Так она прокомментировала агентству "Интерфакс-Украина" возбуждение Государственной таможенной службой Украины уголовных дел в отношении четырех зерноторговых компаний: предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) "Серна" и "Виталмар Агро", ООО "Альфред С. Топфер Интернешенал (Украина)" (все три – Киев) и ПП "Агроэкстра" (Кировоград).
"При налогообложении такой операции (продажи зерна – ИФ) налоговая инспекция, также как и таможенные органы, сможет проигнорировать контрактную цену товара, и применить обычные цены, увеличив при этом налоговые обязательства предприятия-нарушителя", – сказала Т.Кузьменко.
Как она пояснила, занижение экспортной цены за счет ухудшения качественных характеристик зерна и понижения его класса не является панацеей для снижения пошлин, поскольку таможня имеет право в рамках своей компетенции проверить данные, заявленные в таможенной декларации, и самостоятельно определить вид экспортируемого товара при помощи экспертизы, а также проигнорировать контрактную цену, сославшись на цену аналогичного товара.
В свою очередь, ряд налоговых писем предусматривает, что обычная цена не должна быть ниже таможенной стоимости.
"Конечно, говорить о том, что эти письма не противоречат законодательству нельзя, но в случае проверки, налоговая сможет смело на них ссылаться", – подчеркнула Т.Кузьменко.
В то же время таможенные органы, по мнению Т.Кузьменко, максимум, что смогут применить в случае предоставления недостоверных данных об экспортируемом зерне – это административные санкции за недекларирование товара согласно ст.340 Таможенного кодекса.
Как пояснила Т.Кузьменко, согласно этой статье Таможенного кодекса к юридическим лицам могут быть применены такие меры как: конфискация товара или наложение штрафа на должностных лиц предприятия в размере от 500 до 1000 налогонеоблагаемых минимумов доходов граждан.
Помимо того, юрист отметила, что соответствующие постановления таможни о выявленных нарушениях можно обжаловать в суде.
Доказать же состав преступления должностных лиц по статье Уголовного кодекса "контрабанда", по мнению Т.Кузьменко, будет крайне сложно, так как в этом случае практически невозможно доказать умысел при том, что у предприятия имеются все документы, подтверждающие более низкий класс зерна. В свою очередь, руководитель предприятия не является специалистом в такой степени, чтобы без специальных знаний определить класс экспортируемого зерна, поэтому его умысел доказать невозможно.
"Так что, если какие-то уголовные дела и будут возбуждены, то вряд ли они дойдут до стадии обвинения или будут переданы в суд", – резюмировала Т.Кузьменко.
Как сообщалось, Гостаможня на днях возбудила уголовные дела в отношении четверых зернотрейдеров по факту предоставления недостоверных данных об экспортируемом зерне.
Так, три из четырех компаний-нарушителей заявили к таможенному оформлению пшеницу 5-го и 6-го классов, однако в ходе следствия выяснилось, что это пшеница более качественная – 2-го и 3-го классов.
В свою очередь, один из четверых нарушителей заявил к таможенному оформлению пшеницу 3-го класса, которая на деле является пшеницей 5-го класса.
Полная версия комментария юриста доступна в еженедельном выпуске "Обзор законодательства".
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».