Успешных компаний, которым небезразличен окружающий мир и люди, живущие в нем, не так много. Тем ценнее опыт каждой.
Неслучайно великий знаток человеческой природы Зигмунд Фрейд пришел к заключению, что людям необходимо было специально выработать этические нормы, чтобы стала возможной социальная жизнь, которая сделает человека добродетельным и свободным. И сейчас большинство проблем современного мира не решаются без поддержки тех, кто ставит общечеловеческие ценности выше бизнес-интересов. Но они не филантропы, благотворители или романтики. Они успешны и амбициозны, хорошо ориентируются в бизнесе, достигают конкретных результатов, заработали миллиарды. Они не пессимисты: верят в свою миссию улучшения мира, а потому не отчаиваются сами и вдохновляют других – не словом, а делом. Для этого надо просто по-новому мыслить и по-новому действовать. Например, Клаус Шваб, основатель знаменитого Давосского форума, называет их «лидерами новой формации» и «новаторами общественного сектора». Потому что они необычны тем, что способны придумать и воплотить в жизнь свои инновационные идеи по решению экономических проблем, достигая одновременно результата и в социальной сфере.
Небезразличные – лидеры новой формации
Стив Ван Андел начал работу в корпорации отца (одного из соучредителей американской компании Amway) в подростковом возрасте с самых нижних позиций. Сегодня он – ключевая фигура, определяющая глобальные стратегии развития бизнеса и деятельности Amway – признанного мирового лидера прямых продаж. Работал председателем торговой палаты Соединенных Штатов, объездил США, 11 стран Европы, Латинской Америки и Азии, получив бесценный опыт управления. Он безустанно и искренне поддерживает свободную торговлю: «Наша компания была и остается ярым сторонником идеи свободного предпринимательства. Мы считаем, что наилучшие экономические результаты достигаются благодаря индивидуальной независимости людей, чему способствует экономическое развитие государства». Он – яркий представитель прогрессивной части делового сообщества, осознающий, что будущее человечества – за этическим лидерством: «Наша обязанность – отдавать частицу доходов и результатов бизнеса обществу, где мы работаем».
Специально для «&» Стив Ван Андел поделился своими мыслями о том, как могут высокие амбиции и яростное честолюбие успешного крупного бизнеса гармонировать с моральными общечеловеческими ценностями.
Все гениальное – и просто, и свободно
Мой отец Джей Ван Андел и его друг Рич Де Вос работали вместе во многих сферах начиная с 1940-х. Одной из них была успешная деятельность в качестве распространителей пищевых добавок Nutrilite. И именно этот успех с Nutrilite убедил их в том, что прямые продажи имеют большой потенциал. За этим стояли неограниченные возможности и неограниченный заработок, потому что этот бизнес не требовал особенных вложений. И когда в 1959 г. была создана компания Amway, они использовали схему продаж Nutrilite. Первоначальные цели ведения бизнеса не сильно изменились с 1959 г. Компания Amway всегда старалась предложить людям возможность недорого и с минимальным риском открыть собственное дело по дистрибуции повседневных товаров, которые способен продавать любой.
Amway вкладывает деньги в научные исследования и разработки, финансирует 57 научных лабораторий, где занято более 500 человек.
Поэтому у меня нет аргументов против свободного предпринимательства. Я не хотел бы, например, создать компанию в другой, более традиционной, сфере бизнеса. Мой отец однажды сказал: «Экономическая свобода делает для людей то, чего нельзя добиться каким-либо другим способом. Она дает им надежду и стимул». Я убежден, что свободное предпринимательство меняет жизни людей и способствует свободе. Путешествуя по разным странам мира, я пришел к выводу, что личная свобода и политическая стабильность тесно связаны, что свободное предпринимательство имеет решающее значение в формировании и продвижении современного мира вперед. Хотя и существуют государства, поддерживающие свободное предпринимательство, но еще не достигшие политической демократии, я не верю, что демократическая нация может процветать без свободного предпринимательства.
