Джаз как национальная идея

Культурные акции могут выполнять градообразующие функции и задавать вектор гуманитарного развития для сообществ различного масштаба.


Судьбы оригинальных событий неисповедимы. Одни, появившиеся не ко времени, тут же забудутся, другие могут ждать своего часа годами, а какие-то сразу же приносят плоды. Можно вспомнить знаменитый Вудсток, ставший уже нарицательным, Каннский кинофестиваль, превративший курортный городок в одну из киностолиц мира, джазовый фестиваль в Монтре, давший жизнь бесконечной череде музыкальных мероприятий, или эдинбургский «Фрингл». Есть во Франции, Италии, Германии небольшие городки, где одна успешная акция подтолкнула к возникновению круглогодичной цепочки мероприятий на самую разную тематику. Для региональной экономики и населения это означает приток публики, соответственно гарантированный бизнес, развитие инфраструктуры и постоянную занятость. Не говоря уже о благотворном влиянии культурных инициатив на образовательный уровень окрестного населения.


Меценаты восстанавливают традиции


У нас пока подобное развитие событий в новинку. Крупные акции «кучкуются» в больших городах, растворяясь в общем водовороте. Но начало процессу положено, и это не может не радовать. Весьма перспективной оказалась идея, которой загорелся несколько лет назад известный тележурналист Дмитрий Киселев. В результате совместных усилий Киселева и команды единомышленников в поселке Коктебель под Феодосией появился джазовый фестиваль. Частная инициатива, давшая начало фестивалю, первым шагом неожиданно принесла ощутимую пользу самой известной достопримечательности Коктебеля — дому-музею М. Волошина. Ведь усилиями поэта и художника Максимилиана Волошина Коктебель и стал знаменит: сюда, в его дом, столетие назад стали съезжаться представители творческой интеллигенции, ученые и общественные деятели. Организаторы фестиваля помогли найти средства на срочно требовавшийся капитальный ремонт здания музея и обустройство прилегающей площади. Благодаря объединенным усилиям партнеров фестиваля — Украинского союза промышленников и предпринимателей, ТМ «Коктебель», Внешторгбанка России, финансовой группы «ТАС», Сергея Тигипко и многих других, а также при поддержке украинского правительства удалось собрать 2 млн. грн. Ныне к числу постоянных партнеров фестиваля и меценатов Дома Волошина добавилась «Национальная резервная корпорация» — одна из крупнейших финансово-промышленных групп России.


Инициатива меценатов и создателей фестиваля стала своеобразным продолжением замысла Максимилиана Волошина — собрать в Коктебеле широкий круг интеллектуалов для благотворного взаимного влияния и поддержки новых проектов. С самого начала фестиваль создавался как нечто большее, чем музыкальный форум. Теперь «Джаз Коктебель» объединяет музыку, арт, поэзию, кино, современные технологии.


Меценат городского масштаба


То, что партнеры вокруг фестиваля «Джаз Коктебель» собираются неслучайные, свидетельствует история одного из них — компании «Макрокап Девелопмент Украина» (МКДУ), которая входит в число крупнейших инвестиционно-строительных структур Харькова. Она стала инициатором необычного начинания, серьезно изменившего театральную жизнь города. По инициативе директора компании Дмитрия Кутового в декабре 2005 г. был создан благотворительный фонд «Харьковский театральный центр». Спонсорская поддержка компании позволила провести реконструкцию Харьковского дома актера, построить малую сцену и завершить реконструкцию большого зала. Взялись за поддержку в МКДУ и музыкальных проектов. Известно, что школа харьковского джаза высоко ценится в Украине и за рубежом. Поддержать талантливых исполнителей призвана программа «Кокава-джаз», которую инициировала сеть книжных кофеен «Кокава». В рамках данной программы начинается выпуск серии музыкальных альбомов харьковских джазовых композиторов и исполнителей. Первый альбом этой серии «Украинские джазовые хороводы» (автор — известный харьковский композитор, пианист, аранжировщик Сергей Давыдов) будет представлен на фестивале в Коктебеле.


Новая жизнь Коктебеля


Присутствие несколько лет подряд в Коктебеле инициативной команды агентства Promo.Ua, создающей фестиваль, не могло не сказаться и на развитии поселка. Еще лет 20-30 назад он назывался Планерское и представлял собой унылую крымскую провинцию без коммунальных удобств, но привлекал советских курортников уникальным микроклиматом, комфортным морским побережьем и своеобразной атмосферой: поселок и тогда сохранял волошинскую традицию места отдыха творческой и технической интеллигенции. Ныне ежегодно в летний сезон Коктебель принимает более 30 тыс. отдыхающих, для которых Коктебель стал выгодной альтернативой Большой Ялты. Состояние коммунальной сферы и бытовые условия изменились ненамного, разве что появилось несколько частных гостиниц. Однако Коктебель утратил многие свои достоинства — пыльный и неухоженный, со стихийной торговлей и неказистыми развлечениями, он потерял свой специфический облик, а следом за ним и свою традиционную публику. Появление фестиваля «Джаз Коктебель» не только снова привлекло в Коктебель людей с «лица необщим выраженьем», но и помогло местным властям взяться за наведение порядка. Приезд на фестиваль в прошлом году постоянного партнера, тогдашнего главы СНБОУ Анатолия Кинаха, его встреча с местными предпринимателями и руководством показали, что Коктебелю готовы оказать поддержку в интенсивном развитии. Как результат — поселковый совет во главе с председателем Алексеем Булыгой поддержал в начале года разработку нового генплана Коктебеля, предусматривающего, в частности, прокладку канализации.


