В компаниях, продуктом которых является искусство, директор всегда остается на втором плане — лавры достаются творцам. Но эта роль может быть им не просто сыграна, а прожита.
Андрей Зерцалов довольно рано определился с профессией и от своей мечты не отступил. Начав с должности осветителя, он прошел все студийные коридоры и стал генеральным директором «Ленфильма».
В принципе, его история — это рассказ о том, как великая киностудия меняет человека, если он в ее атмосфере буквально вырос и сформировался как личность. У Зерцалова есть для этого серьезная мотивация: вращаясь на студии 33 года, воспринимаешь ее как родной дом и родной бренд. Он может сделать замечание любому человеку: «Не надо мусорить в том месте, где ты проводишь как минимум треть своей жизни». Его отличает любовь к своему делу и способность управлять собственной мотивацией даже в кризисные годы. «Когда стоял вопрос о том, быть или не быть «Ленфильму», мы стремились заработать на всем, кроме воздуха», — говорит Андрей. Существенное значение имеет его умение отстаивать свое мнение даже перед великими режиссерами, которые на «Ленфильме» никогда не переводились. «Ругаюсь, спорю даже с Александром Сокуровым. В конце концов, в споре рождается истина». Одна из отличительных черт его характера — сочетание в одном лице несочетаемых качеств топ-менеджера и продюсера, которые находят гармонию в искреннем стремлении соответствовать бренду. «Наши фильмы должны быть достойны марки «Ленфильм». Снимать «Бумер» не хотелось бы, ведь нашу киностудию всегда ассоциировали с высоким искусством, с такими именами, как Козинцев, Авербах, Герман. Конечно, будем делать что-то коммерческое, но с «ленфильмовским уклоном».
Маршальский жезл в ранце — выбор хорошего солдата
«&»: Ваша карьера напоминает известную пословицу «Плох тот солдат, который не хочет быть генералом». Откуда взялась уверенность, что у вас все получится? Ведь человек должен быть уверен, что он на своем месте?
A. З.: А я бы сказал так: «Плох тот солдат, который не носит в ранце маршальский жезл». Сначала мне нравилось показывать кино, и я работал киномехаником. Потом решил пойти осветителем, чтобы понять, как это кино делают. И еще есть такой момент: мне понравилось учиться. Хотя это было тяжело –— учиться на вечернем при том, что я очень много работал в съемочных группах. Приходилось после экспедиций наверстывать упущенное. Но эти нагрузки меня только закалили и подготовили к дальнейшим испытаниям. А помогало то, что тот или иной шаг, который я делал, был на благо студии. Например, я радовался, что даже в те тяжелые 1990-е мы только на 20 дней задержали зарплату! В то время огромные предприятия России не платили людям по полгода, и это было в порядке вещей. Мало того, мы еще умудрились тогда так сэкономить, что даже сняли картину «Особенности национальной охоты», до сих пор востребованную на всех каналах.
«&»: Что должен делать и чего не должен делать генеральный директор киностудии?
A. З.: Директор киностудии не должен бегать с метлой по территории и делать чужую работу — это однозначно. Ему не следует совать нос в каждый угол и беспардонно лезть в творческий процесс. Хотя общую картину обо всем он иметь должен. Одна из важнейших задач директора студии, известной на весь мир, — думать о том, чтобы то, что подняли до него, ни в коем случае не потускнело. Дальше идет экономика и социальная защита людей, которые здесь работают.
«&»: Как вы совмещаете такие разноплановые должности: гендиректор, продюсер, экономист?
A. З.: Конечно, любой продюсер — прежде всего менеджер, который умеет руководить людьми и считать деньги. Но тут как раз нельзя путать должность директора и должность продюсера. Директор ни в коем случае не должен помогать продюсеру. Не так-то просто перебросить деньги студии на картину. Но я этого не делаю. Я говорю, что только те деньги, которые есть в бюджете ленты, можно на нее использовать. Не думайте, что директор Зерцалов поможет продюсеру Зерцалову. Этого не будет. Как продюсер я просто работаю над фильмом, а как директор слежу за тем, чтобы фильм был достоин марки «Ленфильма», который стал известным во всем мире, потому что выпускает качественную продукцию. Это добавляет ответственности. Но я могу помочь директору картины, если он не в силах с чем-то справиться.
Место встречи лучше не менять
«&»: Насколько я знаю, вы год назад нашли инвесторов, которые готовы были вложить $50 миллионов. Но вопрос пока не решен?
