Поставив задачу «сделать совершенство доминирующим аспектом культуры компании», Джек Уэлч стал наиболее авторитетным бизнес-лидером США, а General Electric — самой дорогой компанией мира.
Можно ли по-крупному прославиться, управляя чужим бизнесом? Оказывается можно, если ты — Джек Уэлч, а этот бизнес — General Electric.
Обладая талантом видеть компанию не такой, какая она есть, а такой, какой она может стать, легендарный топ-менеджер за двадцать лет своего правления (с 1981 по 2001 гг.) сделал все возможное и невозможное, чтобы общая стоимость корпорации возросла в 30 раз — с 14 до почти 400 миллиардов долларов. Заслуга Уэлча не столько в том, что он возвеличил General Electric, сколько в том, что он ее полностью трансформировал и преобразовал из консервативной в современную мобильную корпорацию.
Но страстный роман Джека Уэлча с General Electric начался не сразу.
Критикан и диссидент
Если то, что другие называют демократичным стилем, ты воспринимаешь как засилье бюрократии, что тогда будешь делать? Уходить. Так решил Джек Уэлч, с трудом проработав год в General Electric в должности инженера с годовым окладом $10,5 тыс. и придя в ужас от царившего там бюрократизма. Руководству хватило проницательности, чтобы удержать ценного молодого сотрудника от опрометчивого шага: Уэлчу увеличили заработную плату и, кроме того, гарантировали относительную свободу действий при принятии решений. Получив карт-бланш и почувствовав простор для реализации своих идей, Джек начал их внедрять. В 1964 г. он был назначен главным менеджером нового завода по производству термопластика. К тому времени новый топ-менеджер успел создать себе репутацию неисправимого «критикана» и «корпоративного диссидента». Сам Уэлч вспоминал: «Я был дерзок, откровенен и, по мнению некоторых, груб. Моя речь могла быть резка и бестактна. Я не любил нафталиновые презентации или чтение докладов и отчетов, предпочитая им личные беседы с сотрудниками, от которых ждал прежде всего ответов на поставленные вопросы. Я любил «творческий конфликт» и считал, что в бизнесе к наилучшим результатам приводит открытая и честная дискуссия. Если идея не выдерживает взыскательного обсуждения, она умирает».
Но случилось то, что случилось — зерно, заложенное в этом человеке, попало в благодатную почву. Именно Джек Уэлч вскоре станет самым ярким представителем того стиля управленческой деятельности, который возник в 70-х годах ХХ века и получил название «стратегическое управление».
Амбициозный честолюбец
Много ли найдется руководителей, которые придут в восторг от нескрываемых амбиций молодого сотрудника в недалеком будущем сменить босса компании? Отец Джека Уэлча всю жизнь проработал проводником на железной дороге. Такая судьба была бы уготована и Джеку, если бы не его невероятное честолюбие и предельно рациональный взгляд на мир. В свои 24 года имея диплом инженера-химика и докторскую степень, он открыто заявлял коллегам, что намерен стать президентом GE. Но после того как в 1973 г. честолюбивый менеджер занял пост руководителя всего химического и металлургического направления GE (с оборотом $2 млрд., штатом в 46 тыс. рабочих и 44 заводами в восьми странах), многие перестали злорадно усмехаться. А в 1981 г. сорокапятилетний Джек Уэлч стал восьмым и самым молодым в истории GE председателем совета директоров и президентом компании. Он начал перестраивать гигантскую махину в соответствии со своей бизнес-философией: «В те дни я только и делал, что швырял во все стороны «ручные гранаты», стремясь разрушить традиции и изменить ритуалы, которые, как мне казалось, мешали нам двигаться вперед. Слишком многие менеджеры компании считали свое высокое положение в ней наградой за преданную службу, вершиной карьеры. И это вместо того, чтобы в каждой новой должности видеть лишь новые возможности для роста. В компании было широко распространено мнение, что потребителю просто сильно повезло, что он наткнулся на наши «дивные» товары! Власть была мне нужна не для того, чтобы изменять технологии или продукты, а для того, чтобы изменить психологию людей и позицию компании».
Не супертанк, а быстроходный катер
С чем вы хотите войти в XXI век — с тостерами или электронными сканерами?
