Слияния
Еврокомиссия уступила французкому национализму
После пяти месяцев рассмотрения Евро ной франкобельгийской газовой компании комиссия наконец дала зеленый свет Suez. Стоимость сделки – 42,1 млрд. евро. слиянию французского государственного Этот альянс был инициирован властями энергоконцерна Gaz de France (GDF) и част Франции в феврале, чтобы не допустить поглощения GDF итальянской груп пой Enel. Для этого парламент даже пошел на сокращение государствен ной доли в концерне с 74 до 34%, что вызвало резкую критику со стороны профсоюзов. Еврокомиссия также обязала стороны, участвующие в сделке, избавиться от части своих активов. Речь идет о 57%х пакетах Suez в газораспределительной ком пании Distrigaz и сетевой Fluxys. GDF же должна будет отказаться от 25,5% в компании SPE, втором по годная выручка достигнет 64 млрд. евро, числу клиентов операторе бельгий а затраты сократятся минимум на 500 млн. ского энергетического рынка. евро в год. Капитализация конгломерата
Но даже при условии продажи превысит $85 млрд., что позволит ему за ряда активов объединение двух ги нять второе место в мировой табели о ран гантов приведет к появлению не только одного из лидеров в области транспортировки и распределения газа в Европе, но и пятого по величине производителя электроэнергии в мире. Новая компания будет обслуживать около 214 млн. потребителей газа, воды и электричества. Ее ежегодная выручка достигнет 64 млрд. евро, а затраты сократятся минимум на 500 млн. евро в год. Капитализация конгломерата превысит $85 млрд., что позволит ему занять второе место в мировой табели о рангах. К тому же сделка очень своевременна. Руководство GDF неоднократно заявляло о планах сокращения зависимости от российского газа (25% общего объема поставок). Оно не сомневается: масштабы объединенной группы значительно повысят ее ставки на долю в крупных энергетических проектах без участия России.
Кадровые перестановки
Спасать Deutsche Telekom будет глава мобильной «дочки»
Вслед за шефом Volkswagen, внезапно оставившим свой пост, ушел в отставку глава другого немецкого концерна, председатель правления Deutsche Telekom 45летний Кай Уве Рикке. Его преемником назначен 43лет ний Рене Оберманн, с 2002 г. возглавлявший TMobile – дочернее предприятие мобильной связи. Интересно, что сегодня он – самый младший из членов совета директоров теле коммуникационного гиганта.
Кай-Уве Рикке, председатель правления Deutsche Telekom
Говоря о причинах отставки Рикке, экспер ты однозначны. За четыре года пребывания на своем посту топменеджер так и не сумел выру лить из затяжного пике, в котором Deutsche Telekom оказался после либерализации рынка те лекоммуникационных услуг в Германии, завер шившейся в 1998 г. К тому времени концерн был приватизирован и выведен на биржу. С тех пор бывший государственный монополист ве дет конкуренцию уже с десятками более мелких игроков телекоммуникационного рынка.
Еще не так давно конкуренты Deutsche Tele kom предлагали клиентам главным образом мо бильную связь или выход в Интернет. Теперь они вторгаются и в приоритетный сегмент концер на – телефонную проводную связь, которой ве дает «дочка» TCom. Причем конкуренты порой предлагают расценки в десятки раз ниже. Ре зультат – с начала года более 1,5 млн. клиентов повернулись к Deutsche Telekom спиной, а его прибыль только в III квартале упала на 20%.
От отставки Рикке не спас и предложенный им несколько недель назад антикризисный план. До кумент был направлен на решение стратегиче ских проблем, перед лицом которых оказываются большинство европейских эксмонополистов теле коммуникационного рынка – избыточность персо нала, сужающиеся возможности рынка, снижение оборотов на национальных рынках, а также обо стряющаяся конкуренция. План, в частности, пре дусматривал сокращение издержек путем сокра щения 32 тыс. рабочих мест в Германии к 2008 г.
Реорганизция
Volkswagen против внетренней конкуренции
Крупнейший немецкий автоконцерн Volkswagen, в котором 1 января 2007 г. сменится руководство, ожидает реструктуризация. Новый председатель правления Мартин Вин теркорн своим приоритетом назвал прекращение дублирования продукции внутри кон церна, чтобы избавиться от внутренней конкуренции. По его мнению, необходимо преж де всего определить нишу для каждого бренда, входящего в VW. Для этого планируется создать группу премиумбрендов, куда будут включены такие марки, как Audi, Bentley, Bugatti и Lamborghini, а также группу менее престижных массовых марок – Volkswagen, Seat и Skoda. Впрочем, эти группы существуют уже четыре года, не определилась только специфика бренда Audi. Пока это единственное предприятие немецкого концерна, спо собное предложить автомобили разной ценовой категории. Лишь в последние годы по литика бренда изменилась в пользу повышения ценовой планки. Судя по всему, Винтер корн решил окончательно перевести Audi в разряд премиальных автомобилей.
Новый глава VW также сделает упор на разработку концепткаров. Это означает, что концерн настроен на активное внедрение новых технологий и конструкторских реше ний. Для этого в компании будет введена новая должность – директор по разработке концептов, а также перераспределятся обязанности членов правления. Не обойдется и без увольнений для сокращения издержек – соответствующие уведомления получат 4 тыс. немецких сотрудников VW.
Регулирование рынка
Сорокоградусная служба
Крупнейшие российские производители алкоголя, чтобы не допустить госмонопо лии на рынке, намерены создать единый контрольный орган федерального мас штаба – совет алкогольной безопасности России. Создание такой структуры, по мнению инициаторов, позволит со брать 100% налогов и уменьшит смерт ность от отравлений. Решения же, приня тые советом, должны быть обязательны для всех министерств, участвующих в процессе регулирования рынка. Правда, предприниматели могут опоздать со своей инициативой: в Госдуме активно разраба тывается законопроект о монополии не только в производстве, но и в рознице.
Между тем разговоры о необходимости «привести к общему знаменателю» рынок алкогольной продукции России (как ино странного, так и отечественного произ водства) ведутся давно. В стране до сих пор нет единого органа, который контро лировал бы этот рынок централизованно. Это вверено таким министерствам и ведомствам, как Минфин, Роспотребнадзор, Минсельхоз и некоторым другим. Более того, участники рынка считают, что одна из причин продолжающегося кризиса вы звана отсутствием координации между ведомствами. По крайней мере именно с этим связывают провал автоматизи рованной системы по учету алкоголя ЕГАИС. Правда, некоторые эксперты склоняются к другой версии. Правитель ственные структуры якобы решили вос пользоваться кампанией против некаче ственного спиртного, чтобы взять алко гольный рынок под жесткий контроль.
Итоги нынешнего кризиса в России не утешительны. С июля 2006 г. с алкоголь ного рынка ушло около 300 оптовых и ди стрибьюторских фирм (из 3,5 тыс.). Еще около 360 алкогольных компаний могут покинуть рынок в течение года изза не достатка оборотных средств. Розничную торговлю алкоголем прекратили осущест влять более 40% магазинов.