Главная цель экономики Словакии — создать полигон для иностранных инвесторов. Для этого она сдает в аренду свои земли и рабочую силу со скидкой в 50%.
«Словацкая Республика идет к тому, чтобы стать следующим Гонконгом или Ирландией, маленькой территорией, которая будет генератором экономической мощи», — спрогнозировал известный миллиардер Стив Форбс. И эта страна прилагает все усилия, чтобы данное утверждение оказалось пророческим.
Вступление в ЕС обязало членов-новичков активно развивать эффективную конкурентоспособную экономику. У Словакии было два пути: поднимать национальное производство своими силами или приглашать иностранных инвесторов, чтобы те разместили в стране свои заводы и фабрики. Проанализировав свои возможности и преимущества, словаки выбрали последний вариант. И сделали все, чтобы в их стране инвесторам было уютно и комфортно. Как результат — сегодня сумма прямых иностранных инвестиций в экономику государства составляет $11 млрд. (на 31. 12. 2005 г.). В пересчете на 1000 человек это в 5,7 раза больше, чем в Украине.
Убить трех зайцев одним инвестором
Сегодня в Словакии экономическую погоду делают иностранные компании. На маленькой территории размером в 1,5 Одесской области расположены производства Sony, Whirlpool, Dell, IBM, Samsung, Siemens, Matsushita Electric, US Steel, Ecco. Отдельно следует отметить группу автомобильных концернов, на которые у Словакии особые ставки: Volkswagen Slovakia, Peugeot Citroen и Hyundai Motor Co. (последние два начнут работу уже в 2006 г.). Иностранные инвесторы принесли с собой решение основных социально-экономических проблем и многомиллионные инвестиции. Завод Peugeot Citroen, например, обошелся французам почти в $1 млрд.
Ныне Словакия получает валюту практически полностью благодаря «иностранцам». В десятке самых больших экспортеров страны лишь половина национальных производителей. Удельный вес их в доходе экспортной топ-десятки — 25%, остальные три четверти приносят иностранные операторы. Пальму первенства с большим отрывом держит Volkswagen. Доходы от внутренней торговли — также наполовину достояние заграничных компаний. Шесть из десяти крупнейших торговых фирм Словакии являются иностранными, их удельный вес в доходе десятки — 60%.
Еще одна важная заслуга «иностранцев» — новые рабочие места. В стране средний уровень безработицы составляет 16,8%, в отдельных районах достигая 30%. Во многом ставка на инвесторов была обусловлена именно этой проблемой, ведь новые заводы — это от одной до трех тысяч рабочих мест. Только в автомобильной индустрии за последние пять лет количество занятых возросло в 1,8 раза.
Не менее весомым является тот факт, что под налаженное производство «чужеземной» продукции подтягивается значительная часть отечественного бизнеса. Например, строительная компания Chemkostav строит супермаркеты для торговых сетей Tesko и Billa уже не только по всей Словакии, но и в других странах, включая Украину. Многих обеспечили работой автомобильные гиганты. Словацкая компания Matador Automotive (Matador Group) наладила поставку бамперов для модели Volkswagen Touareg. Подобной тактики придерживаются и другие отрасли. «Я думаю, поставка сырья и комплектующих в автомобильную отрасль займет значительное место в нашей деятельности», — говорит Вера Хмелева, директор словацкой компании MR Trading, осуществляющей торговлю цветными металлами и изделиями из них.
В таких условиях преимущества для самой Словакии очевидны. Привлекая иностранные инвестиции, страна решает две проблемы: за счет иностранных «якорей» поднимает внутреннее промежуточное производство и избавляется от груза безработицы. Чем же выгодна сама Словакия заморским компаниям? Ведь конкуренты в прямом смысле окружают: право принять гостей с деньгами оспаривают Польша, Чехия, Венгрия. Фокус в том, что Словацкая Республика создала инвесторам особые условия, основанные на прямой финансовой помощи и налоговых льготах.
Инвестиционный сервис «все к ногам клиента»
Неотъемлемое геополитическое преимущество Словакии со вступлением в ЕС стало настоящим кладом. Теперь, разместив здесь производство, компания может забыть о таможенно-пограничных проблемах и получить огромный европейский рынок сбыта. При этом страна является транзитным пунктом «Восток-Запад», чем крайне привлекательна для азиатских инвесторов, пытающихся прорубить окно в Европу для своей продукции. Именно так в 2004 г. поступил автомобильный концерн Hyundai Motors, выбрав Словакию для постройки первого в Европе завода по производству автомобилей KIA.
Но выгодное расположение, как известно из примера Украины, — далеко не единственное условие прихода заграничных компаний. Данное положительное качество Словакия подкрепила комплексной программой привлечения инвестиций.
Для удобства инвесторов к 2009 г. транспортная сеть соединит все границы Словакии.
