изменения
Благими намерениями…
Столица Египта Каир считается крупнейшим городом Африки, в котором уже проживают более 20 млн. человек. В этом состоит главная проблема: город стал настолько перенаселенным, перегруженным транспортом и загрязненным выхлопными газами, что это представляет угрозу для его исторического центра. Чтобы снизить такую нагрузку, египетские власти решили фактически с нуля построить в пустыне вблизи столицы два мегаполиса: Город им. 6 октября (назван так в честь войны 1973 г. между Египтом и Израилем) в 20 км к западу и Новый Каир — примерно на таком же расстоянии к востоку. Согласно планам к 2020 г. в эти города-спутники должны будут перебраться минимум 7 млн. каирцев, а также многие госучреждения.
Сегодня в каждом из них уже проживают примерно по 1 млн. человек, и они являют собой свидетельство огромной пропасти между богатыми и бедными жителями страны. Так, изначально предполагалось, что Город им. 6 октября и Новый Каир станут местом проживания представителей рабочего класса. На деле все оказалось по-другому. С одной стороны, правительство выкупило тысячи квартир и против их воли выселило сюда несколько тысяч беднейших каирцев, незаконно проживающих в трущобах в центре Каира. С другой стороны, в новые города добровольно переезжают состоятельные люди, приобретающие люксовые вилы или квартиры в кондоминиумах. Вот почему убогие дома срочной застройки здесь соседствуют с охраняемыми коттеджными поселками с пальмами, бассейнами и гольф-клубами. По словам известного египетского архитектора Абделахима Ибрагима Абделахима, спроектировавшего новый корпус Каирского американского университета, «только страна с неограниченными запасами пустынных земель и авторитарным правительством, привыкшим нивелировать общественное мнение, могла задумать нечто подобное». Так что еще неясно, окажутся города-спутники благом для столицы или только усилят социальную напряженность в стране.
сравнения
Вкусная преданность
Могут ли скидки на продукты сбить потребителя с целенаправленного поиска нужного вкуса, постаралась выяснить Online Market Intelligence, проведя в августе этого года онлайн-опрос. Респондентами стали люди, живущие в крупных городах России. Признались исследователям (и самим себе) в том, что скидки важнее вкусов, совсем немного опрошенных — только 1%. Однако целеустремленность остальных вызывает сомнение. По данным опроса, 69% респондентов согласны выбрать продукт с другой вкусовой добавкой, если на полке не окажется искомого. Еще 13% вовсе отвергают какие-либо вкусовые добавки. Эта группа респондентов стремится потреблять натуральные продукты без вкусовых дополнений. Тех, кто предпочитает время от времени пробовать новое, и тех, кто старается делать это при первой возможности, — по 30%. С пунктом в опросе, предлагающим купить что-то «безликое по вкусу», если нужного продукта не оказалось на полке, согласны 9% респондентов.
По данным исследования, больше ориентируются на бренд, а не на вкус, 9% опрошенных. Это те, кто считает, что у разных брендов один и тот же вкус может «звучать» по-разному, поэтому в выборе они ориентируются на торговую марку. Безразличны к производителю и бренду, но только не ко вкусу, 7% респондентов. Такие покупатели готовы искать желанный продукт даже в нескольких магазинах.
наблюдения
Так ли нужен этот 3D
Тот факт, что 2010 г. стал годом 3D-технологий, никого не удивляет. Создается впечатление, что все только и говорят о 3D. Компания Nielsen решила пойти дальше и провела исследование, посвященное отношению пользователей к трехмерному телевидению, — Focusing on the 3DTV Experience. В рамках этого исследования компания постаралась выяснить, сколько потребителей планируют покупку 3D-телевизора в ближайшее время и что они знают о трехмерном изображении. Для этого были выбраны как фокус-группы, так и количественный опрос с обязательным показом 3D-контента различного содержания.
Результаты исследования говорят о том, что около 68% респондентов недовольны высокой ценой телевизоров, поддерживающих 3D-формат, а 44% — малым количеством фильмов и передач, которые можно было бы смотреть в трехмерном изображении. Исследование также выявило факт, который не понравится производителям 3D: после просмотра трехмерного изображения потенциальные потребители приходят к выводу, что для них 3D-телевизор неактуален, то есть покупать его не имеет смысла. До просмотра передач по 3D-телевизору 25% опрошенных утверждали, что, вероятно, в следующем году они купят данное устройство, и лишь 13% ответили, что ни в коем случае не будут этого делать. После просмотра количество желающих купить его в ближайшем будущем уменьшилось до 12%, в то время как отрицающих необходимость данной покупки увеличилось до 30%. Кроме того, удалось выяснить, что 40% респондентов не осознавали необходимость специальных 3D-очков для просмотра трехмерного изображения.
предпочтения
Вездесущая сеть
Быть интерактивными везде и всегда — желание многих интернет-пользователей. Они хотят быть на связи в онлайне, даже когда спят, женятся или обедают. К таким выводам пришла аналитическая компания Harris Interactive, которая по заказу PC Tools провела исследование Keep Internet Security Simple (KISS). В ходе исследования были опрошены 1012 респондентов, жителей США, старше 18 лет, методом случайного телефонного опроса.
По результатам опроса 29% американцев не стесняются пользоваться Интернетом во время медового месяца, 6% согласны выходить в Сеть во время свадебной церемонии, а 8% хотят быть в онлайне даже на церковной службе. 41% респондентов могут позволить себе быть в Интернете во время семейного обеда, тогда как в модном ресторане на это решились бы 26%.
