Марк Ле грасье, генеральный директор Рено Украина: «В Украине, чтобы достигать высоких результатов, нужно думать по-украински»
Во время войны солдатам засчитывают год службы за три. На ваш взгляд, с каким коэффициентом производителям автомобилей можно засчитать те последние два года, которые они проработали в Украине?
Минувший год был действительно очень сложным практически для всех автомобильных компаний. После стремительного подъема на протяжении
В феврале 2009 г. мы поняли, что без действенных мер не обойтись. Без поддержки наша дилерская сеть просто умрет, а затем такая же участь постигнет и нашу компанию. Поэтому было принято решение продолжать инвестировать в развитие бизнеса и марки Renault в Украине. Перед нами стояли две основные задачи: во-первых, это поддержка дилерской сети и оптимизация наших затрат; во-вторых, уменьшение количества автомобилей на складе, которые были заказаны под планы докризисного периода. Мы зафиксировали зарплаты сотрудникам Рено Украина в гривне, заморозили их повышение, но не уволили ни одного человека, понимая, что высокопрофессиональный и лояльный персонал — это надежная опора не только во время кризиса, но и при выходе из него. Кроме того, наладили настоящие партнерские отношения с дилерской сетью, что способствовало созданию настоящего командного духа в компании. Да, было болезненно. Эти решения стоили нам многого, но другого выхода мы не видели. Я помню свои бессонные ночи… Поэтому считаю, что коэффициент — год за три. Это как минимум. И не только для меня, но и для моей украинской команды — директоров функций, на которых я опирался во всех своих решениях"
Чем лично вам понравились эти два года?
Это необычное время: сильное волнение и нервная дрожь; обостренное ощущение скорости во всем, особенно в принятии решений. Трудные обстоятельства заставляют мыслить неординарно, они объединяют, создают условия для эффективной командной работы, 100%-й отдачи каждого, поддерживая бойцовский дух в коллективе. В результате получаются интересные проекты, нестандартные решения, растет качество работы.
Рено Украина в конце 2008 г. и в
Внешне многое изменилось. В конце
Большие изменения произошли и внутри компании. Мы честно коммуницировали каждому члену команды, что, несмотря на экономический спад, берем на себя ответственность сохранить весь персонал, но при этом требования организации к профессиональному уровню и производительности сотрудников будут только расти. Мы продолжали инвестировать в обучение и развитие нашего персонала… Так родилась настоящая команда профессионалов, еще более сильная, чем до кризиса. Я не могу сказать, что Рено Украина в 2008 и 2010 г. — две разные компании. Просто подросток стал взрослым и опытным — год за три.
Полностью ли завершился процесс перехода от работы с двумя брендами к одному? Как вы оцениваете его итоги?
Да, завершился, и оценка позитивная. В первую очередь это позволило нам сбалансировать рекламный бюджет и сконцентрировать усилия по единой стратегической коммуникации преимуществ моделей Renault. Мы разработали и сейчас используем уверенную и динамичную стратегию развития марки в Украине. Такой подход дал возможность дилерской сети Renault в Украине оптимизировать расходы по внедрению бизнес-процессов, нацеленных на высокое качество обслуживания клиентов, консолидировать ресурсы на продвижение в регионах.
Представляя модельный ряд Logan под маркой Renault, мы не лукавим и никого не обманываем, поскольку абсолютно уверены в качестве и надежности этих моделей. Они производятся в полном соответствии со стандартами Renault. Выпускать качественные автомобили, значит, выпускать надежные машины, которые служат долго. Именно это ценно для нашего клиента. Мы не ставили перед собой цель повысить цены при переходе с марки Dacia на Renault. Для клиентов Dacia на сервисных центрах Renault работает специальная программа лояльности.
На общем фоне дела у материнской Renault идут неплохо — продажи в первом полугодии 2010 г. выросли на 21,6%. Каков вклад в этот успех вашей компании?
Почти все страны мира показали позитивную динамику рыночной доли Renault у себя на рынках. Украина не осталась в стороне, хотя, возможно, нам достичь такого роста было сложнее, чем другим. Однако нам это удалось.
Стало ли больше в последнее время поддержки материнской компании? В чем это выражается?
