Дисциплина управленческого ума

Для того чтобы «приживить» на рынке новую управленческую теорию, нужно запустить хорошоуправляемый процесс. Как это произошло с теорией ограничения систем.


На месте не стоит ни теория, ни практика управленческой науки. Работа уже давно знакомых технологий всегда дополняется новыми «прорывными» идеями. Не изменяя основополагающего фундамента, в работу компаний может привноситься как здравый смысл, так и далеко «не здравые» (нестандартные) подходы к решению задач.


Пути выхода новых теорий на рынок могут быть различными. Используя одни и те же каналы и схемы продвижения, гарантировать одинаковую успешность нельзя. Не исключено — некая теория может оказаться чрезвычайно полезной и рынку вообще, и каждому игроку в отдельности. Но для этого компаниям, а точнее их руководству, еще необходимо узнать о ее существовании и о том, что же именно она может принести. И это при нарастающем темпе работы отечественного менеджмента.


В качестве относительно успешного примера рассмотрим вывод на украинский рынок теории ограничений систем (ТОС).


Разными дорогами к единой «Цели»


В качестве движущей силы ТОС в Украине выступили консультанты компании Apple Consulting. Интерес к теории был инициирован книгой Элии М. Голдратта «Цель: Процесс непрерывного улучшения». После этапа любительского чтения книгу начали рекомендовать коллегам по бизнесу и целому ряду клиентов. В силу постоянного дефицита времени подобная деловая литература либо совершенно не читается руководителями высшего звена, либо просто пролистывается. С «Целью» все произошло совершенно иначе. Резонанс был настолько ощутимым, что потенциальные клиенты сами стали выходить на эстонское консалтинговое агентство Goldratt Baltic Network, в то время — единственного издателя русскоязычной «Цели».


Элия Голдратт: «Главное — понимать суть организации и ее способность генерировать деньги».

Собственно, история ТОС в Украине началась с приглашения Хейти Пакка, ныне регионального директора Goldratt Consulting по странам Восточной Европы, для проведения ряда семинаров по теории. Подобное проявление интереса стало сигналом для Goldratt Consulting к тому, что украинский рынок уже готов и здесь можно начинать развивать услуги по внедрению ТОС.


Одновременно с этим неофициальное знакомство украинского рынка с теорией проходило и по другому каналу. В рамках образовательных курсов по менеджменту преподавателями использовались материалы Элии М. Голдратта. Но без акцента на происхождении теории. «Существует учебник Чейза, Эквилайна и Якобса по операционному менеджменту, где консалтинговая (практическая) часть описывает рекомендации Голдратта по повышению эффективности управления проектами. Я преподавал эти материалы с 2003 г., не сосредотачивая при этом внимание на ограничениях. После приезда Голдратта с мастер-классом мы поняли, что возможности системы намного шире, чем только управление проектами», — говорит Сергей Гвоздев, заместитель декана Киево-Могилянской Бизнес-Школы.


Не уникальностью, но комплексностью


Почему Apple Consulting выбрала для внедрения ТОС? В свое время перед консалтинговыми компаниями часто возникал вопрос: почему внедрением систем бюджетирования, сбалансированных показателей и повышением уровня организационного развития компаний достигаются только локальные улучшения? На этот вопрос ответила Юлия Плиева, генеральный директор Apple Consulting: «Мы долго анализировали различные управленческие технологии и подходы и пришли к выводу, что нужна некая комплексная идея или философия управления бизнесом. Все управленческие технологии необходимы. И это бесспорно. Однако их применение даст эффект только тогда, когда четко понятно их место и роль в общей системе управления компанией, а также то, как их применение отразится на финансовом результате компании. Справедливости ради надо отметить, что ТОС не является чем-то абсолютно уникальным. Вполне прогнозируемая реакция читателя книг «Цель» и «Цель-2» звучит примерно так: «И это естественно» или «Само собой разумеется». Иногда компании даже заявляют, что они так и делают. Но это не всегда верно. Да, конечно, подходы ТОС не уникальны, некоторые даже перекликаются с другими концепциями. Главное же отличие ТОС, на мой взгляд, состоит в системности и комплексности подхода, чего не дает ни одна другая управленческая технология. У ТОС также есть решения для производства, дистрибуции, финансов, управления проектами. Но все эти решения основаны на единой концепции — глубоком понимании сути организации и ее способности генерировать деньги».


Юлия Плиева: «Все решения ТОС основаны на единой концепции».

Идея, лежащая в основе ТОС, сильно отличается от традиционных методов управления. И поэтому от момента знакомства с теорией до перехода к активной работе с ней должно пройти около двух лет. Причем речь идет не только о размышлениях над сменой существующих систем управления, но и об общем повышении культуры ведения бизнеса. Время, отведенное на «проживание» с теорией, — это как раз те годы, которые в большинстве украинских отраслей требуются для укрупнения рынков и глобализации конкуренции. Когда эти процессы достигнут должного уровня развития, вопроса «быть или не быть теории» у операторов рынка не возникнет.


Развитие шаг за шагом


После появления первых признаков заинтересованности украинского рынка в новой теории Apple Consulting начала подготовку серии мероприятий, направленных на популяризацию ТОС. Необходимо было организовать приезд автора и идеолога. Кроме Apple Consulting, за эту задачу взялись Хейти Пакк, журнал «Комп&ньон» и еще две консалтинговые компании — InnoWare и «Стратегический Партнер». Одновременно с этим, снова-таки при поддержке Apple Consulting, издательский дом «Максимум» выпустил первое в Украине издание книг «Цель» и «Цель-2» с кейсами о внедрениях ТОС в мире.


