Европейский центральный банк (ЕЦБ) не будет менять денежно-кредитную политику на своем очередном заседании, которое состоится в четверг, по всей вероятности тем самым усилив контраст между своей политикой и политикой Федеральной резервной системы (ФРС), пишет Dow Jones Newswires.
После того как два года назад они скоординировали масштабную программу стимулирования, в этом году дороги ФРС и ЕЦБ расходятся. ЕЦБ поэтапно сворачивает свои меры стимулирования, тогда как ФРС, похоже, готова объявить о новой программе покупки активов для поддержания экономики на заседании Комитета по операциям на открытом рынке в среду.
ФРС уже примет свое решение к тому времени, когда Управляющий совет ЕЦБ соберется на заседание в четверг. И аналитики говорят, что, хотя это снижает шансы ужесточения политики ЕЦБ, шансов на то, что он будет вынужден последовать примеру ФРС, нет.
Опрос более 40 аналитиков, проведенный Dow Jones Newswires, указывает на то, что ключевая процентная ставка ЕЦБ не будет меняться до 2011 года, так как волна активного сокращения бюджетных дефицитов сдерживает рост и инфляцию.
Мэри Дайрон, экономист Ernst & Young, считает, что ЕЦБ вряд ли поддастся соблазну осуществить ранее ужесточение политики, учитывая сильный рост экономики весной и летом, который спровоцировал укрепление пары евро/доллар на 11%.
«Недавнее укрепление евро стало лишь еще одним фактором, указывающим на более слабый рост в еврозоне, который будет действительно очень слабым, — отмечает Дайрон в аналитической записке. — ЕЦБ будет необходимо быстро реагировать, если экономическая ситуация будет развиваться неблагоприятно».
Аналогичным образом, ЕЦБ не нужно поддаваться страху из-за роста евро и предпринимать действия, говорит Кай Карстенсен, старший экономист немецкого исследовательского института Ifo.
«Еврозона не настолько подвержена внешним факторам, и. рост покупательной способности ввиду укрепляющегося евро благоприятен, — говорит Карстенсен. — Но если он вырастет еще на
Таким образом, Управляющий совет, скорее всего, вместо этого сосредоточится на остающихся «нестандартных» мерах и на том, как от них быстро и навсегда отказаться.
Из них остались только две: программа по рынкам ценных бумаг (Securities Markets Program), в рамках которой ЕЦБ приобрел государственных облигаций на сумму 63 млрд евро, чтобы обеспечить подобие порядка на периферийных рынках в этом году, и программа операций рефинансирования по принципу «полное распределение по фиксированной ставке», которая позволила слабым банкам занимать столько, сколько нужно, пока они затыкали вызванные кризисом прорехи в своих балансах.
ЕЦБ обязался реализовывать программу полного распределения до конца месячного резервного периода, завершающегося в январе, но существует все больше признаков нетерпения по отношению к банкам, которые по-прежнему полагаются на эту поддержку.
Члены совета, которые отличаются более жесткой позицией, например представитель Германии Аксель Вебер, предлагают вернуться к аукционному распределению и нормированию ликвидности с начала следующего года, по крайней мере в рамках операций по предоставлению трехмесячной ликвидности. Но учитывая традиционное нежелание президента ЕЦБ Жан-Клода Трише связывать себя преждевременными обязательствами, он, как ожидают аналитики, объявит о том, какими будут условия в следующем году, только в декабре.
Обсуждение программы по рынкам ценных бумаг, возможно, будет более оживленным. Некоторые рынки государственных облигаций еврозоны вновь оказались под давлением с тех пор, как члены правительств ЕС на прошлой неделе согласились выработать «механизм разрешения кризисов», благодаря которому в будущем будет легче заставлять держателей облигаций разделять бремя спасения тех членов еврозоны, которые окажутся в беде.
Например, доходность по ирландским облигациям с тех пор резко выросла на фоне опасений вокруг возможной реструктуризации, и участники рынка сообщают, что ЕЦБ вновь начал их покупать во вторник после 4 недель перерыва.
ЕЦБ не подтвердил эти сообщения, и существуют признаки того, что, если банк возобновит покупки, то он будет делать это еще более неохотно, чем в мае, когда началась программа. На заседании ЕС на прошлой неделе правительства отказались принимать правила по будущей бюджетной дисциплине, что стало горьким поражения для ЕЦБ. Центральный банк громко пропагандировал «квантовый скачок» в управлении валютным союзом, который не позволил бы отдельным странам проводить бюджетную политику, подрывающую позиции евро.