В условиях постоянно растущих цен на топливо даже среднее по размерам сельхозпредприятие может обеспечить себя дизельным топливом растительного происхождения.
Создатели первых двигателей внутреннего сгорания всерьез задумывались, на какое топливо им ориентироваться: минеральное или растительного происхождения. Известно, что Рудольф Дизель первоначально планировал, что его двигатель будет работать на растительном масле.
Выбор был обусловлен экономическими факторами — цена на продукты из нефти была значительно ниже, чем на биопродукты. Да и нефти было вполне достаточно. Ситуация стала меняться в 1990-х гг. Тому было несколько причин: постоянный рост цен на минеральное топливо, сокращение запасов нефти, обострение экологических проблем. А сейчас, когда цена на нефть стабильно превышает $70 за баррель, стало очевидным, что заниматься биотопливом — как экологически, так и экономически целесообразнее.
Спирт добавляют в бензин, эфир — в солярку
В настоящее время когда говорят о биотопливе для двигателей внутреннего сгорания, имеют в виду две его разновидности. Основу топлива первого вида составляет этанол (этиловый спирт), который в качестве добавок может добавляться в бензин или использоваться в чистом виде. Топливо второго вида — метиловые и этиловые эфиры, которые добавляются к минеральному дизельному топливу или используются в чистом виде. Переделки двигателя или топливной системы при этом не требуется.
В Украине перспективны оба направления. Но, учитывая, что большинство сельскохозяйственной техники оснащено дизельными агрегатами, производство биодизеля более актуально. Во-первых, в Европе именно оно развивается опережающими темпами. На биоэтанол же делают ставку в США и Латинской Америке, хотя и там в последние годы ускоренными темпами развивается биодизельное производство. Во-вторых, производство этанола в Украине монополизировано государством. В то же время биодизель для собственной техники может производить фактически любой желающий.
Существуют два основных формата производства биодизельного топлива. Первый (германский) — на установках с годовым объемом до 5-10 тыс. т в год, второй (французский) — на крупных заводах с производительностью более 50 тыс. т в год. На сегодняшний день начато строительство заводов (Великобритания, США) мощностью до 200 тыс. т.
О том, какой путь выбрать Украине, идут споры. Чиновники от агрополитики и некоторые представители бизнеса говорят о крупных производствах. Есть заявления о планах и даже начале строительства крупных заводов в Житомирской области, под Харьковом, на Виннитчине и на Волыни. Бывший министр агрополитики Александр Баранивский считал, что Украина может засеивать рапс на 3 млн. га (это 10% национальной пашни), собирать 7,8 млн. т семян, из которых можно произвести 2,5 млн. т биодизеля. Потребность же сельского хозяйства — 1,6 млн. т дизельного топлива. Но его прогнозы сбора семян слишком оптимистичны — сейчас в Украине средняя урожайность не превышает 14-17 ц/га. Сбор 20 ц/га — предел мечтаний. А министр уверенно говорил о 26 центнерах с гектара (хотя именно такая урожайность в Европе). И засеяно рапса в 2006 г. не более 600 тыс. га.
Да, инвесторы готовы вкладывать средства в строительство больших заводов (до 20 млн. евро), но хотят иметь гарантии, что будет достаточно сырья для переработки. И вот с этим будут связаны главные сложности. Для начала скажем, что при нынешней ценовой конъюнктуре рапс из Украины гораздо выгоднее продавать в Европу, чем перерабатывать на месте.
Из тонны семян рапса можно получить 300 кг масла, а из него — 270 кг биодизельного топлива.
Кроме того, есть сомнения в том, что нынешняя разница цен на минеральное и растительное топливо позволит организовать логистику, необходимую для большого завода. Первая сложность — сбор сырья с больших территорий. Для производства 100 тыс. т топлива (заявленная мощность некоторых производств) необходимо 300 тыс. т семян рапса. Потом это полученное топливо необходимо будет «разбросать» по потребителям. Но, кроме топлива, необходимо «разбросать» и побочные продукты — жмых и глицерин. На небольших производствах это сделать несложно, отыскивая простые формы утилизации, например, сжигание глицерина для бытовых потребностей или внесение в качестве удобрения в почву. Но на больших производствах это не получится. Тем более что жмых образуется в результате холодного отжима, поэтому плохо переносит долгое хранение.
Поэтому в Украине целесообразно начинать не с крупных проектов, а средних и малых. Основной потребитель их продукции — аграрный сектор. Тем более что в стране есть свои производители оборудования для производства биодизеля — НПП «Тренд» (Киев), «Биодизель-Днепр» (Днепропетровск), «Биоойл» (Киев) и др.
При нынешнем уровне цен производство биодизеля рентабельно!
В настоящее время в Украине около двух десятков сельхозпредприятий производят биотопливо для собственных нужд. Последним по времени и довольно масштабным таким проектом стало производство биотоплива на фабрике группы компаний «Порцелак» в с. Остаповка Лубенского р-на Полтавской обл. Первое топливо на нем было получено в октябре 2005 г., а в апреле 2006 г. производство начато на постоянной основе. Предприятие предназначено для обеспечения дизельным топливом трех агропредприятий группы.