Этим вопросом Джек Уэлч обрубил шквал критики, который был вызван его решением продать производство бытовых электроприборов: тостеров, утюгов, вентиляторов, принесшего в свое время славу General Electric. К тому времени в GE работало 404 тыс. сотрудников, а капитализация компании оценивалась в $25 млрд. Продукция GE, начиная от бытовых электророзеток и кончая оборудованием АЭС, приносила компании $1,5 млрд. дохода в год. Выгодное положение GE на мировом рынке не вызывало опасений. Компанию справедливо сравнивали с супертанком, который сметает на своем ходу все препятствия. Но Уэлчу хотелось видеть GE быстроходным катером. И он принялся ломать устоявшиеся стереотипы. Абсолютно новым для GE стал придуманный Уэлчем лозунг «Будь в своем деле первым или вторым». Предприятия, производившие продукцию в отраслях, где у компании не было заметных успехов, без сожаления продавались. Следующим лозунгом стал «Освобождайся от лишнего». Уэлчу было важно освободиться от тех звеньев производства, которые требовали дополнительных расходов и тем самым съедали прибыль, а вкупе с бюрократическими препонами мешали двигаться вперед. В итоге из 348 производств Уэлч смело и твердо оставил «в живых» только 14, но самых лучших. Именно в этом один из секретов Джека Уэлча: «Забудьте прошлое — смотрите в будущее».
«Нейтронный Джек»
Что необходимо сделать на воздушном шаре, если он стремительно падает вниз? Джек Уэлч, в прошлом прилежный ученик, знал это: избавиться от балласта. И, не боясь непопулярных мер, стал ежегодно увольнять 10% работников, показавших самые низкие результаты. За первые пять лет его президентства численность сотрудников сократилась более чем на четверть. Уэлч получил кличку «нейтронный Джек» — по аналогии с нейтронной бомбой, которая уничтожает живую силу, но оставляет в целости здания и сооружения. Уэлч ненавидел это прозвище, но еще больше он ненавидел бюрократию и всегда презирал тех руководителей, которые «руководят, чтобы руководить, и ничего не производят», поэтому из 29 уровней управления корпорацией осталось только шесть. Естественно, что в корпоративном мире Джек не вызывал симпатии. Но быть хорошим для всех невозможно, а работать надо. Его девизом стало: «Никаких полумер!»
Когда журнал Fortune публично назвал его «самым жестким» менеджером США, Уэлч ответил, что в интересах развития General Electric ему следовало быть еще жестче. Он был твердо убежден, что жесткие реалии экономики в условиях обостряющейся конкурентной борьбы требуют жестких бизнес-лидеров. И никакой сентиментальности. Поэтому действовал в соответствии со своим принципом: «Внимательно изучай свой бизнес, чтобы как можно раньше принять решение: что нужно исправить, что — перенять, а что — выбросить за борт».
Любитель движения без границ
«Прежде чем добиться лидерства, человек должен отважиться на что-то новое».
Как превратить General Electric в компанию, свободную от барьеров? Для воплощения в жизнь этого проекта Джек Уэлч пригласил 20 профессоров, которые помогали формировать принципиально новую, «семейную» морально-психологическую атмосферу в корпорации. Он дал своим подчиненным максимум свободы в принятии решений при условии, что они готовы нести за реализацию этих решений полную ответственность. Успехи щедро вознаграждались, неудачи — беспощадно карались. Причем правила игры были одинаковы для всех. После этого в GE начали исчезать грани между маркетологами, инженерами и производителями. По словам Уэлча, «создалась атмосфера, в которой каждый сотрудник понимал, что и он играет какую-то роль в общем развитии компании, что его идеи тоже представляют ценность, а функция руководителя — быть лидером-ведущим, а не контролером. Наши лидеры проявили себя как тренеры, а не проповедники, и дела пошли в гору. За пять лет мы удвоили наши объемы роста, которые и до этого были немалыми. Прибыль с продаж выросла с $70 млрд. в 1995 г. до $130 млрд. в 2000-м, чему способствовали многие факторы, но главным я назвал бы новый настрой нашей команды. Это было «беспрепятственное поведение» в самом лучшем значении этого слова — идеи и новации распространялись по компании, не встречая значительных препятствий. Наши сотрудники действительно были нацелены на постоянный поиск «лучших идей и решений» — в этом, по-моему, и состояла главная разница между GE и остальным деловым миром. О том, что нам это удалось, можно судить по результатам… «Безграничность» компании помогала многим из нас, самым обыкновенным людям, делать необыкновенные вещи».
