Сегодня фестиваль «Молодость» — это хорошее кино для зрителей и неплохое место для встречи отечественных и зарубежных кинодистрибьюторов.
Несмотря на распространенность фестивального движения в Украине, «Молодость» вот уже более 10 лет остается единственным фестивалем, который официально признан Международной ассоциацией продюсеров (ФИАПФ). Со всеми вытекающими отсюда правилами и обязанностями.
Уже сегодня фестиваль оказывает серьезное влияние на формирование отечественной киноиндустрии. А его прокатная деятельность (около 24 фильмов в год) существенно влияет на вкус потребителя.
В нынешнем году главный кинофестиваль страны пройдет с 21 по 29 октября. И для отечественного киногурмана это отличная возможность увидеть в хороших залах что-то дополнительно к голливудскому кино и увидеть его достаточно много.
«&» встретился с генеральным директором «Молодости» Андреем Халпахчи, чтобы поговорить о том, какая программа будет представлена в этом году и почему интеллектуальное кино с трудом попадает в наши кинотеатры.
Курс на демократию
«&»: В понятии «международный кинофестиваль» есть ощущение некой академичности и недоступности для рядового зрителя. Каким будет фестиваль «Молодость» образца 2006 г.? Насколько это публичное и доступное мероприятие?
А. Х.: Одно из новшеств будущего фестиваля состоит в том, что он переезжает из Дома кино в «Баттерфляй Ультрамарин» (современный комплекс, где под фестиваль задействуют практически все шесть залов). Показы будут также проходить в кинотеатрах «Жовтень», «Киев» и «Киевская Русь». И это дает новый акцент фестивалю, он становится более доступным для широкой публики, демократичным.
Открытие и закрытие произойдет во Дворце «Украина». Там соберутся актеры, режиссеры, политики, бизнесмены, элитная публика.
Так что можно сказать, «Молодость» охватит самые разные слои населения.
«&»: Есть категория людей, которых условно можно назвать киноманами. Для них посещение киномероприятий сродни исполнению служебных обязанностей. Чем может привлечь фестиваль обычного зрителя?
А. Х.: В чем привлекательность фестивалей вообще? Здесь можно увидеть артхаузные, экспериментальные фильмы, которые не имеют возможности выхода в широкий прокат. Показы на фестивалях уже выделяются в отдельный, альтернативный, фестивальный прокат. Не зря сегодня многие дистрибьюторы, поставляя фильмы на фестиваль, уже просят за них деньги. Потому что для многих кинолент это единственная возможность быть показанными.
Кино, которое можно увидеть только здесь
«&»: Что интересного будет на «Молодости» в текущем году?
А. Х.: Прежде всего это конкурс дебютов, который охватывает в своей программе не менее 60 стран мира. От студенческих короткометражных до полнометражных игровых картин.
И, конечно, большой интерес вызывают многочисленные внеконкурсные показы.
Рената Литвинова (слева) и Андрей Халпахчи.
Есть большая программа «Фестиваль фестивалей», которая познакомит наших зрителей с фильмами, не выходящими у нас в прокат, но которые тем не менее являются победителями каннского, венецианского, берлинского и других крупных фестивалей. Здесь будет представлено достаточно много интересных имен. Таких как Вуди Ален, Ларс фон Триер, Роберт Олтмен и др.
Другая традиционная программа — «Новое французское кино». В большинстве это будут фильмы, которые еще не куплены для проката в Украине. Мы надеемся также, что на показы приедет достаточно много французских актеров и режиссеров. Это всегда интересно публике, потому что поклонников французского кино очень много.
«Немецкий бульвар» представит новое немецкое кино, которое развивается очень интересно и служит для нас хорошим примером.
«Русская панорама» при содействии фестиваля «Кинотавр» представит новое российское кино в кинотеатре «Жовтень». Вот где произошел настоящий взрыв в области киноиндустрии.
Классика будет представлена фильмами Лукино Висконти (ретроспектива в честь 100-летия), а также кино и выставка живописи великого французского режиссера Мориса Пиала.
Будет несколько ночей короткого метра. Очень интересное явление в современном кино. В Украине короткий метр не развивается, в то время как мировой прокат давно и успешно работает, имеется большое количество потребителей. «Длинные ночи короткого метра» включат в себя французское, немецкое, британское кино. Программа отобрана каннскими критиками из лучших короткометражных фильмов мира за 10 лет.
Наконец, сегодня можно сказать о фильме-открытии, который будет демонстрироваться во Дворце «Украина». Это большой международный проект — 18 короткометражных новелл под названием «Люблю Париж», которые сделали такие выдающиеся режиссеры мира, как Гас Ван Сент, Том Тыквер, Альфонсо Пуарон и др. Они посвящены Парижу и подаются, как отдельные любовные истории, происходящие в каждом районе французской столицы.
