Маркетинг по банкомату

Объединение банкоматных сетей, помимо очевидных выгод, таит в себе и скрытые вначале дополнительные преимущества – как для самих банков, так и их клиентов.


Банки, объединяя банкоматные сети, рассчитывают на вполне понятные выгоды. Это повышение лояльности клиентов к банкам-участникам путем снижения тарифов за снятие денежных средств в любом банкомате объединенной сети, а также снижение платы за интерченж при проведении расчетов между банками-участниками. Также объединение банкоматов в единую сеть позволяет сократить издержки на инвестиции в развитие банкоматной сети, снизить себестоимость ее обслуживания. «Для банка это замечательная возможность, не делая дополнительных инвестиций в развитие банкоматной сети, а также ее поддержки, предлагать своим клиентам сеть в 6-10 раз, а в некоторых случаях и в 50 раз больше, чем собственная», – рассказывает Андрей Аушев, исполнительный директор «Украинского процессингового центра» (УПЦ). Собственно, желанием достичь подобных выгод и руководствовались некоторые банки, создавая под эгидой УПЦ год назад объединение «АТМоСфера». Но рынок выделяет свои приоритеты. И необходимость их удовлетворить делает потенциальные возможности гораздо шире.


Оправдание цифрами


Лучшим подтверждением выгодности проекта является динамика некоторых важных показателей. «Несмотря на наличие у лидеров рынка крупных банкоматных сетей, взаимный процент пересечения клиентов мизерный, – рассказывает Владимир Белоус, начальник управления платежных карт «Кредитпромбанка». – Идеей объединения было заставить клиентов отойти от стереотипа «свое-чужое» и увеличить доходы на объемах. За год работы, как мы и прогнозировали, показатели заметно выросли». В целом, с начала запуска проекта ежемесячное количество транзакций по всем банкам-участникам увеличилось в 7 раз. Вместе с тем количество локальных операций между банками в сети выросло более чем на 160%, а обороты увеличились на 200%. Следует отметить, что если в целом в Украине на 100 тысяч держателей карт приходится 38 банкоматов, то на такое же количество держателей карт банков сети «АТМоСфера» – 121 банкомат. По статистике, в каждом большом городе Украины каждый десятый банкомат – это банкомат сети «АТМоСфера».


«Открывая новый зарплатный проект, банк-участник объединения «АТМоСфера» может не иметь собственной сети банкоматов в том или ином городе, районе, однако у него есть конкурентное преимущество благодаря наличию поблизости банкоматов банков-партнеров», – отмечает А. Аушев. Согласны со своим коллегой и банкиры. «Мы воспользовались в ряде проектов наличием сети банкоматов-партнеров в регионах, где наша собственная сеть не столь развита, – говорит Юрий Батхин, начальник управления платежных карт банка «Пивденный». – Если бы мы не были участником объединения, нам пришлось бы от них попросту отказаться». «Сегодня мы можем констатировать, что у нас ушла зависимость от своих банкоматов, – рассказывает В. Белоус. – Благодаря специальным тарифам клиенты воспринимают банкоматы наших партнеров как наши собственные». Наличие банкоматов банков-партнеров, как правило, не останавливает финучреждения от инвестиций в дальнейшее расширение своего парка, так как комиссионный процент зависит от количества банкоматов банка. «За счет уменьшения межбанковских комиссий были снижены тарифы для клиентов по выдаче наличных в сети «АТМоСфера» в 1,5-2 раза, а по некоторым программам, связанным с кредитованием, комиссии установлены на нулевом уровне, – отмечает Александр Благоверный, заместитель директора департамента операционного сопровождения, начальник управления платежных систем «Индэкс-Банка». – Мы увеличили количество операций в наших банкоматах за счет клиентов других банков, получили возможность реализации привлекательных карточных программ для своих клиентов и, как результат, увеличили свою доходность».


К клиентам обратятся персонально


Сегодня одними из наиболее перспективных и востребованных направлений, связующим звеном в развитии которых может быть банкомат, являются сервисы, позволяющие сделать операции клиентов более быстрыми и удобными. В частности, УПЦ совместно с банками-членами сети «АТМоСфера» планирует в I квартале 2007 г. внедрить услугу перевода средств с одного карточного счета клиента на другой, который может быть открыт в любом участнике объединения. Ю. Батхин заметил, что в рамках сети планируют предоставлять клиентам большинство услуг, которые банки, как правило, предлагают исключительно своим клиентам.


В планы УПЦ, по словам А. Аушева, также входит разработка и других дополнительных функций. В частности, процессинговый центр уже работает над внедрением персонифицированных сообщений клиенту. Банки будут сегментировать своих клиентов по определенным параметрам, УПЦ формировать перечни карт и отправлять сообщения напрямую клиентам, к примеру, о новых услугах. По мнению А. Аушева, благодаря целевому сегменту этот канал может использоваться и для рекламно-маркетинговых целей.

Залишити відповідь