Режим производства круглосуточный. Мощность — 300 тыс. л топлива в год (около 1000 л в сутки). Сырье выращивают самостоятельно.
По данным компании «Порцелакинвест», комплект, в который входит оборудование для очистки семян, маслопресс (выход масла 33%), установка для производства биодизеля и коммуникационное оборудование (трубопроводы, транспортеры), стоит около $100 тыс. Он позволяет перерабатывать в сутки до 3-4 т семян масличных культур, в год производить 300 тыс. л топлива. Для его размещения необходимо 150-200 кв. м производственных площадей.
По сведениям компании «Порцелак», биодизельная установка производительностью 1000 л в сутки (300 тыс. л в год) позволяет экономить в год на топливе от 250 до 300 тыс. грн. в зависимости от сложившихся рыночных цен на масличные культуры и минеральное дизельное топливо.
В проекте, реализованном в Остаповке, себестоимость топлива находится на уровне 2,50-2,70 грн./л (на собственных семенах).
Если биодизель продавать по нынешней цене солярки, то рентабельность его производства может достигать 20%.
Заодно и топливную систему прочистит
Преимущества биодизельного топлива:
• увеличение срока службы двигателя за счет того, что это топливо обладает смазывающими свойствами;
• меньше выбросов углекислого газа (на 90%), угарного газа (35%), окислов серы (100%), аэрозолей (32%);
• при попадании биодизеля в почву или воду микроорганизмы за 28 дней перерабатывают, «съедают» его на 99%.
Недостатки биодизеля:
• по данным зарубежных исследований, расчетный расход биодизельного топлива на 5-7% выше минерального, однако, учитывая реальное качество дизельного топлива в Украине, эта разница не только отсутствует, но и фактический расход топлива уменьшается, что подтверждается опытом эксплуатации техники компанией «Порцелак» во время посевной кампании 2006 г.;
• использование 100% биодизеля в двигателях прошлого поколения может привести к сокращению сроков службы резиновых элементов.
Кроме того, необходимо учитывать, что растительное топливо загустевает при более высоких температурах, чем солярка. В частности, топливо из рапса — при -10 градусах. Поэтому при низких температурах использовать его можно только в смесях с соляркой.
Биотопливо — хороший растворитель. Оно очищает стенки топливных баков и трубопроводов от различных наслоений. Поэтому через неделю-полторы после начала работы на биотопливе нужно заменить топливный фильтр. А потом провести еще одну-две внеплановые замены.
Острая борьба за сырьевую базу
Страны ЕС стараются стимулировать производство и потребление биотоплива, себестоимость которого пока выше, чем минерального. В ряде стран налоги на биотопливо вообще отменены. Дотации на выращивание рапса составляют 45 евро на гектар.
Если биодизель продавать по нынешней цене солярки, то рентабельность его производства может достигать 20%.
Если в 2004 г. биодизель в промышленных масштабах производили 11 стран ЕС, то в 2005 г. — уже 20. Общий прирост производства за минувший год — 65%. В 2006 г. производственные мощности должны достичь 6 млн. т. Но уже в 2005 г. производителям не хватало 1 млн. т семян. Мощности простаивали. Поэтому у Еврокомиссии есть план дотирования фермеров бедных стран Африки и Латинской Америки, занимающихся выращиванием технических культур для производства биотоплива.
В России запланированы масштабные проекты по производству этанола и рапсового масла. Часть из них уже реализуется, в том числе и с участием западных денег. И они почти полностью ориентированы на экспорт в Европу. Но и в России с рапсом большие проблемы — его не хватает. На украинский же рапс претендуют даже страны Балтии, которые сейчас активно наращивают мощности по производству биотоплива. Поэтому украинским производителям нужно бороться за собственную сырьевую базу. И опять же, если топливо производится в рамках вертикально интегрированной структуры, то этой проблемы не будет.
Отсутствие государственной воли ставит крест на больших проектах
В XXI веке нельзя обойтись одними натуральными принципами ведения хозяйства, особенно в столь чувствительной сфере, как энергетика. Требуются и государственная поддержка, и регулирование рынка — по примеру ЕС, США или той же Бразилии. К сожалению, в Украине все пока не так.
14 января 2000 г. был принят Закон «Об альтернативных видах жидкого и газового топлива», предусматривающий предоставление налоговых и кредитных льгот производителям биотоплива и сырья, разработку стандартов на такое топливо. Ничего из запланированного не сделано. 4 июля 2000 г. Кабмин принял Постановление «Об утверждении программы «Этанол». Программа «затухла», едва начавшись.
