Мир сегодня таков, какова информация о нем. Выпуски новостей на телеканалах во многом формируют картину мира своих зрителей.
Выпуски новостей есть на большинстве телеканалов, но везде они разные. Причем отличаются не только в деталях, что вполне закономерно. Часто эти различия концептуальные. Вместе с тем они должны сохранять необходимые видовые черты, чтобы решать возложенные на этот вид телепродукта задачи и зритель понимал, что смотрит выпуск новостей, а не какую-либо другую, например, авторскую, программу.
Какие факторы влияют на «облик» новостей на конкретном канале? Об этом мы говорили с директором по маркетингу «Нового канала» Максимом Дыбенко и шеф-редактором новостного вещания того же канала Владимиром Мжельским.
Владимир Мжельский: Мы — не новостной канал. Да, в 1998 г., когда «Новый» только организовался, у нас было, по-моему, 12 выпусков новостей в день. Новости у нас были особенные, больше развлекательные, что ли. Сейчас мы делаем три полноценных выпуска в день: в 13:30, 19:00 и ближе к полуночи.
В нашем понимании не новостной канал — тот, который пытается следить за событиями, происходящими в Украине и за рубежом, профессионально и полноценно их освещать, но не отводить под это очень много эфирного времени. Кратко говорить о главном.
«&»: Сейчас у канала новый лозунг: «Життя яскраве». Как выпуски новостей соответствуют ему?
В. М.: Мы думаем о совсем новом формате выпусков. Прописали, как это будет выглядеть внешне. Решаем, как станет меняться наполнение. Нам хотелось бы, чтобы наши новости были непохожи на то, что уже есть в Украине. Слово «непохожи» таит в себе некий таинственный смысл, нечто такое, чего нет ни у кого. Мы хотим, чтобы каждый наш сюжет, каждое сообщение были сделаны «по-Новому» — по-нашему, везде ищем какие-то «фишки». Например, когда делали сюжет о Чистом четверге, то решили просто показать, как моют машины, как высотники моют здания на 35-ом этаже. Я думаю, что такой подход интересен зрителям. Скорее всего, в новом сезоне, то есть осенью, мы сможем уже что-то воплотить в жизнь.
«&»: Вечерний выпуск вашего «Репортера» выходит в 19 часов. Это раньше вечерних выпусков на других каналах. Почему так?
В. М.: В 2005 г., когда мы начали работать практически с новым составом «Репортера», вечером выходили в 21:00. Но потом, взвесив все «за» и «против», решили, что для канала будет выгоднее поставить более ранние новости, освободив вечерний прайм-тайм для более интересного нашему зрителю продукта: фильма, программы. То, что новости выходят в 19:00, конечно, усложняет жизнь нам, информационщикам. Многие события только заканчиваются к этому времени. Бывает, что за пять минут до эфира из-за какого-то события полностью меняется верстка. Но зато мы имеем возможность первыми подвести предварительный итог дня. А если есть необходимость, то в ночном выпуске посвящаем тому же событию развернутый сюжет.
«&»: У вас будет своя еженедельная аналитическая программа?
Максим Дыбенко: В принципе, да. Но это не будет классическая аналитическая программа, подобная тем, что идут на других каналах. Я вижу ее близкой к тому, что делается, например, на американском телевидении, где обсуждают все в нетрадиционном ключе, смотрят на произошедшее за неделю под разными углами, шутят и т. п. Все это с натяжкой можно назвать аналитической программой.
«&»: Каков критерий отбора информации, которую вы готовите для эфира?
В. М.: Мы мало показываем официоз, «паркет». Не показываем закладок первых камней и открытия мемориальных досок. Редко говорим о религиозных праздниках. Если нам интересно поехать на пресс-конференцию, то стараемся практически не показывать традиционные для других каналов планы. Вместо этого подбираем какой-то архив, «картинки», подходящие тематически. В свое время мы отказались от международных обзоров, потому что не считаем их интересными нашему зрителю. Простую информационную «нарезку» дают многие другие каналы. Это то, что мы не делаем. А показывать стремимся то, что из случившегося сегодня, на наш взгляд, больше всего интересно многим людям, окажет влияние на их жизнь, чем-то поможет.
Если говорить о длительности сюжета, то я считаю, что оптимальный вариант — 1,5 минуты.