Несмотря на стремление быть интерактивными, 76% из тех, кто имеет персональный компьютер (а это 93% опрошенных), вместо чистки регистров своих компьютеров предпочитают работать дома или выполнять другую неприятную деятельность. 54% считают, что лучше постирать, 47% — подвести баланс чековой книжки, 43% — поменять памперсы малышу, 34% — отправиться к дантисту, а 19% лучше простояли бы в пробке. Безалаберно относятся к безопасности компьютера около трети респондентов. 32% готовы рискнуть, если получат ссылку от друга, предлагающего поиграть в игру, сделать ставку, получить бесплатный доступ к порнографическим сайтам или ресурсам с обнаженными звездами. При этом подавляющее большинство (79%) хотят держать информацию на своих персональных компьютерах в тайне: 39% — от детей, 26% — от родителей, 17% — от супруга или партнера, 42% — от босса, 48% — от сотрудников и 40% — от друзей.
Для взрослых пользователей Интернета важна простота. 80% опрошенных простоту и легкость в работе приравнивают к заботе о них. Проще стали работать в Сети 83% респондентов, пользоваться цифровыми камерами — 78%, мобильными телефонами — 80%.
настроения
В ожидании устойчивости
Потребительское настроение украинцев в августе 2010 г. ухудшилось, констатируют аналитики Эрсте Банка. Причиной послужили меры, предпринятые правительством по сокращению дефицита бюджета, и повышение цен на некоторые продукты питания. Однако, согласно прогнозу Эрсте Банка, показатель потребительских настроений стабилизируется уже в конце октября, после того как пройдут выборы в местные советы. Расшатать намечающуюся устойчивость может разве что инфляция, темп роста которой, по данным аналитиков, существенно увеличиваться не должен.
В августе потребительские цены повысились на 1,2% м/м, что поставило точку в дефляционной тенденции минувших четырех месяцев. В результате рост индекса потребительских цен (ИПЦ) добрался до уровня 8,3% м/м. Если не принимать во внимание прочие составляющие ИПЦ, то основной причиной роста цен в конце лета стало повышение цен на газ. В следующие месяцы аналитики Эрсте Банка ожидают более сильного давления на цены, а сам годовой индекс достигнет отметки 9%.
Медленное восстановление кредитования пока не подстегнуло инвестиции. Капиталовложения в основные средства в постоянных ценах снизились на 7,4% г/г в первом полугодии 2010 г. С начала года общее количество выданных кредитов корпоративным клиентам выросло только на 2,9%, сообщают в Эрсте Банке. Не стимулировало к активному росту инвестиционной деятельности даже существенное снижение стоимости кредитов. Как отмечают аналитики компании, корни проблемы в большом объеме привлеченного капитала в корпоративном секторе. После девальвации гривни переоценка кредитов в иностранной валюте увеличила долги организаций. В итоге совокупный показатель собственного капитала украинских компаний составляет только треть от их пассивов, а значит, и новые кредиты бизнес себе позволить сейчас не может.
ожидания
Без миллиардных сделок
В мировой аэрокосмической и оборонной отраслях сверхкрупных сделок на рынке M&A во II квартале 2010 г. не было. Согласно обзору PricewaterhouseCoopers некоторое оживление наблюдалось только в сегменте сделок среди компаний среднего и крупного бизнеса.
Вывод о том, что восстановление рынка в данном сегменте в апреле-июне приостановилось, аналитики подтверждают следующими цифрами. Во II квартале текущего года было объявлено о семи сделках на $50 млн. и более. Их общая заявленная стоимость составила только $2,2 млрд. Для сравнения: в I квартале такого рода сделок было восемь, а их общая стоимость достигла $5 млрд. Исходя из таких цифр становится понятно, что сверхкрупных сделок с объявленной стоимостью не менее $1 млрд. за анализируемый период не было. Оценивая первое полугодие, в PwC отмечают, что на рынке продолжат доминировать стратегические инвесторы.
Ситуация, наблюдаемая во II квартале, является ни чем иным, как отголоском минувшего года, который оказался тяжелым для аэрокосмической отрасли. В 2009 г. снизился спрос на пассажирские и грузовые перевозки. Авиакомпании стремились сэкономить свои средства, что, в свою очередь, привело к уменьшению количества заказов на производство самолетов. Это, а также перерасход средств при реализации программ военной и коммерческой авиации негативно отразились на доходах отрасли. Несмотря на все это, уже в ближайшем будущем аналитики ожидают восстановления деловой активности на рынке M&A аэрокосмической и оборонной отраслей. Способствовать этому должно как обилие финансовых средств, так и процесс глобализации. В условиях восстановления финансового сектора компании этих отраслей будут стремиться расширять территорию своего присутствия на мировом рынке.
измерения
Быстрее, но не дороже
Самым быстрорастущим брендом в нынешнем году, по версии Interbrand Best Global Brands 2010, стал Apple. За год его стоимость выросла более чем на 37%. На втором месте с незначительным процентным отрывом оказался Google. Стоимость этого бренда выросла за год на 36%. На третьем месте с показателем роста 32% расположился Research In Motion. Далее в рейтинге следуют J.P. Morgan (29%), Allianz (28%) и Visa (26%).
Но первое место в рейтинге брендов, стоимость которых увеличивается быстрее других, еще не обеспечивает первенства в списке самых дорогих брендов. По версии Interbrand, более 37% роста Apple обеспечили бренду только 17 место в рейтинге наиболее дорогостоящих брендов мира. Его стоимость составляет $21,1 млрд. Констатируя данный факт, исследователи не отрицают, что этот год у Apple удался: была и резонансная маркетинговая политика, и потребительский ажиотаж.