Каждому – по потребности

В 2006 г. бизнес активизировал усилия по привлечению финансирования. Вслед за ростом объемов привлекаемых средств компании получают возможности шире использовать в этих целях более разнообразный инструментарий.


Все большее Число отечественных компаний для реализации планов развития привлекают внешние финансовые ресурсы. Но если раньше единственным и достаточным источником финансирования выступали украинские банки (как путем кредитования, так и приобретения большей доли эмиссий облигаций корпоративного сектора), то сегодня денежные потребности (особенно крупные) активнее утоляются в том числе и за счет эмиссии или размещения акций, а также и синдицированных кредитов международных структур.


Деньги на вырост


Как и в прошлые годы, лидером среди фининструментов привлечения финансирования остаются банковские кредиты. Причем динамичному росту объемов кредитования в значительной степени содействовало оживление в экономике. «Популярность кредитования связана с относительной простотой получения кредита (по сравнению с другими способами заимствования). Кроме того, при наличии ликвидного залога проблем с получением кредита в банке не возникнет», – рассказывает Дмитрий Николаев, генеральный директор компании по управлению активами «КапиталЪ». Так, если за 2005 г. прирост выданных кредитов субъектам хозяйственной деятельности составил 49%, то за 9 месяцев 2006 г. – 35,2%, достигнув объема в 147,3 млрд. грн. Наиболее активно привлекают средства с помощью этого инструмента в сельском хозяйстве, а также предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью, перерабатывающей и добывающей промышленностью.


Постепенно кредиты перестают служить исключительно инструментом пополнения оборотных средств и все больше используются экономическими субъектами в целях реализации инвестиционных программ. Согласно отчету НБУ, с начала года объемы долгосрочных кредитов выросли почти на 25% и на 01.08.2006 г. составили 72,98 млрд. грн.


Интенсивный рост кредитных портфелей банков породил существенную проблему – образовался разрыв между объемами привлеченных средств на депозиты и выданными кредитами. Согласно исследованию аналитиков «Укрсоцбанка», на конец августа он составил 38,4 млрд. грн. А поскольку в осенний период спрос на кредитные ресурсы возрастает, то на конец 2006 г. разрыв может достигнуть 50 млрд. грн. Это подталкивает банки к активному выходу на открытый рынок в поисках дополнительных ресурсов. Собственно это обстоятельство и определяет отраслевую структуру рынка корпоративных облигаций, где доля ценных бумаг банков составляют приблизительно 42%. Как считает Дмитрий Николаев, «популярность облигаций связана с относительной дешевизной привлекаемых средств (средняя доходность облигаций на украинском рынке колеблется в пределах 14-16%)». Впрочем, дальнейшему активному применению этого инструмента не способствует ухудшение ликвидности украинского фондового рынка ввиду неблагоприятной конъюнктуры: иностранные инвесторы, ранее проявлявшие на нем высокую активность, через повышение ставок рефинансирования и существующих опасений по поводу возможного снижения курса гривни вновь обратили внимание на менее рисковые западные рынки. Упомянутые тенденции и ожидания не стимулируют инвесторов-нерезидентов к покупке ценных бумаг отечественных эмитентов. Аналитики «Укрсоцбанка» называют эти причины в качестве основных факторов, повлиявших на сокращение темпов роста первичного рынка корпоративных облигаций. В 2006 г., по оценкам аналитиков «УкрСиббанка», совокупный объем рыночных эмиссий может достигнуть 2 млрд. грн., тогда как за 2005 г. показатель составил 3,5 млрд. грн.


Снизив темпы эмиссии долговых ценных бумаг, отечественные предприятия активизировали привлечение средств путем выпуска акций. За 7 месяцев 2006 г. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) зарегистрировала совокупный выпуск акций на сумму 27,58 млрд. грн. По сравнению с аналогичным периодом 2005 г. показатель увеличился на 19,52 млрд. грн. Из них акции, которые размещаются с целью привлечения средств открытыми и закрытыми акционерными обществами составили 10,76 млрд. грн. По сравнению с аналогичным периодом 2005 г. показатель вырос на 5,77 млрд. грн., что свидетельствует о повышении интереса к этому инструменту.


В поисках международных финансов


Для большинства украинских компаний поиск средств на внутреннем рынке не является весомой альтернативой внешнему привлечению. Если заем относительно небольшой (несколько десятков миллионов гривен), его может полностью удовлетворить внутренний рынок. Но для привлечения более «длинных», крупных и дешевых ресурсов потребуется выходить на международные площадки. «Ресурсы на международном рынке стоят дешевле, однако доступ к ним наших предприятий пока ограничен в силу несоответствия стандартов финансовой отчетности и корпоративного управления», – констатирует Дмитрий Николаев.