«&»: Телевидение — это визуальное СМИ. Как вы находите баланс между текстовым комментарием и тем, что показывается?
В. М.: В каждом случае по-разному. Иногда видео совсем не требует того, чтобы его комментировали, или наоборот, есть вещи, которые надо комментировать обязательно, иначе зритель просто не увидит того, что ему хотят показать. Поэтому мы, можно сказать, в каждом случае индивидуально работаем и над видео, и над текстом. Понятно, что сюжет пишет автор. Но потом мы очень часто совместно дорабатываем текст. В результате получаются неплохие вещи. Как мне кажется.
Владимир Мжельский:
«Новости предполагают рассказ о том, что произошло, а не о том, что мы хотели бы, чтобы произошло».
Максим Дыбенко:
«Практически все выпуски новостей в Украине сейчас пытаются привлечь одного и того же зрителя».
«&»: Для того чтобы информация была услышана, она должна быть четко адресована. Как вы добиваетесь такой адресации?
М. Д.: Мы потратили достаточно много времени, чтобы понять, как этого добиваться. На самом деле многое, конечно, зависит от индивидуальности журналиста. Но у нас общие установки: говорить максимально просто, доступно, кратко. Мы не вдаемся в глубокий анализ, считаем, что нашему зрителю это не интересно. Его, например, не интересует связь колебаний фондового рынка в Японии с землетрясение в Тайване. Ему интереснее узнать, подорожает ли от этих колебаний бензин в Украине.
Если говорить об адресации, то, на мой взгляд, практически все выпуски новостей в Украине сейчас пытаются привлечь одного и того же зрителя. Новостное вещание однообразно и неинтересно. Конечно же, встречаются какие-то неожиданности, но это скорее исключение, чем правило
«&»: А на какого зрителя ориентируетесь вы?
М. Д.: На того, для которого новости — всего лишь часть его жизни. Они его интересуют постольку, поскольку он получит от знания их какую-то практическую пользу для своей жизни. То есть его не интересуют новости ради новостей, причинно-следственные связи внутри самих этих сообщений.
Наш зритель внутренне раскован, понимает: да, новости есть, они постоянно атакуют его со всех сторон, однако это не то, ради чего он живет, на что ему стоит обращать большее внимание, чем на любую другую сферу деятельности — работу, развлечения, семью.
Мне кажется, в нашем обществе преувеличена значимость новостей. Можно долго спорить о причинах, почему так произошло. Но у нас есть желание это изменить.
«&»: Уже достаточно давно существует жанр информационного вещания, называемый инфотеймент, то есть развлечение информированием. На просторы СНГ его привнес Леонид Парфенов. В настоящее время этот жанр все еще востребован?
М. Д.: Дело в том, что стиль Парфенова многие просто пытаются копировать вплоть до интонации, жестов, подъема головы. Но никто не пытается развивать.
Конечно, жанр этот востребован во всем мире. Даже консервативная ВВС объявила о репозиционировании своих новостей. Но это и понятно, люди привыкли смотреть экшн. Поэтому традиционные жанры им все больше кажутся скучными.
«&»: Нужно ли стремиться к тому, чтобы выпуск новостей был мини-передачей, законченным произведением?
В. М.: Есть два обстоятельства, которые мы учитываем. Первое — чем проще сформирован выпуск, тем легче и ярче он будет восприниматься. Второе — зритель, как правило, смотрит сюжеты последовательно, один за другим. Кроме того, мы изначально отказались от разделения новостей на местные и международные. Расставляем их согласно логике. Например, министр иностранных дел заявил в Кабмине о целесообразности направления в Ливан наших миротворцев. А у нас есть сюжет о том, что сейчас происходит в этой стране. Мы и ставим их друг за другом. Но вместе с тем не цепляем вслед весь «прицеп» международки.
«&»: Насколько вам удается предварительное планирование материалов к выпуску?
В. М.: Бывает, что мы даем задания на подготовку материалов и за месяц, и за полтора. День на день не приходится, но не менее половины сюжетов в выпуске — запланированные накануне. С одной стороны, планирование упрощает работу. С другой — появляется риск направления в корзину или резкого сокращения готового сюжета только потому, что его вытесняют из эфира оперативные материалы. Но с этим приходится мириться, ведь это специфика нашей работы. Новости предполагают рассказ о том, что произошло, а не о том, что мы хотели бы, чтобы произошло.