Главная идея программы — территория Словакии делится на три зоны в зависимости от уровня безработицы: красная (<10% незанятых), желтая (10-15%) и зеленая (>15%). Типов проектов, в которые могут вкладывать деньги инвесторы, тоже три. Тип А — производственные и дистрибуционно-логистические центры, тип В — стратегические инвестиции в высокие сетевые технологии, тип С — R&D-центры и центры технологического развития. Минимальная сумма инвестиций — 400 млн. словацких крон (около $1 млн.). Учитывая зону вложения инвестиций и тип проекта, государство компенсирует до 50% инвестиций (см. табл. «Скидка до 50% на все инвестиции»).
Схема простая и очень эффективная. Инвестору, который строит логистический центр в хлебном братиславском регионе, не стоит рассчитывать на помощь государства. Зато если иностранная компания вознамерится вкладывать средства в исследовательский центр, еще и в «безработном» восточном регионе, она может быть уверена, что 50% суммы вложений предоставит государство в качестве своеобразного гранта. Таким образом, правительство стимулирует развитие наиболее перспективных отраслей в регионах с самым высоким уровнем безработицы. Кстати, государственная помощь отнюдь не является благотворительностью, поскольку выплачивать социальные пособия многотысячной армии незанятых оказывается в конечном счете дороже, чем компенсировать часть иностранных инвестиций.
Помощь государства не ограничивается финансированием и налоговыми льготами. Большое значение уделяется инфраструктуре. В стране работают двенадцать индустриальных парков, строятся еще двадцать. «Индустриальный парк очень удобен для инвестора, поскольку избавляет от необходимости искать подходящий участок, обустраивать территорию, вкладывать дополнительные средства в инфраструктуру. В зданиях, расположенных на территории парка, есть все: от производственных помещений до столовых и душевых», — рассказывает Святослав Хустак, председатель совета юристов промышленного парка в городе Снина. Достоинства парков уже оценены: в текущем году Dell заявила о вложении 140 млн. евро в строительство нового завода по производству компьютеров в индустриальном парке «Нитра Север».
Кроме парков, существует государственная программа улучшения транспортного сообщения. До 2009 г. планом предусмотрены ремонт существующих и постройка дополнительных железнодорожных путей таким образом, чтобы транспортная сеть соединяла все границы и охватывала все крупные города Словакии.
В целом приоритет иностранных инвесторов настолько высок, что правительство, дабы привлечь стратегически важную компанию на свою территорию, может даже пойти на нарушение законодательства. Например, Hyundai в прошлом году получил разрешение строить завод KIA на частной территории без согласия ее владельцев. При этом присутствие бульдозеров на чужой земле объяснялось словакам проведением «археологических раскопок».
Внутренний производитель уходит в ниши
При таких преференциях иностранным инвесторам словацкий бизнес, чтобы выжить, вынужден уходить в узкие ниши или переориентироваться на обслуживание иностранных компаний.
К 2008 г. Словакия станет мировым лидером по производству автомобилей на душу населения.
Яркий пример тому — энергетика Словакии. Компании, способные обеспечить электроэнергией крупные объекты, налаживают партнерство с автомобильными концернами. «Основная наша деятельность — строительство электростанций. Наши объекты обеспечивают электроэнергией целые города, включая Братиславу. Сейчас мы осваиваем новую, автомобильную нишу. Компания уже приготовила к сдаче автономную электростанцию, которая будет обслуживать завод Peugeot», — рассказывает Франтишек Фаркаш, заместитель генерального директора по внешнеэкономической деятельности компании Liv Electra. Плюсы такого сотрудничества — не только новые контракты, но и новые стандарты, которым необходимо соответствовать. Так, новая электростанция для Peugeot работает в полном автоматическом режиме и не требует присутствия обслуживающего персонала.
Бизнес поменьше уходит в новые направления. Например, компания STM Power специализируется на альтернативной энергии и строит мини-гидроэлектростанции для небольших производственных объектов. Такой бизнес сложен тем, что мест, где можно построить мини-ГЭС, очень немного: подходят только площадки на реке с достаточно высоким перепадом воды. Но зато это скомпенсировано полным отсутствием конкуренции со стороны как глобальных компаний, так и внутренних игроков.
В целом внутренняя экономика Словакии уходит от статуса аграрной страны, коей была во времена Чехословакии. На продукцию сельского хозяйства существуют строгие квоты Евросоюза, и правительству приходится буквально оспаривать в суде право на выпуск аграрной продукции. Недавний успешный пример — разрешение Словакии производить токайское вино (еще год назад это было исключительной прерогативой Венгрии).
Современная Словакия — страна, ориентированная на развитие сложной техники и высоких технологий. И всем инвесторам из данных сфер словаки приветливо говорят: «Зачем искать где-то далеко? Добро пожаловать в Словакию!».