На сегодняшний день получение синдицированных кредитов у зарубежных банков – наиболее эффективный способ привлечения средств на внешних финансовых рынках: как из-за подходящей цены обслуживания, так и не слишком обременительной процедуры привлечения (например, сравнительно с выпуском еврооблигаций). Этот инструмент эксперты советуют рассматривать как подготовительный этап к выпуску еврооблигаций, выходу на IPO или продаже компании. «С целью завоевания доверия инвесторов, повышения собственного рейтинга предприятие сначала получает синдицированный кредит, а уже потом выпускает еврооблигации, формируя таким образом кредитную историю. Когда компания становится максимально прозрачной, интерес к ней со стороны инвесторов намного повышается, и размещение акций происходит по максимальной цене. Иначе выход на IPO малоперспективен в силу слабого внимания инвесторов к таким бумагам», – считает  Вячеслав Масленников, директор компании по управлению активами «АРТ-Капитал Менеджмент».


Первая практика привлечения синдицированных кредитов была сделана банками еще в 2003 г. – в октябре того года «УкрСиббанк» привлек $14 млн., а в декабре «Аваль» позаимствовал – $14,5 млн. Активно этот инструмент отечественные заемщики начали использовать только в 2005 г. В текущем году по сравнению с прошлым прослеживается тенденция повышения доверия к украинскому бизнесу, что подтверждается постепенным снижением надбавки к ставке Libor (рисковой премии) и повышением объемов получаемых кредитов. «Снижение надбавки к Libor связано с тем, что Украине был присвоен более высокий кредитный рейтинг. Также желая получить более дешевые кредиты, банки постепенно улучшают показатели финансовой отчетности», – полагает Вячеслав Масленников. Если осенью 2005 г. ПриватБанк привлек $158 млн. по ставке Libor+2,8%, то осенью 2006 г. был совершен займ на $300 млн. по ставке Libor+1,8%. Причем в большинстве случаев объем заявок кредиторов на участие в займе существенно превышает заявленную потребность украинских предприятий (кстати, аналогичная ситуация наблюдается и при размещении еврооблигаций). Для украинских заемщиков снижение рисковой премии частично компенсирует рост базовых процентных ставок на внешних рынках. В связи с повышением ставок рефинансирования Федеральной резервной системой США до 5,25% и Европейским центральным банком до 3,25% ставка Libor выросла со значения 1,34% в апреле 2004 г. до 5,75% на конец июня 2006 г. Именно из-за роста стоимости ресурсов на мировых рынках капитала отечественные компании и банки вынуждены были скорректировать планы по международным заимствованиям в первой половине года, возобновив активность лишь осенью.


Привлечением средств с помощью синдицированных кредитов заинтересовались и крупные промышленные предприятия. Так, в 2005-2006 гг. этим инструментом воспользовались корпорация «Индустриальный Союз Донбасса» и металлургический комбинат «Азовсталь». Привлекательности этому инструменту для предприятий добавляет тот факт, что сроки кредитов и их объемы существенно больше, чем у банков (для которых срок составляет один год с правом продления).


«Если говорить о перспективах, то предпочтения в способе заимствования капитала вряд ли существенно изменятся. Постепенно будет возрастать популярность облигаций. Кроме этого, ряд крупных компаний проведет ІРО, однако позволить себе такую роскошь могут далеко не все в силу достаточно высокой стоимости этого способа привлечения капитала», – отмечает Дмитрий Николаев. «Росту интереса к привлечению средств через облигации и акции будет способствовать развитие фондового рынка, принятие закона «Об акционерных обществах», конкуренция на рынке рейтингования, а также увеличение количества внутренних институциональных инвесторов», – констатирует Вячеслав Масленников. Эксперты также прогнозируют и рост частных размещений акций среди финансовых инвесторов, которые стали особенно популярыми в 2006 г. среди банков. По оценкам PBN Company, общая капитализация всех украинских предприятий, разместивших свои акции на фондовых рынках, к концу 2006 года может достигнуть отметки в $35-40 млрд. Для сравнения: суммарная капитализация польских компаний, котирующихся на бирже, оценивается в $80 млрд.


Для привлечения средств на модернизацию производства, в частности, в связи с ожидаемым ростом цен на газ с 2007 г. до $130 за тыс. куб. м, в первую очередь крупный отечественный бизнес из химической и металлургической отраслей будет активнее выходить на внешние рынки капитала.

Залишити відповідь