Конкуренция заставляет выставочников обратить пристальное внимание на лето — некогда мертвый сезон, и «дробить» свои экспозиции, делая их более целенаправленными.
Чтобы выставка имела коммерческий успех, она должна быть предназначена для определенной аудитории, проходить в удобные и оправданные сроки и в хорошем помещении. Все три составляющие подчиняются желанию организатора адаптировать свою выставку наиболее удобным для участников образом.
Деятельность не прекращается и летом. Кроме всего прочего, это выражается в том, что выставки В2В в июле и августе практически отсутствуют. Но бывает и иначе.
Созидательная адаптация
Компания ArtExpoMedia Group ради удобства участников начала проводить крупную обувную выставку Leather&Shoes в июле. Ведь понятие сезонности отличается на разных рынках. Сейчас число выставок одной тематики, проводимых этой компанией, выросло до четырех в год: в январе и июле проходят Leather&Shoes для малого и среднего отечественного производителя, при этом коллекция формируется на ближайший сезон — лето и зиму соответственно. В апреле и октябре проходит ExpoShoes, предназначенная для крупных трейдеров и розничных сетей и предлагающая коллекции «по европейскому циклу» — на зиму и лето следующего года соответственно.
Лето больше не пугает выставочников как мертвый сезон.
«Решение создать мероприятия под две основные аудитории было правильным, ведь уже сейчас июльская выставка занимает более 10 тыс. кв. м. Мы экспериментировали со сроками проведения несколько лет, сперва пытаясь попасть в выставочный сезон — весну и осень. Но уже несколько лет успешным оказывается летний период», — говорят в компании.
Из подобных соображений (удобства участников и посетителей) исходит, вероятно, и компания «Мэдвин», которая уже несколько лет в сентябре проводит выставку рождественских подарков. Ведь именно в это время корпоративный сектор начинает о них задумываться.
Возможности для расширения выставочной деятельности также лежат в сфере проведения форумов и конференций. Иногда конференции являются составной частью выставки, иногда — наоборот, выставки проводятся при каком-то конгрессе. Оба варианта могут быть эффективными. «Премьер-Экспо», к примеру, выставочный сезон второго полугодия начнет с конференции по деловому туризму — MICE. Востребованность этой темы проверили в прошлом году, организовав первый семинар по деловому туризму.
Также в сентябре будет проходить ряд форумов-выставок, организованных другими столичными и региональными операторами, в том числе по инвестициям, машиностроению, индустрии чистоты и др.
Как отмечают организаторы, изменения нередко становятся результатом диалога между выставочниками и экспонентами с учетом интересов последних. К примеру, «Евроиндекс» в этом году разделил выставку REX на два блока в зависимости от типа посетителей — T-REX (блок для производственных компаний, с соответствующими конференциями) и REX (блок для рекламистов и маркетологов).
Регионы ничуть не хуже
Все более взвешенное отношение к поиску тем и определению сроков проведения выставок наблюдается как в столице — традиционном центре выставочной индустрии, так и в регионах. Эта тенденция имеет внешнее выражение. Количество организаторов сокращается, компании специализируются, перепрофилируются. При этом оставшиеся игроки и их выставки становятся сильнее. Многие организаторы, в том числе региональные, проводят выставки по 3-4 года и более примерно в одно и то же время, пытаясь «застолбить» свою выставку в умах клиентов и посетителей. При этом, как и столичные, они находятся в поиске тематик и удобных сроков. К примеру, компания «Эксподонбасс» впервые организовала выставку по логистике (весной), а выставку по металлургии перенесла с весны на осень. А предприятие «Крым Экспо» (входящее в структуру Симферопольской ТПП) отказалось от выставок-ярмарок. По словам руководства, «правильно организованные ярмарки могут быть и вполне прибыльными, но они не добавляют нам престижа». Поэтому до конца года ТПП ничего не организовывает, а уже весной 2007 г. появятся специализированные В2В-выставки по организации отдыха, в том числе на воде, и винодельческого производства.
Всегда смело организовывал выставки летом, наверное, только «Национальный комплекс «Экспоцентр Украины». Во многом это объясняется дотациями и госзаказами. «Одну выставку в этом году мы перенесли с ноября на август. Но она проходит по указу Президента и в нынешнем году приурочена ко Дню независимости», — рассказывают в компании.
Ряд выставочных компаний видят возможности летних выставок. Ведь в этот период вполне приемлемы, например, выставки собак, лошадей и прочие, касающиеся стиля жизни. Но пока выставочники оставляют эти возможности «на потом».