Торги в Европе в пятницу 22 октября завершились снижением фондовых индексов. Многие инвесторы фиксировали прибыль после предшествующего роста котировок акций.
Общеевропейский индекс Stoxx Europe 600 закрылся снижением на 0,3% до 266,75 пункта, германский DAX — на 0,1% до 6605,84 пункта, французский CAC-40 — на 0,3% до 3868,54 пункта, британский FTSE 100 — на 0,3% до 5741,37 пункта.
В последний торговый день недели инвесторы фиксируют прибыль на ожиданиях результатов встречи министров финансов и глав центробанков стран G20, основной темой которой является прояснение ряда проблемных вопросов по поводу валютных курсов.
Ключевым вопросом является валютная политика. И дело теперь не только в критике поведения Китая со стороны США. Как отмечают в JP Morgan, валюты развивающихся держав недооценены в среднем на 31% по паритету покупательной способности МВФ.
Существует также напряженность между такими конкурентами, как Япония и Корея. Последняя за счет интервенций сдерживает вону даже после того, как та подешевела к доллару на 40%. Необходимо решать проблему валютной политики всем вместе. Но как этого добиться, чтобы не спровоцировать при этом дестабилизирующий приток капитала?
Одной из главных проблем аналитики называют низкие учетные ставки в развитых странах, что заставляет инвесторов вкладывать средства в экономику развивающихся стран в поисках наибольшей прибыли. А Китай сопротивляется оказываемому на него давлению. И отказывается поднимать курс юаня.
Во-вторых, на повестке дня необходимость стимуляции внутреннего спроса в развивающихся странах для создания рынков сбыта для экспорта развитых стран. Это важно, чтобы устранить дисбаланс во внешней торговле. В некоторой степени, этого можно добиться благодаря укреплению валют развивающихся стран, но западные чиновники также хотели бы, чтобы здесь изменилась культура сбережения средств. В частности, можно создать структуру социального обеспечения в Азии, тогда у граждан не будет такого желания копить, как сейчас. Развивающиеся страны также должны впустить на свои рынки больше импортных товаров и услуг.
В-третьих, некоторые политики выступают за введение новых глобальных правил регулирования профицита и дефицита платежных балансов. Целью этих мер является избавление от дисбалансов в мировой экономике. Но как показал Европейский кризис, пока данные механизмы не разовьются в полную силу, они практически бесполезны. Как определить приемлемый уровень дефицита или профицита? И как заставить страны изменить свою политику, если им нравится получать краткосрочные выгоды от быстрого роста?
Как сообщил глава Министерства финансов США Тимоти Гейтнер, на саммите большой двадцатки, который состоится в выходные, он предложит новые шаги по ребалансированию мировой экономики, чтобы снизить ее зависимость от США, ввести так называемые «нормы» валютной политики и собирается убедить всех вокруг, что США не собираются достичь процветания путем девальвации доллара.
В своем интервью журналу The Wall Street Journal г-н Гейтнер заявил, что странам крайне необходимо ввести нормы валютной политики. «Сейчас нет четко определенного понятия, что честно, а что нет», — говорит он.
Он также заявил, что США будут настаивать на том, чтобы в индустриальных и развитых странах были установлены рамки для профицита и дефицита торгового баланса. Таким образом, можно будет измерить, насколько быстро мы движемся к цели — более сбалансированному росту мировой экономики.
Г-н Гейтнер встретится со своими коллегами на саммите большой двадцатки в Южной Корее. Большинство экспертов не верят в то, что участникам саммита, среди членов которого такие разные страны, как Аргентина, Франция и США, смогут ослабить напряженность, создавшуюся на валютном рынке. Министр финансов Бразилии предупреждает, что может разразится «мировая валютная война». Премьер министр Индии заявил, что «обеспокоен ситуацией в мире». Глава Банка Англии прочит политику протекционизма, если не будет пересмотрен план «действий в общих интересах».