A. З.: Может быть, это и лучше, что не договорились пока с инвесторами. Очень многие хотят влить деньги в киностудию с тем, чтобы освободить территорию в центре города на Каменноостровском проспекте, 10, где расположена киностудия «Ленфильм». Мы же поступили наоборот — непрофильные активы пустили на техническое перевооружение и ремонтные работы именно на этой площадке, чтобы ее утяжелить и никуда отсюда не уходить. Чтобы она стала центром кинематографии здесь, в Петербурге, потому как, во-первых, это историческое место и центр города, а во-вторых, те люди, которые создавали известные фильмы, находились именно здесь. И как-то хочется достойно закончить свой трудовой путь, чтобы потом не говорили, дескать, Зерцалов продал это место, купил себе дом, машину, яхту и прочее. Надо все оставить на своих местах, сделать студию еще лучше. Так хочется! И коллектив меня в этом поддерживает. У нас есть люди, которые по 40 лет здесь проработали и говорят, что уйдут отсюда только вперед ногами.
«Силы мне придавало понимание того, что тот или иной шаг, который я делал, был на благо студии».
«&»: Но государство продолжает оставаться главным акционером и ни в чем вам не помогает. Получается замкнутый круг, и что в этом случае делать?
A. З.: Государству надо только дать нам возможность более-менее свободно дышать и оперативно руководить этим акционерным обществом. Когда я продал непрофильные активы, было очень негативное об этом мнение. А когда разъяснил, куда мы вложили деньги, все поняли, что студия стала дороже практически в два раза. Если она раньше оценивалась в 153 млн. рублей, то теперь — в 268 млн. Государство владеет всем, что здесь есть. Почему не помочь своему предприятию?
Есть у нас еще одна большая проблема: все коммуникации — чуть ли не с петровских времен, поэтому каждая подготовка к осенне-зимнему периоду всегда для нас — серьезное финансовое напряжение. Почему не дать нам 50% на оплату коммунальных услуг? Как, например, Лужков помог «Мосфильму»: дал в 1997 году $20 млн., и киностудия сразу поднялась. Тогда бы, может, и не нужны были нам инвесторы. На эти деньги я закупил бы технику, отремонтировал здания и сделал из студии конфетку. Кстати, если концерн «Мосфильм» станет акционерным обществом, на следующий день его не будет, потому что там огромнейшая территория. 37 га в центре Москвы — представляете, сколько это стоит? Если им Лужков не будет помогать, с ними это случится. Мы-то пока справляемся сами, при этом нефть не качаем и еще платим налоги государству.
«&»: И вы — оптимист, в подобной-то ситуации?..
A. З.: Если бы я смотрел на вещи без оптимизма, то или работал бы в другом месте, или студии не было бы как таковой. Закалку я получил в 1990-х. Если бы не прошел ту школу, то неизвестно, согласился бы или нет стать директором студии. Те тяжелые годы сделали ум более изворотливым, вселили оптимизм, выработали волю к победе. Вы не представляете, что придумывала моя воспаленная голова бессонными ночами, чтобы где-то доставать деньги… Можно сказать, что только за воздух мы денег не брали. Было решено, что каждый шаг людей, которые приходят на студию, должен оплачиваться. Хоть копейка, но должна быть: десять шагов — десять копеек. Это помогло выжить и дало оптимизм.
Бренд — и дом родной, и руководство к действию
«&»: Каков ваш фирменный рецепт для хорошей будущей жизни вашего любимого бренда?
A. З.: Одна из главных наших задач — успевать. А для этого нужно вкладывать деньги в новые технологии и в кадры. Дело в том, что в Санкт-Петербурге строится еще две студии, но частные, а не государственные. И вооружены они будут всем самым современным. Мы, если отстанем и не сможем с ними конкурировать, просто умрем.
Что касается кадров, то Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографииимеет на студии техническую базу обучения, и мы приучаем студентов к тому, что здесь их родной дом. Они должны понимать: если пришли к нам на работу, то не временщиками, а делать дело, которое нравится, идти сюда как на праздник. Меня самого так научили 33 года тому назад, когда я сюда пришел. Для меня бренд «Ленфильма» — и дом родной, и руководство к действию, чтобы учить этому других.
«&»: Я заметила, что вы не стесняетесь советской терминологии. «Моя родная заводская проходная» и другие ценности — о них сейчас почти никто не помнит, особенно молодое поколение. А вам это жить помогает. Почему?
A. З.: А почему я должен этого стесняться? Это же вечные ценности, которые помогли мне и таким, как я, состояться в жизни: право на образование, на любимую работу.
«&»: Формула успеха у вас тоже эксклюзивная?
