Федеральная служба по тарифам (ФСТ) вчера утвердила льготы на перевозку зерна и муки — их получат сельхозпроизводители Сибирского, Северо-Кавказского и Южного федеральных округов при отправке зерна на станции Приволжского, Северо-Западного и Центрального, пишет «Коммерсант».
На компенсацию предоставленной льготы правительство выделило РЖД 2 млрд руб. Для СФО понижающий коэффициент составит 0,3 при транспортировке зерна на расстояние свыше 1100 км, для ЮФО и СКФО — 0,5 при отправке зерна на расстояние свыше 300 км. По оценке ФСТ, льгота позволит сельхозпроизводителям сэкономить на доставке тонны зерна до 500 руб. Объем субсидий, выделенных РЖД правительством, составляет 2 млрд. руб.— то есть скидка, которая будет действовать с 20 сентября по 31 декабря 2010 года, распространится на 4 млн тонн зерна.
Льгота предоставлена как одна из мер, направленных на недопущение дефицита и роста цен на зерновую продукцию в пострадавших от засухи регионах, отмечают в ФСТ. При этом речь не идет о хлебе — по данным хлебопеков, доля всех транспортных расходов в розничной цене хлеба не превышает 2%, то есть снижение инфраструктурной составляющей железнодорожного тарифа вряд ли окажет заметное влияние на розничные цены. Большее влияние льгота окажет на цены на кормовое зерно, острый дефицит которого испытывают пострадавшие регионы.
Эксперты по-разному оценивают эффект от принятого решения. В «Русагротрансе» надеются, что оно приведет к существенному росту объемов перевозок зерна железнодорожным транспортом.
По оценке директора исследовательского агентства Infranews Алексея Безбородова, из-за железнодорожных льгот снижения объемов перевозок зерна автотранспортом не произойдет — с учетом завышенных «Русагротрансом» цен на аренду зерновых вагонов на долю инфраструктурной составляющей, тарифы на которую регулирует ФСТ, приходится лишь половина стоимости железнодорожных перевозок.