Правительство наметило цели

Кабмин готов работать над ужесточением налогового и административного давления на бизнес.


Новый Кабинет министров подготовил Государственную программу экономического и социального развития Украины на 2007 г. Именно в ней правительство обнародует план экономических реформ и плановые макроэкономические показатели на следующий год.


Главный упор программа делает на стимулирование инноваций и инвестиций с акцентом на воссоздание свободных экономических зон и территорий приоритетного развития, а также на создание технопарков и кластеров. Здесь есть ряд позитивных и относительно новых идей: разрабатывается страхование рисковых инновационных проектов, создаются институты трансфера технологий, планируется наконец-то разработать систему оценки успешности инновационных проектов. Для привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальный сектор правительство планирует еще до конца 2006 г. принять закон, позволяющий передавать в частное управление, концессию коммунальные системы поставки и отвода воды. Вообще, концессия в понимании правительства станет еще одним механизмом привлечения частных инвестиций и более сильного менеджмента в госсектор. Для этого планируется расширить перечень объектов, которые можно передавать в концессию.


Согласно госпрограмме возможны и значительные изменения в налоговой политике. Так, уже в январе 2007 г. Минфин собирается заняться «комплексным реформированием упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого бизнеса, в частности, усовершенствованием порядка ведения упрощенного бухгалтерского учета и финансовой отчетности». Еще один налоговый акцент — борьба с оффшорами. Кроме привычной жесткости в возмещении НДС бизнесу, экспортирующему в оффшоры, правительство обещает внедрить также и «стандартные методы определения базы налогообложения для таких плательщиков». Еще одно нововведение, вошедшее и в Госпрограмму, и проект госбюджета, — требование для плательщиков НДС подавать Государственной налоговой администрации «расшифровки налогового кредита и налоговых обязательств в разрезе контрагентов за соответствующий отчетный период в электронной форме». Фактически ГНАУ создает мощнейшую информационную базу того, что, где, когда, у кого и за сколько? Кроме того, уже в следующем году ожидается принятие законов о введении двух налогов на имущество — для физических лиц (пойдет в местные бюджеты) и предприятий. А вот о принятии закона «О едином социальном взносе» (фактически он был одной из главных налоговых «фишек» Президента) — ни слова. В регуляторной политике процесс пересмотра и отмены лишних регуляторных актов, похоже, будет свернут. По крайней мере упоминаний о его продолжении в соответствующем подразделе программы не найти, впрочем, как и словосочетаний «единое окно» или «единый офис».


Промелькнувший в ориентирах фондовой политики тезис о необходимости принятия нового закона «Об акционерных обществах», который защитит права миноритарного акционера, скоро, похоже, начнут называть «переходящим красным знаменем». Этот пункт кочует из программы в программу самых разных политических сил — а воз и ныне там. Более того, сейчас в парламенте лежит законопроект министра транспорта Николая Рудьковского, предлагающего для компаний, работающих на нефтегазовом рынке (если государству принадлежит контрольный пакет в компании), опустить барьер правомочности собраний акционеров с 60 до 50%. Защита миноритариев хоть и декларируется, но на практике возможно ухудшение даже существующих условий распоряжения их акциями.


Исходя из подраздела 1.1.8 поданного проекта программы, правительство В. Януковича не считает проблемой излишнюю монополизацию украинской экономики и «конкурентную среду» собирается создавать только на транспорте. Судя по подразделу 1.2.3 проблемой, в понимании правительства, для украинской промышленности не является также и подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию. Нейтрализовать негативные последствия от вступления в ВТО правительство планирует лишь в легкой и химической промышленности.


Что касается макроэкономических ориентиров, то, похоже, правительство планирует продолжить начатую в 2004 г. политику «откладывания инфляции», когда потребительские цены административно сдерживаются, а цены производителей продолжают расти. По крайней мере на это указывает то, что цены производителей (+14,4%) в 2007 г. будут расти почти в два раза быстрее потребительских (+7,5%).


Если рассматривать планы правительства в обеспечении промышленного роста, то у экспертов возникает больше всего вопросов относительно намерения Кабмина увеличить в 2007 г. на 27% производство бензина и дизельного топлива Для сравнения: за 7 месяцев текущего года производство бензина в Украине упало на 13,8%, дизельного топлива — на 23,7%. Механизмы такого резкого изменения сложившейся за последние 3 года негативной тенденции в Госпрограмме не обозначены.


Немало вопросов вызывают также и планы правительства, касающиеся внешней торговли. Так, эксперты сомневаются в возможности замедления темпов роста импорта в следующем году до 7,3% (за 7 месяцев текущего года рост импорта составил 21,3%) и выхода государства на позитивное внешнеторговое сальдо. Во-первых, по прогнозам специалистов МВФ, в 2007 г. продолжится рост цен на энергоносители (а на них приходится 30% украинского импорта); во-вторых, ожидается продолжение тенденции высокого спроса на потребительские товары длительного использования, которые в основном завозятся в Украину из-за границы; в-третьих, ожидается либерализация и расширение объемов импорта после вступления Украины во ВТО. 







Реальны ли макропрогнозы правительства на среднесрочную перспективу?


Ксения Ляпина, народный депутат:
— Макропрогноз на среднесрочную перспективу составлен явно по сценарию среднего пессимизма с учетом сегодняшних реалий и динамики в экономике. Заявленных макропоказателей можно достичь благодаря политике, которую реально обеспечить, если, с одной стороны, не проводить никаких радикальных реформ, а с другой — не ухудшать сегодняшнее состояние. Правда, существуют сомнения в способности Кабмина существенно снизить инфляцию. Но в целом если и дальше будет проводиться политика сдерживания роста социальных выплат, то это будет в определенном смысле содействовать уменьшению темпов инфляции.


Конечно, хочется, чтобы были намечены и проведены глубокие реформы в бюджетной сфере и налоговой системе, которые в состоянии потрясти экономику и привести к экономическим «ямам». Тогда возобновление экономического роста будет возможно после этапа стабилизации. Поэтому я сторонница того, чтобы сначала пойти на риск ради выигрыша в стратегической перспективе.


Из того, что мы уже сегодня увидели, становится понятно, что предлагаемая правительством политика не направлена на проведение реформ. Хотя все слышали заявления Азарова и Папиева о едином социальном взносе, об объединении социальных фондов, которые также могут повлиять на макропоказатели. Вроде бы заявления есть, но по прогнозам этого не видно.


Василий Яблонский, завотделом Национального института стратегических исследований:
— Макроэкономические прогнозы правительства и на 2007 г., и на последующие годы вызывают определенные вопросы относительно путей их обеспечения. Так, в одном из сентябрьских постановлений правительства говорится о том, что налоговое давление в 2008 г. будет снижаться. Но в Госпрограмме социального и экономического развития не указаны пути такого снижения. Более того, вводятся новые налоги на имущество, будут ужесточены меры администрирования. Косвенным подтверждением увеличения налогового пресса является и то, что в 2008 г. и по НДС, и по налогу на прибыль поступления вырастут почти на четверть.


Владимир Фесенко, глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:
— Явных критических оценок относительно предложенных правительством макропоказателей нет. Тем более что прогноз — это инструмент планирования. Например, в начале года при правительстве Еханурова планировался более низкий рост ВВП, а в итоге он оказался более высоким. Помогла внешняя конъюнктура и в целом много других благоприятных факторов. Просто не нужно драматизировать этот прогноз, так как он достаточно вероятен и профессионален.


Единственный серьезный фактор, который может повлиять на выполнение намеченных макропоказателей, на среднесрочную перспективу, — это возможное изменение цен на газ.

Залишити відповідь