Поглощения
Большой передел на музыкальном рынке
Крупнейший медиаходинг Европы Bertelsmann согласился продать музыкальное издательство BMG Music Publishing своему конкуренту — французской Vivendi за 1,63 млрд. евро. На финальном этапе тендера Vivendi обошла шесть других компаний-претендентов (в том числе Warner Music и Viacom).
По мнению аналитиков, в выигрыше от слияния окажутся обе стороны. Так, принадлежащая Vivendi рекординговая компания Universal Music Group теперь не только закрепит свое лидерство в $33-миллиардном секторе звукозаписи (с долей более 25%), но и выйдет на первое место в его издательском сегменте. Здесь эксперты Credit Suisse пророчат объединенной компании 24-28% рынка, что позволит потеснить EMI Group и Warner Music. Теперь Universal сможет диктовать свои условия покупателям прав на музыку и тексты композиций, использующихся в телепрограммах, рекламе и кинофильмах. К тому же музыкальный издательский бизнес приносит стабильный доход, тогда как другие сегменты индустрии борются за выживание в борьбе с пиратами и новыми технологиями. Еще один плюс — правила его регулирования менее строги по сравнению с другими сегментами, учитывая, что издательские подразделения не имеют дела с конечными потребителями продукта. Именно стабильная прибыль от этого бизнеса в 30 млн. евро позволила Sony BMG показать прибыль в первой половине нынешнего года, в то время как другие подразделения зафиксировали убытки или отсутствие роста.
Между тем для немецкого Bertelsmann продажа столь доходного бизнеса позволит получить свободные финансовые средства. Деньги необходимы, чтобы расплатиться с раннее взятыми банковскими кредитами и избежать IPO. В июне 2006 г. Bertelsmann потратил 4,5 млрд. евро на выкуп 25%-го пакета акций у бывшего совладельца — бельгийского холдинга Groupe Bruxelles Lambert.
Власть и бизнес
Итальянцы идут в Германию
Крупнейший телекоммуникационный оператор Италии Telecom Italia покупает компанию AOL Germany — немецкую «дочку» Time Warner. Сделка обойдется оператору в 675 млн. евро наличными и увеличит количество его немецких абонентов на 2,4 млн. (до 3,2 млн. человек). Это сделает Telecom Italia вторым по величине интернет-провайдером Германии.
Приобретение является частью новой стратегии Telecom Italia, объявленной 11 сентября председателем совета директоров Марко Трончетти Проверо. Стратегия предполагает фокусирование на предоставлении медиауслуг и услуг высокоскоростного доступа в Сеть. Как известно, бывшие европейские телефонные монополисты (France Telecom, Telefonica de Espaсa и др.) активнее переключаются на разработку новых медиасервисов, стремясь компенсировать снижение доходов от традиционной телефонной связи.
Информация о сделке появилась на фоне громкого скандала, разгоревшегося вокруг телекоммуникационного гиганта. Telecom Italia в том же сентябре объявила о разделении бизнесов фиксированной и мобильной связи для дальнейшей продажи последнего. Такие планы обоснованы необходимостью погасить долги в размере 41 млрд. евро и профинансировать экспансию на интернет-рынок Европы. Однако правительство Италии посчитало, что продажа активов может состояться в пользу иностранных компаний. (В частности, продажа Telecom Italia Mobile будет означать, что на итальянском рынке мобильной связи не останется ни одного местного оператора.) Советник премьер-министра Анджело Ровати направил Трончетти письмо, в котором предложил выделяемые подразделения продать государственному инвестфонду Cassa Depositi e Prestiti. Такая, по сути, национализация, по мнению советника премьера, также позволит сократить долг компании, но при этом не допустит продажи ключевых активов зарубежным игрокам. В знак протеста против вмешательства в дела фирмы Трончетти подал в отставку. Теперь, как пишут итальянские СМИ, члены итальянского правительства предстанут перед специальной парламентской комиссией, которая выясняет, почему государство столь активно вмешалось в дела частной фирмы.
Приобретения
Китайцы остались без Rover
Немецкий автоконцерн BMW продал американскому Ford права на использование английского торгового знака и названия Rover. Сумма сделки не раскрывается. Американцы намерены интегрировать Rover в свое подразделение Premier Automotive Group, выпускающее автомобили Jaguar, Volvo и Aston Martin. «Однако Ford не намерен воссоздавать Rover таким, каким он был, — классическим представителем авто класса люкс. Новая машина станет частью линейки Rover, в которой будут представлены автомобили Land Rover, Range Rover и т. д.», — заявил источник, близкий к Ford.
Немцы в последнее время вели переговоры сразу с несколькими компаниями, проявлявшими интерес к приобретению Rover. Но право преимущественной покупки этого фирменного знака принадлежало именно Ford Motor. Оно было закреплено за автогигантом в 2000-м, когда тот заполучил в собственность подразделение по выпуску машин Land Rover.
По мнению экспертов, Ford задумался о приобретении прав на марку Rover, дабы не позволить китайским автопроизводителям продавать в Европе под этим брендом собственные авто, не отличающиеся высоким качеством сборки. Это могло негативно сказаться на имидже марки Land Rover. Выкупив марку Rover, Ford прежде всего перешел дорогу китайскому автопроизводителю Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC), который в августе изъявил желание заключить 20-миллионную сделку с BMW. В 2005 г. SAIC за $116 млн. выкупил права на производство ряда моделей Rover, после того как в группе MG Rover была введена процедура банкротства. Тогда же другой китайский автопроизводитель Nanjing Automobile Group приобрел производственные мощности компании-банкрота с целью запустить производство автомобилей для последующей продажи в Европе.