Должность — император. Призвание — имиджмейкер

«Кто не умеет говорить, карьеры не сделает», — заключил Наполеон и собрал в «Императорские максимы» все жемчужины своих неординарных мыслей.


Прославленный император Франции, властелин Европы Наполеон Бонапарт (1769-1821) в своей активной жизни не потерял ни одной минуты. Много времени и сил он тратил на самовоспроизведение собственного уникального образа и стал гениальным творцом своего блестящего имиджа в глазах восхищенной публики.


Он всегда знал, что останется в истории. И еще при жизни причислил себя к безусловным гениям, жизнь которых начинается после физической смерти. Ему повезло не узнать, что найдутся не менее гениальные умы, которые отнесутся к его личности весьма скептически. «Как? Великий человек? Я всегда вижу лишь актера, разыгрывающего собственный идеал!» — воскликнул Фридрих Ницше. И тем не менее его жизнь стала для многих символом дерзкого взлета одаренного человека из полной безвестности к вершинам славы и безграничной власти.


Книга «Императорские максимы» — лишь составная часть «наполеоновской легенды». Этим она и интересна. Он давно обещал продиктовать свои мысли и воспоминания потомкам, но удалось ему это воплотить только на острове Святой Елены. Записи были сделаны графом де Лас Казом, добровольно последовавшим за Бонапартом в изгнание. Современные исследования подтверждают принадлежность этих мыслей и высказываний Наполеону.


«От ума до здравого смысла дальше, чем думают»


Ни происхождение, ни гены, ни окружение не давало молодому Наполеону никаких шансов на успех. И он стал сам творить свою судьбу. Он рано понял, что для этого ему необходимы волчье терпение, акулье самообладание и умение быть актером, без устали разыгрывающим свою роль. В провинциальном военном училище, неудовлетворенный уровнем преподавания и подстегиваемый неутолимым желанием достичь профессионализма, он с остервенением принялся за книги, подвергая каждую кропотливому анализу. Перечень художественных и исторических книг намного превышал интеллектуальный уровень его сокурсников. Математика, военная история, философия, география — неполный список дисциплин, в которых он преуспел. Книги и бесконечные размышления в одиночестве сделали свое дело: его желание преуспеть стало манией. Появление интеллектуальной силы стало хорошей поддержкой для амбиций. Он почувствовал в себе необычайную внутреннюю силу, его уверенность в себе стала настолько сильной, что он готов был стать предводителем. Дело осталось за малым — талантливому, яростному, самоуверенному офицеру необходимо было найти дело, где он мог бы себя проявить. Главной проблемой молодого Наполеона стало получение возможности выделиться из таких же отчаянных военных.


«Случай правит миром»


У Бонапарта были особые отношения с такими понятиями, как случай, фортуна, удача. Он был активным искателем новых шансов, так цепко хватал каждую случайность, что практически каждый новый шаг приносил ему новый успех. Так, когда началось контрреволюционное восстание 1793 года в Тулоне, невероятными усилиями Наполеон убедил командующего предоставить ему возможность действовать и применил свои знания в артиллерии. В итоге после двухдневной артосады Тулон был взят штурмом, а Наполеон получил в 24 года чин бригадного генерала. С самого начала карьеры Наполеон делал ставки на незыблемый профессионализм военачальника — многогранное и искрометное качество человека, беспристрастно движущегося к победе любой ценой.


«Дерзкие предприятия мне особенно удавались»


Наполеон Бонапарт: «Стремление властвовать над умами себе подобных — одна из самых сильных страстей человеческих».

Существенным отличием в военной стратегии и тактике Наполеона-полководца было применение неадекватных и неожиданных шагов. Как Цезарь и Ганнибал, он совершал маневры, которых никак не ожидали его противники. Так, для своего появления в Италии он избрал абсолютно нелогичный с точки зрения тактики путь — через перевал Сен-Бернар в Альпах. Когда Бонапарт со своей армией появился в тылу австрийского войска, это произвело эффект разорвавшейся бомбы. И так он действовал всегда. Потому что постоянно хотел представить себя окружающим в колоритном и загадочном свете. Он действительно был, кроме всего прочего, очень талантливым актером. И на пике своего могущества, прекрасно изучив человеческую суть, ловко управлял целыми нациями, не забывая и о войске. Генералы Наполеона всегда возвращались из походов обогащенными. «Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим», — любил повторять о себе Бонапарт. Он всю свою искрометную жизнь решал три основных задачи: убеждал завоеванные народы, что противиться ему не стоит; демонстрировал своим войскам личную заботу о них; поддерживал собственный имидж великого воителя, которому дано свыше право распоряжаться судьбами многих людей и перед которым должны преклоняться все. Таким образом, будучи крайне демонстративной личностью, Бонапарт осознанно направлял свою деятельность так, чтобы попасть в зону особого внимания всей Европы. И в короткий срок добился этого. Дальше ему оставалось только играть роль до конца, используя весь свой актерский талант, что у него великолепно получилось.