Смотреть, слушать и действовать
Мы следуем правилу отцов-основателей Amway: «Ключ к успеху – держать глаза и уши открытыми, а мысли – подвижными. Не ждать «подходящего времени», потому что на самом деле «подходящее время» – это сейчас». Соответственно наш рецепт успеха довольно прост: жизнеспособный и четкий маркетинговый план, предполагающий низкий уровень риска и небольшие начальные инвестиции в сочетании с широким ассортиментом качественной продукции для повседневного использования.
Быть социально ответственным – означает действовать честно и справедливо по отношению ко всем заинтересованным лицам.
Мы обеспечиваем наших независимых предпринимателей эффективной моделью продаж, проверенной временем. Потребители получают качественную продукцию, подкрепленную обширными дополнительными гарантиями. Мы справедливо относимся к нашим сотрудникам и предлагаем им конкурентоспособную оплату и дополнительные льготы. Придерживаемся национальных правил и законодательства, являемся надежным налогоплательщиком и помогаем местным обществам.
Успешный бизнес – это не только зарабатывание денег
Все чаще задаются вопросы: существует ли система всемирного морального кодекса и норм социального поведения в крупном бизнесе? Могут ли компании пренебрегать этими нормами? Думаю, что в наше время невозможно не акцентировать достаточного внимания на нравственности. В США были отдельные корпоративные скандалы, в которых замешаны влиятельные бизнесмены, пренебрегающие значениями понятий «честность» и «этика». Но я все же свято верю, что большинство директоров компаний хотят, чтобы их фирмы процветали и чтобы большинство компаний вели работу честно и с соблюдением принципов морали.
Начиная с 2003 г. мы нацелили наши социальные программы на детей, начав глобальную кампанию «One by One» («Один за другим»).
Для меня и моего партнера Дага Де Воса честность в бизнесе и личной жизни, справедливое и достойное отношение к людям – самые важные ценности. Возможность разделить наш успех с другими всегда была причиной большой гордости. Нас научили: если у вас есть крыша над головой и еда на столе, вы должны поделиться тем, что у вас есть, с другими. Как и мой отец, я свято верю в личную и экономическую свободу. И я также верю, что успешный бизнес – это не только зарабатывание денег, а и помощь другим людям, чтобы они могли построить собственный бизнес, желание поделиться результатами нашего бизнеса с обществом, в котором мы живем.
Не эмоции спасут мир, а мощная научная база
Я всегда подЧеркиваю, что не эмоции спасут мир. Для нас всегда было важно, чтобы за нашей продукцией стояла мощная научная база. Alticor инвестирует деньги в научные исследования и новейшие разработки продукции. В 65 лабораториях, принадлежащих корпорации, в разных странах мира работают более 500 научных сотрудников. Общее число патентов корпорации – 600. В 2006 г. завершено строительство института оптимального здоровья Nutrilite в Калифорнии, который является научно-исследовательской лабораторией мирового класса, содействующей научным разработкам бренда Nutrilite.
Конечно, все это не так просто, как кажется. Но сложные задачи и случайные неудачи всегда предоставляют возможность что-то улучшить. Отойдя в сторону, внимательно посмотреть на ситуацию с новой позиции, затем в корне все изменить. Сегодня одна из главных задач, стоящих перед нашей компанией, – быстро приспособиться к изменяющимся тенденциям. Например, индивидуализация потребителей на рынке. И мы уже производим пищевые добавки, которые отвечают индивидуальным потребностям.
И все это связано не только с финансовыми результатами, а с тем, чтобы делать то, что правильно, и чтобы служить примером для других в нашей отрасли. Начиная с 2003 г. мы нацелили наши социальные программы на детей, начав глобальную кампанию «One by One» («Один за другим»). В результате собрали более $26 млн., чтобы помочь более 4,4 млн. детей во всем мире. В Европе мы распространяем значки, праздничные открытки и собираем добровольные пожертвования, после чего все вырученные средства передаем для программы ЮНИСЕФ по иммунизации детей в развивающихся странах.