Посетил Украину Элия М. Голдратт 21 апреля 2005 г. Это была его первая страна на территории постсоветского пространства. Приехал он сюда со своими проектами «Действенное видение» — обращение текущего оборота компании в чистую прибыль за четыре года.


Но не все способствовало успешности продвижения ТОС по просторам отечественного рынка. Первый мастер-класс Элии М. Голдратта был воспринят аудиторией неоднозначно. Дело в том, что доктор Голдратт пытался заинтересовать публику той информацией, которая была наименее для нее актуальной. Многие примеры были построены на сервисе, а не на производстве. Создавалось впечатление, что идея применима только для сервисной сферы, а для производства она не работает. Хотя при разработке теории акцент делался с точностью до наоборот.


Кроме того, на первых этапах мешало имевшееся на рынке отношения к ТОС как к некой чистой теории, а также отсутствие опыта и детальной методики у консультантов. Последнее было наиболее проблематичным, поскольку реализация проектов внедрения предусматривает обязательное участие местных консультантов.


Решения необходимо было искать не для каждого из возникших вопросов в отдельности. Как и в реализации самой теории, так и в ее продвижении подход требовался комплексный. Для Apple Consulting составляющие комплексного продвижения ТОС были следующими:
• создание практики ТОС в собственной компании;
• обучение команды специалистов в Goldratt Schools с последующим сертифицированием международной организацией TOCICO;
• спонсирование второго тиража книги «Цель-2»;
• разработка и проведение второго цикла тренингов «Дело не в везенье», где рассказывалось о методике и возможностях подходов ТОС в управлении производством, дистрибуцией, финансами, маркетингом и продажами;
• инициирование организации и проведения (совместно с Conference House и журналом &.СТРАТЕГИИ) первой международной конференции по ТОС в Украине. В рамках конференции освещались результаты, достигнутые отечественными и западными компаниями;
• реализация ряда мини-проектов по внедрению локальных ТОС-решений;
• реализация трех комплексных проектов с украинскими компаниями по внедрению ТОС;
• проведение ряда корпоративных тренингов и процессов выработки планов внедрения ТОС в командах клиентских компаний.


Дисциплина мыслей


Как бы убедительна ни была теория, проверить ее на примерах было изначально сложно (это сейчас уже есть корпорация «Артериум», компании «Рудь» и «Луцк Фудз», решившиеся на использование теории ограничений).


Слабость отечественного менеджмента заключается даже не в том, что процессы анализа используются редко. А в том, что процессы эти остаются без формализации. Если понимание того, что система подчиняется работе ограничений (один из основных постулатов ТОС), возникает только в умах руководства, то управление сводится к механическим методам. У менеджера, стремящегося достигнуть оптимальных целей без передачи и формализации знаний, остается только один выход. Заключается он в непосредственном личном присутствии при реализации каждого этапа бизнес-процессов. Элия М. Голдратт предложил способ не столько того, как обучить анализу, сколько того, как передать это на будущее.


Важно было понять, что ТОС позволяет взглянуть на проблемы глубже, дисциплинировать мысли и таким образом научиться разбираться в причинах. Именно такой дисциплины мысли у нас часто не хватает. Сергей Гвоздев: «Дело ведь не в том, что кто-то плохо управляет производством, и ТОС научит делать это хорошо и правильно. А в том, что, как бы вы ни управляли, в любых процессах все равно будут возникать новые противоречия. Успешность придет тогда, когда и руководитель, и люди, с которыми он работает, научатся не реагировать на проблемы, а попытаются понять их глубинную природу. Только когда видение проблемы будет глубже, чем она кажется на рынке, принимаемые решения могут стать убийственными для конкурентов».


Еще одной проблемой, влияющей на неготовность рынка к полноценному принятию ТОС, является то, что отечественный бизнесмен до сих пор не слишком верит в популярные и действенные западные методики. Юлия Плиева: «Он склонен верить только тогда, когда увидит и «пощупает» результат. Можно сказать, что сейчас это уже начало происходить. И дальнейшее развитие концепции в Украине будет идти благодаря тому, что конкретные результаты есть именно в украинских компаниях». 







ТОС будут использовать для достижения представленности товаров


Александр Свирида, председатель наблюдательного совета ОАО «Луцк Фудз»:
— В планах компании «Луцк Фудз» (ТМ «Руна», «Маселко» и др.) на ближайшие 3 года — увеличить оборот в 5 раз по сравнению с показателями 2005 г. Достичь намеченных показателей малой кровью предполагается путем воплощения в жизнь основополагающих принципов ТОС. По оценкам консультантов Apple Consulting, одно лишь устранение фактора упущенных продаж дает возможность в течение трех месяцев после внедрения увеличить продажи на 40%, а помимо этого, усовершенствовать логистические операции, снизив запасы в цепочке поставок минимум в 2 раза. Проект комплексной стратегии развития компании предусматривает реорганизацию производства, вывод на рынок новых продуктов, уменьшение запасов, сокращение цепи поставок и др.


Команда разработчиков новой стратегии состояла не только из консультантов, но и из менеджеров компании. Разработка же самой стратегии заняла полгода.


В процессе поиска ответа на вопрос, что же именно мешает достижению поставленных целей, обнаружились 54 преграды. Из них была выстроена карта промежуточных целей. А на ее основе был уже сформирован общий план действий по достижению намеченных финансовых и рыночных показателей.


В рамках плана выделились два направления дальнейшего стратегического развития. Во-первых, обеспечение 100%-й представленности товара на полках торговых точек существующих каналов продаж, а также 100%-й доступности товара дистрибьюторам. Во-вторых, продвижение новых продуктов, освоение новых рынков и технологий. Для решения первой задачи консультантами и была предложена методика ТОС.

Залишити відповідь