Конечно, без финансовой помощи материнской компании мы не смогли бы выжить. Головной офис ставит пред нами цели, задает темп работы, определяет внешние и внутренние корпоративные стандарты, стратегию имиджа и дух марки, но предоставляет свободу принятия решений. В Украине, чтобы достигать высоких результатов, нужно думать по-украински. Я не устаю это повторять, и доверяю своей команде, «украинскому уму».
Какие финансовые схемы для продажи автомобилей вы сейчас используете?
С января 2008 г. у нас работает специализированная программа кредитования Renault Finance. Она была разработана и внедрена совместно с европейским партнером RCI Bank, дочерней структурой группы Renault. Программа предполагает стабильную льготную ставку кредитования, которая возможна за счет субсидирования производителем разницы между текущей рыночной ставкой и льготной. Изменения могут быть продиктованы лишь переменами на финансовом рынке. Основные преимущества Renault Finance заключаются в гибкости и прозрачности условий кредитования. Программа предлагает одни из самых выгодных условий на рынке автокредитования. Наибольшей популярностью пользуется кредитное предложение с 0%-й ставкой на 24 либо 36 месяцев. По данным AUTO Consulting, эта кредитная программа уже второй год подряд удерживает лидерство на данном рынке.
Как менялись акценты в вашей работе с дилерами в течение последних двух лет?
Мы наладили диалог с дилерской сетью. В сложный период стараемся поддерживать ее финансово. Для нас также очень важен уровень доходности дилерской сети. Мы продолжаем инвестировать в качество сервиса, совместно работаем над улучшением уровня предоставляемых услуг клиентам. Мы разделяем радости побед, но также вместе и в моменты поражений. Продолжаем работать над развитием каждого предприятия, понимая всю сложность конкурентной борьбы. Наша цель — быть ближе к клиенту. Этого мы сможем достичь через полное национальное покрытие. Результаты планомерной работы не заставили себя долго ждать. По результатам исследования независимой компанией уровня качества предоставляемых услуг основными импортерами компания Renault вошла в тройку лучших на автомобильном рынке Украины.
Какие модели Renault сейчас наиболее популярны в Украине? Чем вы это объясняете?
Конечно, Logan. Это наш бестселлер. Настоящий признанный народный автомобиль — надежный, качественный и экономичный. Идеальный ответ на актуальный запрос рынка. В этом году мы представили целую гамму новых моделей. Такого украинский рынок раньше не знал. Суммарно они дали нам 1365 единиц дополнительных продаж с начала года по конец сентября (это 1,2 п. п. дополнительной доли рынка). Мы гордимся нашим модельным рядом. Например, новый Scenic с огромным отрывом от соперников, набрав 30,6% голосов, получил награду «Золотой Руль 2009» в категории компактных однообъемников (MPV). Эту престижную награду присуждает немецкая газета Bild Am Sonntag, читатели журнала AutoBild и других европейских изданий, выходящих в 25 странах. Всего в голосовании приняли участие более 250 тыс. читателей из этих стран.
Из новинок большой популярностью пользуется наш новый внедорожник Duster, а также бизнес-седан Fluence. Одним из стратегически важных проектов для нас в этом году стал обновленный ряд коммерческой группы. Renault уже 12 лет подряд является маркой № 1 в Европе в коммерческом сегменте. В Украине необходимость надежных помощников в бизнесе так же высока, как и в Западной Европе. Поэтому неслучайно мы в 2010 г. решили организовать масштабную презентацию «Караван-шоу Renault», чтобы предоставить возможность людям в регионах познакомиться с широкой линейкой коммерческих автомобилей и дать возможность сделать свой выбор в пользу европейского лидера в этом сегменте. Линейка автомобилей для бизнеса теперь дополнена тремя моделями: Logan Van, Logan Pick-Up и новым Kangoo (Kangoo Express). Кроме спроса на новинки, увеличился спрос и на представленные ранее модели Traffic и Master.
Исчерпан ли список ваших премьер для украинского рынка в текущем году?
В ноябре состоится презентация Latitude — нового элегантного седана бизнес-класса, сочетающего гармоничные пропорции, классический дизайн, простор и вместительность. Он привлечет внимание тех, кто больше всего ценит в автомобиле великолепное качество материалов и комфорт во всех его проявлениях. Новый седан станет флагманом в модельном ряду Renault.