Архитектор изменений
Какой реальный урок для управляющих высшего ранга дал Джек Уэлч как гений менеджмента и архитектор изменений? Сначала устранить реально нефункционирующий бизнес. Затем сконцентрироваться на устранении работ, не добавляющих ценности, посредством упрощения бизнеса и раскрытия творческого потенциала ваших людей. Наконец, устранить вариации в бизнесе и рабочих процессах с помощью методики «шести сигм». Только тогда бизнес приобретет право на автоматизацию своих операций. В течение всего срока пребывания на посту управляющего высшего ранга Джек Уэлч создавал эту формулу устойчивого успеха. Его действия не только изменили порядок вещей, но и преобразовали саму General Electric. Профессионалы о нем говорят: «Поменять все, затем изменить полученное еще раз — вот его стиль работы».
Джек Уэлч по праву был признан «золотым стандартом» бизнес-лидера XXI века, по которому можно сравнивать других, своеобразным эталоном менеджмента. Но он с этим не родился. Он к этому мудро, жестко и планомерно шел. «Видеть легко, — нередко говорил он своим коллегам. — Трудно предвидеть».
Дом, который построил Джек General Electric основал в 1878 г. знаменитый изобретатель Томас Эдисон, у которого одно время работал сам Генри Форд. Сейчас корпорация General Electric функционирует более чем в 100 странах. Работает в сфере электротехники, энергетического и транспортного машиностроения, медицинского и химического оборудования, финансовых услуг и в ряде других отраслей. Общая численность сотрудников — более 315 тыс. чел. Капитализация по итогам 2003 г. ($302,5 млрд.) — самый высокий показатель среди всех компаний мира. Джек Уэлч руководил General Electric с 1981 г. до ухода на пенсию в 2001 г. Джек Уэлч родился в 1935 году в г. Пибоди, штат Массачусетс. Степень бакалавра получил в университете Массачусетса, а степень магистра и доктора наук в области химической технологии — в университете Иллинойса. После ухода из GE написал автобиографию (2001), ставшую мировым бестселлером «Джек: Самая суть». Сейчас возглавляет компанию Jack Welch, LLC, являющуюся советником небольшой группы руководителей компаний, входящих в список Fortune 500. Много путешествует, выступает перед бизнес-сообществом и студентами на самые разные темы. Именно это вдохновило его на написание второй книги «Умение побеждать» (2005). Что такое совершенство по Джеку Уэлчу «Совершенство должно стать доминирующим аспектом культуры компании. Совершенство означает быть лучшим среди лучших. Его достижение требует внутренней оценки всего того, что мы делаем, говорим или производим, и честного ответа на вопрос: «Действительно ли это лучше лучшего?». Если этого нет, мы должны спросить себя: «Что надо предпринять?». И затем собрать все ресурсы, позволяющие добиться этого. Если же экономика или среда предопределяют, что мы не сможем достичь этого, нужно приложить такие же энергичные усилия, чтобы освободиться от того, что мы не в состоянии делать лучше лучших. Такая приверженность предельно возможному уровню качества и персональному совершенству — самый надежный путь к непрерывному успеху в бизнесе. Качество — наилучшая гарантия верности потребителя (заказчика). Это самая сильная защита от конкуренции со стороны иностранных компаний и единственный путь к устойчивому росту и доходам». Источник: Джек Уэлч и Джон Брин. Что такое быть президентом компании по Джеку Уэлчу «Быть президентом компании — сумасшествие. Тебя накрывает целой лавиной мыслей. Это выше крыши. Дико. Классно. Вопиюще. Безумно. Энергично. Вечное движение. Давать и забирать. Совещания до ночи. Невероятные знакомства. Хорошее вино. Празднования. Классные курсы по гольфу. Большие решения в настоящей игре. Кризисы и давление. Много перемен. Несколько побед. Трепет победы. Боль поражения. Хорошо настолько, насколько может быть. Тебе много платят, но настоящей оплатой является удовольствие. Как в любой работе, здесь есть плюсы и минусы — но хорошее точно преобладает над плохим. Расписание забито на годы вперед, но каждый день в состоянии принести кризисы, которые безжалостно рушат все планы. Дни тянутся до сумасшествия, в то время как часы стремительно летят, так как ты всегда стараешься выбить больше времени. Работа никогда тебя не покидает, что бы ты ни делал — то, что вертится в голове, всегда поглощает». Источник: Джек Уэлч и Джон Брин.
«Самая суть. История выдающегося менеджера 20-го века».
«Самая суть. История выдающегося менеджера 20-го века».