И один в поле – корпоративно ответственный воин
Говорят, надежда умирает последней. В современном мире я вижу огромную надежду и большое количество возможностей. Я вижу надежду в глазах людей, стремящихся к личной и экономической свободе, которые каждый день делают все для улучшения своей жизни и жизни своих семей. Эти люди не изменяют своим мечтам, а упорно идут к своим целям… Я вижу большие возможности и надежды для украинцев и миллионов людей в других странах, которые недавно восприняли идею демократии и свободного предпринимательства.
Никогда нельзя знать, на что вы способны, пока не попробуете. Это настолько очевидно, что некоторые люди совершенно не придают этому значения.
И снова я буду цитировать отца, который говорил: «Самое большое удовольствие получаешь не от бесконечного приобретения материальных объектов, а от создания богатства и того, что ты отдаешь его». Он также сказал: «Значение имеет только то, как мы используем то, что имеем».
Я думаю, что свобода и надежда – самые важные идеи, которые могут преобразовать людей и мир. Свобода и надежда имеют главное значение; они возрождают дух людей и являются стимулом к продолжению жизни. Лица и организации, предлагающие людям свободу и надежду, могут изменить мир к лучшему, даже если в определенный момент времени будет действовать всего один человек.
Свободолюбивый оптимист Стив Ван Андел, президент корпорации Amway (США). Родился в 1955 г. в Гранд Рапидз. Окончил колледж Хилсдейл, получив диплом экономиста, а затем – степень МВА в университете Майами в Оксфорде. В 1980 г. начал работать в корпорации Amway и стал ее президентом в 1995 г. Стив Ван Андел и Даг Де Вос вместе управляют Amway и входят в совет директоров материнской компании Amway – корпорации Alticor Inc. В 2001-2002 гг. работал председателем Торговой палаты Соединенных Штатов. В своем родном Гранд Рапидзе Стив занимается несколькими проектами при общественном музее Гранд Рапидз по возрождению города: созданием Музейного центра Ван Андела и Института Ван Андела – крупнейшего центра по исследованию здоровья. Хобби: разведение лошадей и верховая езда. В его офисе повсюду можно увидеть фотографии лошадей. Отечественное соответствие Официальное представительство Amway в Украине было открыто в ноябре 2003 г. Наша страна стала 56-м государством, где компания открыла свои филиалы. Ее офисы есть в Киеве, Донецке, Львове и Одессе. По результатам 2005 г. объем продаж составил $31,337 млн., что в 2 раза больше по сравнению с предыдущим годом. В настоящее время компания объединяет 96 тыс. независимых предпринимателей и более 95 штатных сотрудников. Сегодня Украина в сфере прямых продаж является третьим по величине рынком среди стран Восточной Европы. Украинские независимые предприниматели собрали 27,5 тыс. евро, которые компания перечислила в различные детские организации в Украине. Сотрудничают с благотворительным фондом «Единственная» по реабилитационной программе для детей-сирот, закупили медицинское оборудование для детей через Фонд помощи детям Чернобыля. Ярые сторонники свободного предпринимательства Компания Amway Corporation основана в 1959 г. двумя друзьями – Джеем Ван Анделом и Ричем Де Восом. Сейчас компания – один из мировых лидеров прямых продаж, управляется вторым поколением учредителей – Стивом Ван Анделом и Дагом Де Восом. Amway работает в 80 странах. Более 3 млн. независимых предпринимателей и торговых представителей распространяют продукты во всем мире. Это более 450 товаров для здоровья, красоты, ухода за домом, пищевые добавки, средства личной гигиены и др. Объем продаж материнской компании Alticor Inc., в которую входит Amway Corporation, в 2005 г. составил $6,4 млрд. Головной офис находится в г. Эйда. Штат – 13 тыс. человек.