Стремительный рост продаж медицинских препаратов и невысокие показателиих потребления делают отечественный фармрынок привлекательным для иностранных инвесторов.
Согласно данным «Розничного аудита готовых лекарственных средств в Украине» — панельного исследования компании RMBC — в первой половине 2006 г. объем аптечного рынка страны продемонстрировал 31%-й рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив $583,8 млн. в оптовых ценах (или $731 млн. в ценах конечного потребления). Такие высокие темпы роста аптечного рынка наблюдаются второй год подряд. При этом размер средней розничной наценки держится на достаточно высоком уровне, хоть и продолжает снижаться (с 30% в первой половине 2005 г. до 25% в первой половине 2006 г.). Объем рынка в натуральном выражении увеличился на 21%, достигнув почти 631 млн. упаковок. Неудивительно, что в ближайшем будущем развивающемуся фармацевтическому рынку Украины прогнозируют повышенный интерес международных корпораций, которым становится тесно на зрелых рынках своих стран. Так, в Европе в этом году ожидается рост продаж медикаментов на уровне 5%, а в Японии — не более 1%.
«Наши» держат оборону
Однако сегодня украинские производители удерживают достаточно сильные позиции на внутреннем рынке. В десятке производителей-лидеров представлены четыре украинские компании, держащие около 12% аптечного рынка страны. В первой половине 2006 г. данные участники продемонстрировали рост долей в аптечных продажах и укрепили свои рейтинговые позиции. На этом фоне позиции некоторых зарубежных представителей «десятки» не только не улучшились, а даже снизились. По мнению Айдара Ишмухаметова, председателя совета директоров группы компаний «Ремедиум», увеличение долей отечественных производителей в рамках TOП-10 свидетельствует о происходящей концентрации их производств. Так, в результате первого на рынке крупного слияния украинских заводов «Киевмедпрепарат» и «Галичфарм» летом 2005 г. появилась компания «Артериум», занимающая сейчас четвертую позицию в рейтинге (до этого два вышеназванных предприятия занимали соответственно 8-е и 28-е места). «Фактором дальнейшего роста украинских компаний будет обновление ассортиментного портфеля в сторону современных брендованных дженериков (воспроизведенных препаратов, на молекулу которых закончилась патентная защита) и оригинальных препаратов», — считает г-н Ишмухаметов.
Растут продажи дорогих лекарств
Товарная структура рынка медикаментов Украины является весьма стабильной на протяжении нескольких лет. Однако в ближайшее время эксперты прогнозируют изменения в культуре потребления лекарств, а с ними — и в структуре потребительских предпочтений. Во-первых, с ростом доходов населения увеличиваются продажи дорогих препаратов. Например, в 2006 г. аптечные закупки виагры увеличились на 60% по сравнению с 2005 г. В целом же среднее потребление медпрепаратов на душу населения возросло до $30 в год. Хотя это все еще вдвое меньше, чем среднедушевое потребление лекарств в России ($60) и в 4-5 раз меньше, чем у ближайших соседей в Восточной Европе ($140).
Во-вторых, структура продаж изменится в пользу профилактических препаратов. Сегодня львиную долю аптечных продаж составляют препараты для лечения болезней, большинство покупателей все еще не видят смысла в трате денег на профилактику (на долю витаминов в продажах приходится всего 5,1%). В то же время в западных странах потребители больше заботятся о предотвращении болезней, поэтому в структуре аптечных продаж преобладают превентивные лекарственные средства.