«Вдохновение — это быстро сделанный расчет»


Вдохновение для Наполеона было обычным перманентным состоянием. Он сам непрестанно твердил, что работает всегда, все просчитывает и все предвидит: «Если кажется, что я всегда ко всему подготовлен, то это объясняется тем, что раньше чем что-либо предпринять, я долго размышлял уже прежде; я предвидел то, что может произойти. Вовсе не гений внезапно и таинственно открывает мне, что именно мне должно говорить и делать при обстоятельствах, кажущимися неожиданными для других, — но мне открывает их мое размышление. Я работаю всегда, я работаю во время обеда, работаю, когда в театре; я просыпаюсь ночью, чтобы работать». Поэтому люди легко уверовали в миф о герое (любая нация нуждается в герое) и с энтузиазмом заботились о продолжении этого мифа.


Продиктовав свои воспоминания, Наполеон сам предрек их славу: «Поистине необычайной оказалась бы книга, в которой не нашлось бы места для вымысла».

На острове Святой Елены в связи с обострением болезни мысль перестала ему повиноваться и он прекратил диктовать воспоминания. Поэтому последние годы жизни императора ушли в небытие. Известно лишь, что Наполеон старался поддержать бодрость в окружающих и острил над своей болезнью: «Рак — это Ватерлоо, вошедшее внутрь». Он как никто умел противостоять жизненным невзгодам, смерти не боялся, но и не ставил себя выше ее, и хотел научить этому потомков: «Я не люблю, когда притворяются, что презирают смерть: уметь переносить то, что неизбежно, — в этом заключается важнейший человеческий закон». Перед самой кончиной великий полководец стал диктовать проект переустройства национальной гвардии во Франции в целях наиболее рационального ее использования при обороне территории от неприятельского нашествия. Последние слова, которые удалось расслышать стоявшим близко от постели императора, были: «Франция… армия… авангард…». Блестящий имиджмейкер продолжал играть свою роль, даже когда на сцену опустился занавес.  







Об искусстве управления

• «Весьма трудно управлять, если это делать добросовестно».
• «На свете есть великое множество людей, воображающих, что они наделены талантом править, единственно по той причине, что они стоят у власти».
• «В управлении не должно быть полуответственности: она с неизбежностью ведет к утайке растрат и неисполнению законов».
• «Человеческий дух не созрел еще для того, чтобы управляющие делали то, что должны делать, а управляемые — то, что хотят».
• «Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности».
• «В интересах государства, чтобы должностные лица постоянно сменялись: если этот принцип не соблюдается, то неизбежно появляются удельные владения и сеньориальное правосудие».
• «Для того чтобы народ обрел истинную свободу, надо, чтобы управляемые были мудрецами, а управляющие — богами».


Об искусстве отношения к успеху, случаю и славе

• «В ранце каждого солдата лежит жезл маршала».
• «Честолюбие столь же естественно для человека, как воздух природе: лишите его дух первого, а физику второго, и всякое движение прекратится».
• «Тот, кто не стремится снискать уважение современников, не достоин его».
• «Случай правит миром. Случай — единственный законный повелитель во всей вселенной».
• «Надобно следовать за фортуной со всеми ее капризами, поправляя ее, насколько возможно».
• «Здравый смысл создает одаренных людей; самолюбие же — лишь ветер, который надувает паруса и ведет их корабль прямо к пристани».
• «Человек высшего порядка бесстрастен по всей натуре: его хвалят, его порицают, мало что имеет для него значение, он прислушивается только к голосу своей совести».

Залишити відповідь