Спонсоры с протянутой рукой
«&»: Фестиваль пройдет под патронатом Президента Украины Виктора Ющенко, получит поддержку от Министерства культуры и туризма, Министерства по делам молодежи и семьи Украины, Киевской городской администрации. Насколько он открыт для частных вложений?
А. Х.: Частный капитал также участвует. Причем довольно существенно. Государственные деньги составляют примерно четверть бюджета «Молодости», остальные средства поступают от спонсоров. И я считаю, что это правильно. Может быть, следовало бы увеличивать долю государства хотя бы до трети, поскольку это обычная норма международных фестивалей: треть бюджета — государственная поддержка, треть — мэрия, остальное — спонсорские деньги.
«&»: Таким образом, фестиваль «Молодость» представляется культурным событием, где можно посмотреть хорошее кино и вложить деньги, выступив спонсором?
А. Х.: Безусловно. Просто я думаю, что когда выйдет номер вашего журнала с моим интервью, бюджет фестиваля будет уже сформирован. Я на это надеюсь (улыбается). Так что в этом году можно не успеть. Но ситуация действительно изменилась: если в прежние годы я буквально ходил с протянутой рукой, уговаривая какие-то коммерческие организации принять участие, то сегодня компании или их агенты сами обращаются с предложениями помочь. Далеко это не всегда выливается в какой-то конкретный проект, но заинтересованность фестивалем, безусловно, есть. Например, компания Nokia, с которой мы начинаем сотрудничать в этом году, предложила сделать небольшой проект для киевских молодых режиссеров — снять на видеокамеру мобильного телефона любовные новеллы в различных районах Киева (вот как хороший зарубежный пример отзывается и здесь). На предварительном закрытии в кинотеатре «Баттерфляй Ультрамарин» мы надеемся показать его результаты.
Не продан — не фильм
«&»: Насколько «Молодость» способствует развитию украинской киноиндустрии? В этом году было снято несколько громких отечественных фильмов (во всяком случае о них громко говорили).
А. Х.: Развитость киноиндустрии определяется не тем, сколько фильмов снято, а тем, сколько зрителей купили билеты на наше кино. В этом истинном смысле она еще очень слаба. И в первую очередь важно, когда на украинском рынке работают национальные дистрибьюторы. В Украине же сегодня более активно действуют россияне и американцы. Это значит, что и налоги платятся в этих странах. Такое обстоятельство не поддерживает развитие нашего кинематографа. Поэтому для нас очень важно, что второй год подряд мы проводим международный кинорынок. Уже в прошлом году украинские дистрибьюторы покупали фильмы напрямую.
И еще фестиваль — это лаборатория и мастер-классы, которые мы проводим для молодежи при помощи выдающихся мастеров кино. Сквозная тема мастер-классов в этом году будет посвящена сценарному искусству. Эта проблема актуальна не только для Украины, но и для всего мира. Потому что главные пробелы кинематографа лежат в области сценариев. Это видно и в том количестве украинских фильмов, которые, к счастью, уже сделаны в этом году. Очень слабые сценарии. Организаторы сценарных конкурсов также отмечают их слабость. Мы надеемся на приезд Френсиса Форда Копполы, Мурада Ибрагимбекова, Отара Иоселиани и др.
Сильнее только водка
«&»: Все-таки фестиваль «Молодость» пропагандирует и занимается прокатом интеллектуального, авторского кино. Расскажите о том, насколько уютно оно чувствует себя вне рамок фестиваля? Стало ли его больше?
А. Х.: Нет, его все-таки очень мало. Потому что таким фильмам очень трудно пробиться в кинозалы. Иногда не лучшим образом работают менеджеры кинотеатров. А зачастую большие дистрибьюторы навязывают свои картины для показа. Но если вы в четырех залах будете показывать один и тот же фильм, то потеряете зрителей. Потому что публика хочет разнообразия. Уже сегодня есть зритель, который посещает кино несколько раз в неделю. Тем не менее даже хорошее кино проходит со скрипом.
«&»: Что значит «со скрипом»?
А. Х.: В лучшем случае можно выбить 1-2 киносеанса в одном кинотеатре.
Кроме того, есть такая проблема. Если, например, «Властелин колец» выходит на 100 копиях, то его можно показывать одновременно во многих кинотеатрах. А «Матч пойнт» Вуди Аллена прокатывается одной копией. И у некоторых кинотеатров проявляются какое-то ложные амбиции: мы хотим работать только первым экраном. При этом не учитывается, что картина после первого показа в Киеве себя не исчерпала и может успешно пройти в разных его районах. Тем не менее кинотеатры просто не хотят брать картину вторыми.