Президент Украины 26.09.2003 г. подписал Указ «О мерах по развитию производства топлива из биологического сырья». В нем давалось задание Кабмину до 01.01.2005 г. разработать национальную программу по развитию биодизельного производства в стране. Кабмин в ответ разработал только «Концепцию программы развития производства дизельного биотоплива на период до 2010 г.». Но механизмы выполнения этого декларативного документа отсутствуют. В стране нет не то что госстандартов, но технических условий на производство биотоплива. В мире наиболее распространенные в использовании стандарты на биодизель: американский — ASTM D6751-2003 и европейский — ISO 14214-2003.
Минагрополитики устами бывшего министра Александра Баранивского неоднократно заявляло, что намерено всячески стимулировать увеличение посевов рапса и создание перерабатывающих мощностей. Разработанный министерством соответствующий законопроект был отклонен парламентом в 2005 г. Министр говорил, что будет предпринята вторая попытка. Однако при нынешнем состоянии Верховной Рады и правительства понятно, что попытка эта будет предпринята очень нескоро. Данное обстоятельство опять же говорит в пользу развития небольших проектов, которые меньше зависят от внешних обстоятельств.
В июне 2006 г. была образована ассоциация «Укрбиоэнерго», объединившая около 30 производителей биоэнергетического сырья, технологического оборудования и биотоплива. Цель объединения — содействовать созданию законодательной и нормативной базы для развития рынка биотоплива в Украине и привлечения инвестиций в эту сферу.
Большие формы — не вопрос сегодняшнего дня Виктор Золотько, президент группы «Порцелак»: Мы заливаем в баки как чистое биотопливо, так и в смеси В50(50/50). Около 20 единиц техники работают на нем — зерноуборочные комбайны и трактора CASE, трактора МТЗ, ХТЗ, К700, автомобили КамАЗ, джип Mitsubishi руководителя хозяйства. Первую партию топлива получили в октябре прошлого года. Два трактора перезимовали с этим топливом в баках. Весной, после 30-градусных морозов, завелись без проблем. Площадь нашего цеха около 100 кв. м. Строительная часть обошлась в 50-70 тыс. грн. (переоборудовали имевшийся ангар). Основное оборудование импортное: 270 тыс. грн. — маслоцех, 150 тыс. грн. — этерификационная установка. Если строить заводы большой мощности, то потребуются серьезные инвестиции в посевы рапса. В настоящее время до 90% посевов этой культуры предоплачены, то есть известно, куда пойдет урожай. Посевы растут, но культура непростая. У нас в нынешнем году, например, озимый рапс погиб полностью. Хотя Полтавщина — пригодная зона для выращивания рапса. Для того чтобы успешно получать урожай, в гектар нужно вкладывать в среднем $400. Эту цифру может взять за основу бизнес-плана тот, кто соберется построить завод на 100 тыс. т топлива. Ему нужно будет 300 тыс. т семян. При урожайности даже 3 т с гектара нужно засеять 100 тыс. га. Для получения урожая с таких площадей нужно инвестировать $40 млн. в сырьевую зону. А сам же завод вместе с маслоцехом обойдется в $20 млн. Вот почему большие формы — не вопрос сегодняшнего дня. Хотя они, безусловно, нужны. Но в Украине пока экономически и организационно к этому не подошли. Вероятно, через 3-5 лет необходимые условия и появятся.
— Опыт показывает, что 15-20% пашни хозяйства достаточно отвести под масличные для производства топлива на собственные нужды (при нынешней урожайности). Но это не потери земли для производства других культур, так как рапс ценен в севообороте. Это очень хороший предшественник для пшеницы, кукурузы. Его можно сеять на том же месте через 3-4 года.
Нужно предлагать законченные решения Игорь Василенко, генеральный директор компании «Биоойл»: Лаборатории нужны на крупных предприятиях для входного контроля сырья, выходного контроля продукции. Для фермерского формата они не нужны. Нет необходимости в постоянном контроле сырья, поскольку оно однородное (выращено в одном регионе и в относительно одинаковых условиях). Если в Украине появится рынок биодизельного топлива, то фермер не сможет выйти на него, ведь установка фермерского класса не имеет опций, позволяющих получить на выходе сертифицированное топливо. Но это ему и не нужно. Другая концепция развития нашего предприятия предусматривает производство биотоплива из некондиционных (фритюрных, некачественных) масел. Такое производство из-за неоднородности сырьевой базы должно быть оснащено системой контроля сырья и конечного продукта, а также дополнительным оборудованием и оригинальными технологиями.
— Монополизировать рынок поставок оборудования для производства биотоплива невозможно, поэтому единственный вариант, чтобы на нем зарабатывать, — предлагать технологические решения. Группа «Порцелак» и компания «Сакура», имеющая опыт работы в сфере органической химии, свою лабораторную базу, создали компанию «Биоойл». Она будет заниматься не только поставками импортного оборудования, но и созданием и внедрением собственных разработок, а самое главное — передавать заказчикам решения под ключ, с обучением персонала и необходимыми результатами лабораторных исследований, информацией о том, какое сырье может быть использовано, гарантийным и сервисным обслуживанием.