такими бракованными яхтами.
Учитывая характер приобретения состояния многими из наших очень богатых соотечественников, можно было ожидать, что они сумеют отстоять свои интересы не только путем апелляции к обществу защиты прав потребителей. И действительно, после упомянутых инцидентов возникли серьезные неприятности у ряда продавцов яхт. В результате откровенно бракованный товар на украинском рынке дорогих катеров и яхт появляться перестал.
Нет пророка в своем отечестве
Чем сегодняшний рынок катеров и яхт отличается от автомобильного 1990-х — так это ролью и перспективами отечественного производителя.
Многие покупатели не понимают, что есть катера уровня автомобиля «Шкода», а есть лодки престижного класса «Лексус».
Как напоминает Виталий Харабуга, после распада Союза на территории Украины осталась масса высококвалифицированных специалистов, занимавшихся композитными материалами для оборонной промышленности. Они ушли в том числе и в изготовление яхт и катеров. А производство из композитных материалов не требует больших затрат на организацию высокотехнологичного оборудования. Это одна из причин того, почему в мире такое огромное количество производителей яхт и катеров из стеклопластика, — их гораздо больше, чем производителей, например, автомобилей.
Если же говорить о производстве лодок из металла, то, по мнению Виталия Харабуги, школа корабелов, которая была в Николаеве и Киеве, ничем не уступает западным.
При этом отечественная продукция дешевле не только и не столько оттого, что дешевле рабочая сила. Украинские большие лодки все равно на 70% своих комплектующих имеют западное происхождение: двигатели, навигационное оборудование и прочая «начинка». Украинская яхта дешевле западного аналога всего на 35%, в основном из-за больших таможенных платежей.
Между тем украинская лодка совершенно необязательно должна уступать по качеству импортной, особенно в среднем ценовом диапазоне. Массовое производство тоже имеет свои недостатки. Как считает Виталий Харабуга, когда украинская компания производит не 200 яхт в год, а пять, то все они могут быть собраны максимально тщательно, подогнана каждая деталь.
Кроме более низкой цены, на украинского производителя работает и близость к потребителю, и возможность показать товар лицом. В то время как большинство импортеров имеют весьма ограниченный выбор «живых» примеров продукции — сказывается нежелание или невозможность заморозить большие средства в выставочных образцах.
Но донести до человека мысль, что наше — не значит худшее, очень сложно. Еще сложнее — преодолеть силу влияния раскрученного западного бренда. Тем более что на рынке есть и такие украинские производители, которые действительно сильно уступают качеством продукции зарубежным аналогам. И в результате поддерживают стереотип, что отечественный производитель не может быть качественным.
Шлагбаум опускается
Как утверждает Анатолий Пономаренко, еще пару лет назад люди открывали специализированный журнал и встречали имиджевую рекламу в стиле «доставим что угодно». У дававших такие объявления продавцов — ни офиса, ни стационарного телефона, ни тем более образцов в наличии. Люди не рисковали вкладывать серьезные деньги в товар, помещения, раскрутку. Проще было получить заказ, взять задаток и найти нужную яхту в Европе. И это был преобладающий стиль продаж больших катеров и яхт.
В последнее время ситуация начала кардинально меняться. На рынке выделяются компании, демонстрирующие готовность к высокопрофессиональной работе, к вложению денег в организацию бизнеса. Появляются грамотно оформленные салоны катеров. Операторы рынка постепенно осваивают многообразие методов продвижения товара, завлечения и обслуживания потребителей, давно привычных на других рынках. В этом плане показательны изменения, происшедшие с основными профессиональными выставками. По словам Виталия Харабуги, последняя выставка KIBS (Kyiv International Boot Show) показала практически полное заполнение всех возможных ниш на рынке.
Позитивные изменения на рынке подают тревожный сигнал тем, кто еще не решился на него выйти: достаточно скоро повзрослевший рынок будет предъявлять гораздо более серьезные требования к неофитам.
При этом стремительно развивающийся и очень перспективный рынок парадоксальным образом остается недооцененным отечественным капиталом. Как отмечает Виталий Харабуга, пока отечественный капитал «присматривается», на рынок активно входит капитал российский.