Рай для меломанов


За четыре года существования фестиваля у него уже сложились свои традиции. Одна из них — обязательное приглашение в Коктебель мировых знаменитостей, пока мало известных отечественной публике. В нынешнем году зрители получат возможность увидеть созвездие блестящих джазовых исполнителей: контрабасиста и бас-гитариста Стенли Кларка, пианиста Кенни Уейна, а также Саскию Лару — непревзойденную женщину-трубача. Каждый из них имеет внушительный послужной список и увенчан лаврами многочисленных премий и фестивалей. Еще одного мэтра наши любители джаза уже знают — барабанщик Билли Кобэм гастролировал в Киеве несколько раз. Приедет также легендарный российский саксофонист Алексей Козлов вместе со своим коллективом «АРС-Нова Трио». А петербургский пианист Андрей Кондаков выступит с коллективом знаменитых бразильских музыкантов. В течение всего фестиваля будут работать две музыкальные площадки: Открытая сцена и Волошинская сцена, а ведущим концертов будет известный киевский джазовый обозреватель и продюсер Алексей Коган.


Коктебель становится выгодной альтернативой Ялте.

Но самое любопытное, что на таком, казалось бы, размеренном культурном мероприятии ожидается сенсация! По сути, впервые в мире состоятся джазовые джем-сейшн при помощи Интернета. Хедлайнеры фестиваля во время своего выступления на Волошинской сцене в Коктебеле сыграют в унисон в режиме реального времени с музыкантами, находящимися в студиях нескольких европейских стран. «Джаз со скоростью света» — так называется этот уникальный инновационный проект. Он будет реализован благодаря технологии Musigy, которая обеспечивает сверхнизкую задержку звука, незаметную для человеческого уха.


Эпоха непредсказуемости


Программа «Джаз Коктебеля» насыщена акциями на все вкусы. Причем все они уникальны — каждая представляет новый проект, творческий замысел, необычный взгляд и обязательно нестандартных людей. Среди важнейших событий — лекция и мастер-класс крупнейшего современного философа и сетевого писателя, знатока тайн менеджмента Яна Зодерквиста, одного из авторов нашумевшей книги «NETократия: новая правящая элита и жизнь после капитализма». Это оригинальный труд, заслуживающий внимания не только специалистов по общественным наукам и коммуникации, но полезный для прочтения всем, кому небезразлична собственная судьба в перспективе стремительно развивающегося мира. Вывод авторов впечатляет: нас ждет скорая трансформация привычной социально-экономической системы — книга объясняет, как и почему это произойдет. Организаторы фестиваля не просто пригласили гостя с лекцией, но запланировали широкую дискуссию, посвященную проблемам коммуникации, в которой примут участие украинские и российские интеллектуалы. Причем к дискуссии благодаря Интернету и технологии Musigy подключится киевская аудитория, находящаяся в конференц-зале Международного института менеджмента. 







Быть партнером джазового фестиваля престижно


Наталия Ворожейкина, директор по маркетингу ЗАО ЗМВК «Коктебель»:
— Когда Дмитрий Киселев впервые обратился к нам с идеей проведения джазового фестиваля в Коктебеле, мы еще не знали, что всего через несколько лет фестиваль будет наиболее представительным в стране, единственным в СНГ войдет в международные сетки джазовых фестивалей, приобретет огромное количество поклонников во многих странах. Были только идея и сама музыка, которую мы очень любим и которая в наши дни так редко звучит в Украине. Ну и, конечно же, место. Традиции Коктебеля таковы, что здесь всегда было уютно творчеству, даже если в столицах для него наступали не лучшие времена.


Джаз — музыка не для всех, как и хороший коньяк — напиток для избранных. Да и настоящее творчество не разделяется на рода и виды — нужно вложить все силы, всю внутреннюю энергию, чтобы создать как настоящий коньяк, так и настоящую музыку.


Если говорить о чисто маркетинговых составляющих, быть партнером джазового фестиваля мирового уровня — престижно. На Западе крупнейшие компании поддерживают джаз, и не потому, что их бюджетов не хватает на более массовые акции, а потому что они понимают: если эта музыка перестанет звучать, мир вокруг изменится, и, возможно, не в лучшую сторону. Любая коммерческая организация не функционирует в вакууме — ее всегда окружает определенная социальная среда, от которой зависит и успех бизнеса в том числе.

Залишити відповідь