«&»: В какую сторону движется процесс? Наблюдаете ли вы изменения?
А. Х.: Во-первых, публика меняется. Хотя многие до сих пор ходят просто в кинотеатр, потому что любят обстановку, поп-корн, кока-колу и т. д. Но все-таки целый ряд зрителей идет на конкретный фильм, отыскивая его в репертуаре.
Во-вторых, самое большое количество залов у нас сегодня в кинотеатре «Баттерфляй Ультрамарин» (там их шесть). Формально он даже не может называться мультиплексом, потому что в мире таковыми считаются комплексы, включающие не менее семи залов. Чаще их насчитывается от 9 до 14. Подобные пока планируются в Украине. Так вот, когда появятся такие большие мультиплексы, там всегда один зал будет работать на какое-то специфическое кино.
В-третьих, кинотеатры сейчас не передаются в долгосрочную коллективную аренду. Естественно, было бы правильно делать это, запретив перепрофилирование. В свое время в Советском Союзе доходы от продажи билетов в кинотеатры были на втором месте в бюджете страны после продажи водки! Сегодня это небольшая часть из-за неправильного поведения государства.
Как Вуди Аллен победил «Властелина колец»
«&»: Умному человеку хочется умного кино. Насколько платежеспособен его спрос?
А. Х.: Конечно, эти фильмы не могут выдержать месяц проката в 20 залах Украины или 100 в России. Безусловно, у блокбастера значительно больше потребителя. Но рыночный потенциал артхауза в Украине ограничен еще и тем, что о нем мало рассказывают. Зритель просто не ориентирован, не знаком с мировым процессом, зачастую не может узнать, когда в прокат выходят отдельные интересные картины.
Повышение комфортности вернуло зрителей в кинотеатры.
Вот и сейчас было вручение премии «Телетриумф» — самые различные номинации для телевизионных проектов. При этом, обратите внимание, что не существует номинации «Программа о кино». Сегодня на украинском телевидении практически нет программ, аналогичных советской «Кинопанораме». Очень мало их и на российском телевидении. Телевизионщики не доверяют возможности высокого рейтинга таких программ, не понимая, что с развитием инфраструктуры кинематографа они будут становиться все более популярными. Сегодня зритель знает Алена Делона и Шэрон Стоун, но совершенно не знаком с большими актерами современности.
В прошлом году к нам приезжал самый популярный французский актер Жерар Жуньон. Для нашего зрителя и прессы, пишущей о кино, он оказался неизвестным персонажем. Одна журналистка, узнав, что он самый высокооплачиваемый актер во Франции, не будучи знакома с его творчеством, не нашла ничего лучшего, чем спросить: «Вот говорят, что вы самый высокооплачиваемый актер Франции. Тогда почему на вас такой бедный костюмчик»?
Тем не менее аудитория, разбирающаяся в кино, существует. Возьмем, к примеру, упомянутый «Матч поинт» Вуди Аллена. Картина прошла очень хорошо. И при этом одна его копия собрала больше, чем одна копия «Властелина колец». Этот очень важный показатель означает, что у нее есть свой зритель.
Прокат будет развиваться в Украине, и это связано с потребительскими возможностями зрителей. Цены пока что мне кажутся несколько неадекватными для нашего жизненного уровня.
Хорошо сидим?
«&»: Уютно ли сейчас ходить в кино? Насколько удобны залы и соответствуют ли они требованиям комфорта?
А. Х.: Это очень важный вопрос. Например, в Европе наблюдалось сокращение количества кинотеатров в 1980-е годы. Резко снизилась посещаемость. Особенно пострадали кинотеатры в спальных районах с одним большим залом. Видимо, спад был вызван развитием телевидения и видеотехники, которые перетянули зрителя из залов в собственные квартиры. И именно повышение комфортности и новое техническое оснащение вернули зрителя в кинотеатры. В этой области у нас долго было сумасшедшее отставание. До недавнего времени не существовало ни одного зала Dolby Digital. Первопроходцем стал «Кинопалац». И вскоре подобные залы стали появляться как грибы после дождя. Очень много комфортных как старых кинотеатров, так и новых минимультиплексов, построенных по совершенно новому принципу, с новыми креслами, хорошим звуком, с кафе, боулингом, комнатами детского отдыха и т. д. Сегодня поход в кинотеатр (достаточно дорогой для большинства населения) — действительно культурное мероприятие, приносящее большое удовольствие. Некомфортных кинотеатров осталось очень мало. Хотя это произошло с большим опозданием.