A. З.: Надо думать о том, как сделать свое предприятие лучше. Если у тебя мысли направлены на это, а не на то, чтобы отработать свою норму и уйти, ты видишь: придуманное тобой приносит успех. Пусть и маленькими шажками, но идти вверх и вверх. Это и есть для меня формула успеха. А за Голливудом нам гнаться не надо, у нас есть своя, питерская, школа, которая востребована в мире. Наши прорывы на зарубежных фестивалях это подтверждают. Пять лет подряд наши режиссеры выставлялись в Каннах — не каждая студия мира может этим похвастаться. Сначала Алексей Герман с фильмом «Хрусталев, машину!», затем Александр Сокуров — «Молох», «Телец», «Русский ковчег». «Ленфильм» во всех этих проектах участвовал, без него они не состоялись бы.
«&»: Вы прямо какой-то бессребреник! И никаких запасных аэродромов? Может быть, это и есть счастье, когда человек получает от своей работы удовольствие?
A. З.: Никогда не строил себе запасных аэродромов. Как и любой русский человек, я долго запрягаю, но быстро еду. И если выбрал себе занятие по душе, то занимаюсь только этим. Меня не тянет в частный бизнес, да и времени нет. Может, привык я быть наемным работником, делать работу хорошо и получать от этого удовольствие. До сих пор хожу на работу как на праздник. В семье знают, что у меня на первом месте работа. Можно сказать, что у меня работа и хобби совпадают. Правда, рыбалку люблю, там мозги отдыхают от всех проблем, которые постоянно приходится решать.
«Я всегда иду на работу как на праздник!» Андрей Зерцалов, генеральный директор ОАО «Киностудия «Ленфильм» (Санкт-Петербург). Родился в 1951 г. в Ленинграде. Образование: Высшая профсоюзная школа культуры при ВЦСПС (факультет управления культмассовой работой); менеджер-экономист кинопроизводства (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии). Карьера: работает на «Ленфильме» с 1973 г. В качестве администратора и директора съемочной группы при его участии снято более 30 фильмов, в том числе «Рафферти», «Прошу слова», «Караул», «Рейс-222» и др. 10 лет работал замдиректора киностудии «Ленфильм». С 2004 г. — генеральный директор ОАО «Киностудия ««Ленфильм». С конца 1990-х успешно выступает в качестве продюсера. При его участии созданы ленты А. Сокурова «Молох» и «Телец», анимационный проект И. Евтеевой «Петербург», сериал «Кинорежиссер: профессия и судьба». Среди последних продюсерских работ А. Зерцалова — драма Л. Бобровой «Бабуся», историческая лента В. Мельникова «Бедный, бедный Павел», мелодрама «Итальянец». Он является членом Союза кинематографистов и попечительского совета Исаакиевского собора. А. Зерцалов — аспирант кафедры Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, доцент. Награды: заслуженный работник культуры Российской Федерации; премия «Лучший продюсер года-2003» Первого продюсерского фестиваля в Ялте за фильм «Бедный, бедный Павел»; премия «Клиент года-2005» в номинации «Динамичный клиент» Ханты-Мансийского банка в Санкт-Петербурге. Семейное положение: женат, двое детей. Хобби: рыбалка, русская баня. Как киностудия «Ленфильм» стала уважаемой маркой Старейшая российская киностудия, в 1934 году получившая название «Ленфильм» («Ленинградский фильм»). Ее история восходит к 1908 году, когда на Каменноостровском проспекте инженер Владислав Карпинский основал одну из первых в Петербурге кинофабрик. За всю историю на «Ленфильме» было снято около полутора тысяч фильмов, многие из которых вошли в историю мирового киноискусства. Среди них: «Дикая собака динго», «Старик Хоттабыч», «Человек-амфибия», «Золушка», «Чапаев», «Гамлет», «Дама с собачкой», «Двадцать дней без войны». Существует понятие «ленинградская школа». Ее представители работали над созданием фильмов, ставших в последствии классикой. Это «Проверка на дорогах» Алексея Германа, «Торпедоносцы» Семена Арановича, «Порох» Виктора Аристова, «Одинокий голос человека» Александра Сокурова. На «Ленфильме» творили Григорий Козинцев, Иосиф Хейфиц, Сергей Юткевич, Сергей Эйзенштейн, Евгений Замятин, Дмитрий Шостакович, Николай Акимов, Юрий Тынянов, Вера Панова, Вениамин Каверин. Студийные коридоры помнят Виктора Некрасова, Владимира Максимова, Иосифа Бродского, Михаила Шемякина. Здесь снимались Владимир Гардин, Мария Бабанова, Павел Кадочников, Борис Ливанов, Николай Черкасов, Лжейн Фонда, Ава Гарднер, Ванесса Редгрейв, Франко Неро, Микеле Плачидо, Сандрин Боннэр, Уильям Херт, Марина Влади и многие другие известные актеры.