Пятьдесят лет назад, в 1954 г., Франция первой в мире ввела НДС, пытаясь с его помощью побороть наметившиеся губительные последствия перепроизводства. Данный опыт был успешен и заразителен. Двенадцать лет назад НДС ввела и Украина. Правда, совсем по другим причинам, и как результат – совсем с другими последствиями. Парадокс, но введение НДС в 1992 г. и его жесткая критика в марте 2004 г. мотивировались абсолютно идентичной причиной – необходимостью наполнения бюджета. Интересы плательщиков НДС и в 1992 г., и в 2004 г. практически игнорировались. Результат налицо. Государство с помощью НДС обманывает налогоплательщиков (2 млрд. грн. «реструктуризированного» долга), налогоплательщики – государство (по словам замглавы ГНАУ Виктора Жвалюка, за 7 лет действия Закона «О налоге на добавленную стоимость» государству от НДС поступило 62 млрд. грн., возмещено – 68 млрд. грн.).
Дабы исправить данную ситуацию, президент предложил ввести специальные текущие НДС-счета. Выбор, по мнению большинства экспертов, не очень удачный. Во-первых, подобная система в полную силу действует лишь в Болгарии, да и то только с 1 января 2003 г. Известно, что за год использования НДС-счетов в этой стране сумма собранного НДС увеличилась в 2,5 раза, втрое сократились суммы, заявленные к возмещению. Но как это отразилось непосредственно на благосостоянии болгарских налогоплательщиков – неизвестно. Во-вторых, у Болгарии и Украины очень разные экономические и налоговые системы. Болгария – страна-импортер, 90,5% болгарского НДС собирается с импорта товаров. Украина – страна-экспортер, в пропорции «внутреннего» и импортного НДС наблюдается относительный паритет при незначительном превышении последнего, к тому же много средств тратится на возмещение НДС именно экспортерам. Кстати, в России, где со следующего года собираются также ввести НДС-счета, Минэкономразвития уже выступило против их введения, считая данную идею «преждевременной» и «создающей отрицательный баланс для экономики».
От введения спецсчетов проиграют компании-плательщики НДС. Особенно крупный бизнес, который будет вынужден отвлекать миллионы оборотных средств и замораживать их на НДС-счетах. Проблемы крупного бизнеса могут отразиться и на кармане потребителей. В Минфине РФ прогнозируют, что с введением спецсчетов стоимость товаров и услуг вырастет минимум на 2-3%. По мнению экспертов, введение в действие НДС-счетов может привести… к активному расцвету малого бизнеса. Дело в том, что проблемы с НДС плательщики налога могут попытаться решить с помощью искусственного ухода (там, где это возможно) в неплательщики на упрощенную систему налогообложения (за счет дробления бизнеса, перевода персонала в частные предприниматели и т. д.). От введения спецсчетов потенциально также может выиграть банковский сектор: недостаток оборотных средств предприятиям придется пополнять более активным привлечением кредитов.
Еще один механизм устранения перекосов в НДС-системе, который был в очередной раз применен властью на прошлой неделе, – это борьба с отраслевыми льготами. Президент наложил вето на законопроект №4000-1, в котором восстанавливались льготы по НДС автомобиле-, авиа- и судостроению, ВПК. Правда, вето на возобновление НДС-возмещения зернотрейдерам грозит срывом поставок зерна в Украину этой весной. И дабы избежать нового зернового кризиса правительству придется очень быстро решить сложившуюся проблему. По словам первого вице-премьера Николая Азарова (на которого президент фактически возложил ответственность за состояние дел с НДС), ветированный законопроект будет «разбит» на несколько документов, которые «уже в ближайшем времени правительство… вынесет на рассмотрение Верховной Рады». Конечно, их прохождение через парламент (учитывая рассмотрение в ближайшее время крайне неоднозначных политзаконопроектов) может стать очень проблематичным. В то же время Н. Азаров настроен оптимистично: «Учтем пожелания президента, исправим и будем дальше активно работать над реализацией налоговой реформы».
Нет у налоговой реформы начала, нет у реформы конца и, главное, нет четкого стратегического видения ее развития ни у ее авторов, ни у политикума. Поразительно, насколько быстро и легко изменилось за последнее время восприятие НДС «украинскими элитами». В 2001-2002 гг. говорить об отмене НДС было признаком политического популизма а-ля Бродский или Балашов. А после критики президента многие экономические центры, парламентское большинство, вся вертикаль украинских чиновников вдруг заговорили о том вреде, который несет НДС экономике. Увы, там, где нет четкого понимания целей, сути реформы (а ею должно стать достижение эффективности работы плательщика, а не наполнение бюджета, как убеждены некоторые чиновники), там, где нет взаимного доверия между государством и бизнесом, система обречена на постоянное лечение последствий своих же собственных постоянных ошибок.